Sense Bank в шаге от национализации. Депутаты приняли новый закон, который позволит передать банк государству

На каком основании и как это будет происходить

Фото: wikipedia.org/wiki/Sense_Bank

Верховная Рада 29 мая приняла во втором чтении законопроект №9107-1 о механизме вывода с рынка банков, собственниками которых являются подсанкционные лица. По сути, целью этого документа является одно лишь финучреждение – Sense Bank (бывший Альфа-Банк).

И хотя прямого упоминания этого банка нет, в тексте законопроекта содержатся уточнения, которые указывают именно на Sense Bank. В частности, теперь Национальный банк получает полномочия по национализации системно важного банка, в отношении собственников которого введены санкции. Причем, такой банк может по-прежнему оставаться платежеспособным. То есть, его вывод с рынка происходит исключительно в связи с тем, что проблемным является не сам банк, а его акционеры.

Mind разбирался, по какой процедуре предполагается национализировать банк и когда это может произойти.

Каким был первый закон о выводе с рынка Sense Bank? Принятый законопроект № 9107-1 – это уже второй по счету законодательный акт, который предусматривает особую процедуру вывода системно значимых банков с рынка.

Осенью 2022 года парламент принял закон №2643-IX, в котором был прописан механизм национализации системных банков в условиях военного положения. Если вкратце, то:

Когда этот закон уже был принят, представители партии «Слуга народа» (в частности, депутат Роксолана Пидласа) сообщили, что его разрабатывали именно для национализации Sense Bank. По словам Пидласы, руководствуясь нормами закона №2643-IX, Нацбанк формально признает банк неплатежеспособным, после чего произойдет его национализация.

Почему Sense Bank так и не был передан государству? Несмотря на то, что парламент подготовил фундамент для обоснованного вывода банка с рынка, его национализация не случилась.

По одной из версий, ключевые акционеры, – Михаил Фридман и Петр Авен, которым до войны принадлежало 45% акций, – до последнего пытались договориться с украинской властью о том, чтобы банк остался на рынке. Самым ярким публичным шагом Фридмана стало открытое письмо главе НБУ Андрею Пышному, в котором он пообещал поддерживать стабильность банка и его работоспособность, а если Кабмин и НБУ решат, что Sence Bank необходимо передать государству, Фридман заявил о готовности сделать это бесплатно. Также он планировал докапитализировать банк на $1 млрд и направить часть этой суммы на кредитование украинской экономики, ее послевоенное восстановление.

Вторая, более прозаичная причина, заключается в том, что у Нацбанка не было поводов менять собственников Sence Bank. С ликвидностью у него все более-менее в порядке, и даже нормативы (в частности, достаточности регулятивного капитала Н2 и достаточности основного капитала Н3) он до сих пор выполняет.

А поскольку в законе №2643-IX участие в капитале банка резидентов страны-агрессора (Фридман и Авен имеют гражданство рф), равно как подсанкционность акционеров, не является основанием для национализации, руки у НБУ были связаны.

Кроме того, еще в апреле 2022 российские собственники банка, скажем так, отошли от дел. Они передали функции ключевого собственника Симеону Дянкову – это бывший министр финансов и вице-премьер Болгарии, глава Группы финансовых рисков Лондонской школы экономики. Таким образом, формально влиять на работу банка акционеры перестали.

Что нового во втором законопроекте о национализации Sense Bank? Глава парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Даниил Гетманцев, комментируя принятие законопроекта № 9701-1, объяснил, что предусмотренная процедура вывода с рынка банков, принадлежащих подсанкционным лицам, позволит защитить интересы клиентов банков и их вкладчиков.

Главные изменения, заложенные в документе, заключаются в том, что Национальный банк при определенных обстоятельствах, связанных с применением санкций к банку и/или его владельцам, имеет право принять решение:

Вывод банка будет происходить по той самой процедуре, которая закреплена законом № 2643-IX: передача государству за 1 гривну, никакой докапитализации и т.д. Также процедура будет максимально ускорена. Например, Кабмин в случае вывода системно важного банка с рынка не по причине неплатежеспособности, не должен получать от Совета по финансовой стабильности подтверждение того, что в банковской системе есть какие-либо признаки неустойчивости и прочие обстоятельства, которые угрожают финсектору.

Важно и то, что лица, которые понесут убытки в результате ликвидации или вывода с рынка системно важного банка, смогут компенсировать эти убытки исключительно за счет средств государства-агрессора. То есть, только через судебные тяжбы, которые могут тянуться годами и даже десятилетиями.

Почему теперь национализация Sense Bank стала реальной? То, что законопроект № 9701-1 будет подписан президентом и вступит в силу, сомнений не вызывает. Депутаты упорно «продавливали» его, даже пришлось выносить проект на повторное второе чтение. Как видим, успешно.

К слову, «за» в итоге проголосовало 305 народных избранников. Это даже больше, чем за закон №2643-IX. К тому же, неоднократные заявления представителей и Офиса президента, и Кабмина о том, что украинскую экономику нужно избавлять от присутствия любого бизнеса, связанного с рф, теперь можно будет претворить в жизнь. Тем более, что на банковском рынке Sense Bank действительно остался единственным игроком с российскими корнями. Проминвестбанк и Сбербанк (МР Банк), имевшие владельцев из рф, давно отправлены на ликвидацию.

Согласно нормам законопроекта № 9701-1 НБУ сможет вывести Sense Bank с рынка, отталкиваясь исключительно от наличия санкций против его акционеров. По данным НБУ, на 20 марта 2023 года ключевыми владельцами банка являлись: Андрей Косогов (40,96% акций), Михаил Фридман (32,86% акций) и Петр Авен (12,4% акций). Все они имеют российское гражданство. И против всех них введен целый набор санкций.

По данным Национального агентства по предотвращению коррупции:

Поэтому, у НБУ фактически уже нет никаких преград для того, чтобы провести национализацию. По мнению нескольких опрошенных Mind участников финансового рынка, это может произойти в течение месяца-двух.

Фактически, это то время, которое необходимо, чтобы соблюсти формальности. В том числе, получить одобрение со стороны Международного валютного фонда. Дело в том, что в меморандуме с МВФ Украина обязалась все решения, которые потенциально могут привести к увеличению доли госсобственности в банковском секторе, принимать только после консультаций с экспертами Фонда.

Помимо всего прочего, Нацбанк как раз проводит стресс-тестирование всех системно важных банков. Не исключено, что у НБУ появится дополнительная информация о финансовом состоянии Sense Bank.

Хотя, повторимся, на данный момент банк является платежеспособным. Но очевидно, что война, репутационные потери и «качели», связанные с его национализацией, не пошли банку на пользу. По данным НБУ, с 1 февраля 2022 года по 1 апреля 2023 года чистые активы Sense Bank сократились на 35%, собственный капитал – на 46%, объем средств физлиц – на 13,5%, кредитный портфель – на 37,2%.

Mind при написании материала обратился в банк с просьбой прокомментировать принятый законопроект № 9701-1 и заявления по поводу грядущей национализации. Пресс-служба банка заявила лишь о том, что у представителей финучреждения «…нет публичной позиции». Если в ближайшее время таковая будет сформирована, мы ее опубликуем.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS