Осенняя посевная безнадежно отстала от плана: засеяна четверть площадей. Вмешалась не только война, но и погода

Осенняя посевная безнадежно отстала от плана: засеяна четверть площадей. Вмешалась не только война, но и погода

Где взять деньги и можно ли наверстать упущенное

Цей текст також доступний українською This text is also available in English
Осенняя посевная безнадежно отстала от плана: засеяна четверть площадей. Вмешалась не только война, но и погода
Фото: depositphotos.com

Украинские аграрии приближаются к календарному «экватору» посевной под урожай 2023 года. Фактический результат полевых работ значительно отстает от прошлогоднего даже с коррекцией на то, что часть площадей изначально не планировались к обработке из-за оккупации, близости к фронту или загрязнения взрывоопасными предметами.

По состоянию на первую декаду октября во всех областях засеяно 1,2 млн га. Для сравнения: на 11 октября 2021 года этот показатель составлял 4,73 млн га, то есть в четыре раза больше. Наибольший прогресс в этом году отмечается на Тернопольщине, где уже прошел сев на 32 000 га, или 41% от плана.

Что, кроме очевидного – войны, привело к такому плачевному результату, есть ли шансы его исправить, и каковы основные болевые точки аграриев, – разбирался Mind.

Насколько сильно прогнозы разошлись с реальностью? Текущая динамика хуже прогнозной, так как план выполнен только на 26% исходя из ожидаемой площади в 4,56 млн га. Годом ранее аграрии в начале октября уже засеяли 60% от прогноза в 7,8 млн га.

Фактически сокращение площадей под озимыми может быть даже больше, чем общеотраслевая временная потеря: 40% против 30%. То есть нынешние показатели пессимистичны даже с учетом пониженной для отрасли планки.

Причин множество, но основных две – погода и деньги.

Кому сильнее всего навредили ливни? Конец августа и сентябрь выдались на редкость сложными для полевых работ, а по некоторым показателям – исторически неблагоприятными. В среднем, привычный сельскохозяйственный цикл сместился на две недели.

По данным Гидрометцентра, среднее сентябрьское количество осадков в большинстве областей составляло 128–198% нормы (55–99 мм), а в Житомирской, Ровенской, Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской и Закарпатской областях этот показатель находился в диапазоне от 201 до 233% нормы (115–175 мм). Относительно благоприятной была погода в Одесской, Херсонской и Запорожской областях, где месячное количество осадков было близко к норме (34–41 мм). Но на общую картину это мало повлияло ввиду выпадения части площадей из аграрного оборота в двух последних регионах. 

На метеостанциях Хуст и Ужгород (Закарпатская обл.) и Ивано-Франковск, где за месяц выпало 217, 180 и 194 мм осадков, было зафиксировано наибольшее количество осадков за сентябрь за период наблюдений с 1961 года. Превышение составило соответственно 11, 37 и 22 мм. На некоторых метеостанциях (Ужгород и Чортков) были зафиксированы максимумы за всю историю наблюдений.

Дождливая погода влияет не только на темпы посевной, но и замедляет уборочную кукурузы и подсолнечника. То есть даже когда погода позволит, сначала нужно будет собрать нынешний урожай, прежде чем приступить к севу следующего. В прошлом году осенние погодные условия, наоборот, были сверхблагоприятны, что в значительной степени позволило сформировать близкий к рекордному озимый клин.

Однако погода – не единственная отраслевой фактор, который резко отличается в этом сезоне (Mind, разумеется выносит за скобки войну).

Как аграриям пришлось перестраивать финансовую модель? Основной ресурс для проведения осенней посевной кампании аграрии получали от продажи части урожая. В этом году из-за блокады портов зерновой рынок рекордно снизил активность, а затоваривание привело к обвалу цен. Частичное восстановление экспорта произошло только в августе – слишком поздно, чтобы сформировать ресурс к началу полевых работ.

Формат товарных кредитов – предоставление дистрибуторами СЗР, удобрений, семян с рассрочкой на сезон, до сбора урожая – также почти не актуален. Поставщики, не понимая перспективы и не рискуя планировать с горизонтом в год, массово переходят на условия 100% оплаты. Поэтому осенняя посевная проходит в условиях «затянутых поясов» и жесткой экономии всех возможных ресурсов.

«Сейчас практически нет возможности закупиться полностью, выложить весь кеш на стол», – говорит Дмитрий Скорняков, директор холдинга HarvEast в эфире проекта «Ціна Держави». И добавляет, что экономия на технологиях неизбежно выливается в сокращение урожайности: «Мы [украинские компании] начнем отставать от наших [мировых] конкурентов».

Тренд экономии на интенсивности производства набирает обороты и усилится к февралю-марту, когда настанет время для весенней посевной кампании. Как прогнозируют поставщики ресурсов для АПК, в следующем году инвестиции в гектар снизятся на 5–7% в долларовом эквиваленте.

Особенно рачительными аграриев заставляет быть понижательный ценовой тренд, который наблюдается на сельхозпродукцию уже пятый месяц подряд. «В следующем сезоне цены на коммодити будут ниже, чем в этом году», – уверен Скорняков.

На фоне роста затрат на агропроизводство и отсутствия ликвидности такой прогноз звучит как приговор. Все это формирует довольно пессимистичные ожидания относительно будущего урожая.

Чего ждать от урожая-2023? В последнем довоенном году Украина собрала урожай в 106 млн тонн. Такие или даже сопоставимые цифры будут неактуальны еще несколько лет. Консенсусный экспертный прогноз урожая текущего года составляет 55 млн тонн. Mind ранее писал, почему официальные ожидания чиновников на уровне 67 млн тонн неадекватно завышены. 

При этом ситуацию в полях очень сложно свести к общему знаменателю. В разных областях она изрядно отличается – в том числе, по параметру стабильности. И хотя на 100% прогнозировать работу не может никто, но хозяйства на западе страны демонстрируют большую уверенность – вплоть до готовности расширять посевные площади.

Даже если сбудется минимальный прогноз объема урожая в 55 млн тонн, он может оказаться отличным результатом по сравнению с будущим сезоном, перспективы которого начинают аккуратно анализировать участники рынка.

Сокращение посевных площадей на фоне уменьшения интенсивности производства могут генерировать объем урожая, который был актуален 10–15 лет назад – 46 млн тонн или даже меньше. Отметим, что этого объема все равно более чем достаточно для покрытия внутренних потребностей Украины, особенно с учетом оттока людей из страны.

Однако изменится и структура урожая: продовольственные культуры неизбежно сократятся в пользу технических. Это видно уже на примере осенней посевной, где площади под рапсом практически соответствуют прошлогодним, но происходит сокращение посевов колосовых зерновых – пшеницы и ячменя. Озимая пшеница если и сеется, то с технологической целью – на семена, а не для потребления. Также вполне реально, что часть земель просто останется под паром.

В следующем году наиболее драматичное снижение площадей произойдет под кукурузой, прогнозируют участники рынка. Эта культура дорогая в производстве и доработке, хранении, а цены на нее оставляют желать лучшего. При этом технические культуры выглядят относительно привлекательно по цене – что и обеспечит им место на поле.

Еще один фактор, который меняет перечень культур на украинских полях, – перспективы экспорта.

Как и кому продать все то, что все-таки вырастим? Полноценный экспорт – залог и необходимое условие работы украинского АПК, более половины объемов продукции которого до войны уходило на внешние рынки. Блокада портов не только лишила аграриев выручки, но и привела к затовариванию рынка и перегрузке мощностей.

Сухопутные западные границы продолжают играть важную и порой ключевую роль во внешней аграрной торговле даже после открытия портов, что формирует крен в географической структуре экспорта.

Основными рынками сбыта украинской агропродукции в последние годы было четыре региона: страны Азии, Европейского Союза, Африки и СНГ. В 2022 году наблюдается рост отечественного агропродовольственного экспорта только в Евросоюз, который опередил многолетнего лидера – Азию. «Доля ЕС увеличилась с 28% в прошлом году до 52% в нынешнем году. За восемь месяцев 2022 года европейские страны закупили украинскую продовольствие на $7,029 млрд», – говорит Николай Пугачев, заместитель директора Национального научного центра «Институт аграрной экономики».

Определяющими позициями в товарной структуре отечественного агропродовольственного экспорта остаются зерновые и масличные культуры, растительные масла и жиры, остатки и отходы перерабатывающей промышленности, а также мясо и субпродукты. Их совокупная доля в аграрном экспорте составляет около 88%.

Проще говоря, европейский рынок более радушен к украинскому рапсу и подсолнечнику. А вот кукурузу и ячмень в основном покупал Китай, ставший на неопределенное время недоступным.

Хорошая новость в том, что объемы экспорта восстанавливаются. Так, по данным Государственной таможенной службы, экспорт агропродовольственной продукции в январе–августе 2022 года составил $13,56 млрд. Это на $1,579 млрд – то есть на 10% – меньше соответствующего показателя за восемь месяцев 2021 года. Доля агропрода в общем экспорте составляет около 47%.

В сентябре за счет активизации морской торговли аграрный экспорт еще больше разогнался и достиг довоенных 7 млн тонн. На аграрные категории во внешней торговле пришлось 62% стоимости и 71% объема экспорта.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно