С 19 по 28 июня в Украине проходит фестиваль «Неделя швейцарского кино», организованный Посольством Швейцарии вместе с кинокомпанией Arthouse Traffic.
Пандемия COVID-19 и карантин вносят свои коррективы в привычный уклад жизни и работы. Поэтому в нынешнем году событие перешло в онлайн, swissfilm.org.ua представляя аудитории 10 актуальных художественных лент последних лет от швейцарских авторов.
Mind пообщался с генеральным директором «Артхаус Трафик» Денисом Ивановым, чтобы узнать, насколько сильно прокатчики пострадали из-за карантина, какую стратегию по выходу к зрителю готовят, а также о важности государственной поддержки киноиндустрии и виртуальном путешествии в Швейцарию.
– Как карантин отразился на прокатчиках? Каковы новые реалии? Какие слабые места отрасли выявила пандемия?
– «Артхаус Трафик» – кинокомпания, которая скорее напоминает приватно-культурную институцию, чем классического прокатчика. Помимо кинопроката мы занимаемся цифровыми правами, фестивальными проектами и продюсированием современного украинского кино. С началом карантина мы уже трансформировали часть фестивальных проектов в онлайн-формат.
Если же говорить о прокатном отделе, то с закрытием кинотеатров процесс остановился полностью. Все ждут ослабления или приостановки карантина в июле. Но с новой реальностью непонятно, какие кинотеатры откроются и какими будут правила посещения.
Мы ждем открытия кинотеатров, чтобы оценить масштабы краха. Очевидно, что кризис продлится до нового года, а возможно и дольше.
– А как изменились форматы и возможности культурного сотрудничества между странами?
– Сейчас будет первый большой международный цифровой проект – виртуальный рынок Каннского кинофестиваля, который открывается в 20-х числах июня. Мы также принимаем в нем участие, потому что в момент карантина очень замедлились контакты и бизнес-процессы: все выжидают, к чему приведет новая реальность. Я вижу, что множество кинофестивальных и рыночных площадок активно продвигают онлайн-форматы. И онлайн-секция для киноиндустрии на Карловарском фестивале, и кинорынок в Каннах покажут, насколько возможно коммуницировать в таком формате.
– Директор «Планеты Кино» делился в Facebook интересной схемой градации зрителей – те, кому все равно, самые осторожные и нейтральные. Классифицируете ли вы как-то посткарантинную аудиторию, и какие подходы собираетесь использовать, чтобы вернуть людей в кинотеатры? Особенно самых перепуганных. Какую стратегию готовите?
– Мы занимаемся контентом и коммуникацией. А вот касательно стратегии общения со зрителями в кинотеатрах – это ближе всего непосредственно к руководству кинотеатров. Ведь именно там происходит физический контакт зрителя с кассой, с креслом, с баром, с санитарными службами. С нашей стороны ситуация с карантином приведет к пересмотру практик коммуникации непосредственно на площадке – количеству печатной рекламы, тому, где она будет располагаться в кинотеатрах, и как будет организован поток зрителей.
– Поменялась ли команда «Артхаус Трафик» за время карантина – расширилась или наоборот сократилась? Какие новые технологии или платформы пришлось освоить?
– Наша команда практически не изменилась. За время пандемии мы провели несколько важных проектов – это онлайн-фестивали европейского кино и «Чилдрен Кинофест», который собрал 22 000 зарегистрированных пользователей и 136 000 просмотров страниц. А 19 июня стартует «Неделя швейцарского кино». Этого направления до объявления карантина не было. Поэтому мы должны были перестроить свою работу соответствующим образом. Думаю, что процесс трансформации команды продолжится и после выхода этого интервью.
– Особенность фестиваля швейцарского кино в этом году – в его онлайновости. Как проходила подготовка, когда вы поняли, что нужно адаптироваться под новые условия и что-то предпринимать?
– Это не первый наш кризис. Мы знаем, как действовать и как себя вести в таких случаях. Над первым онлайн-проектом мы начали работать через неделю после объявления карантина в кинотеатрах.
– Охотно ли зрители переходят в онлайн?
– Мы понимаем, что люди до этого также смотрели кино онлайн. Понятное дело, что в условиях карантина, особенно его жесткой фазы, зрители стали гораздо больше пользоваться как легальными, так и пиратскими киносервисами. Но для многих это представляет определенную сложность, потому что если у тебя вся работа онлайн, а потом еще и отдых онлайн, ты устаешь.
Поэтому на момент этой цифровой трансформации мы постарались оставить интерактив. Чтобы было ощущение не только просмотра фильма, но и зрительского плеча, какой-то совместной реакции.
Нам в этом случае повезло, потому что главные фильмы, которые мы выпустили в прошлом году и в начале этого года – «Додому» Наримана Алиева и «Мої думки тихі» Антонио Лукича – как раз на момент карантина подошли к тому, что стали доступными для онлайн-платформ.
– Как считаете, переход в онлайн – насколько это явление «долгоиграющее»? Раньше оно больше касалось сериалов, а из-за пандемии даже международные фестивали пройдут в таком формате.
– Безусловно, оно временное. Но какие-то практики могут быть пересмотрены. Например, есть оконная система выхода фильмов: сначала релиз в кинотеатрах, потом на платном телевидении и платных сервисах для пользователей онлайн-платформ.
Может быть пересмотрена практика этих «окон» и приближение окна цифрового релиза к кинотеатральному. Но я думаю, что кинотеатральные сети переживут этот сложный период, и кинопрокатчики останутся. Фильмы будут и работа будет.
– «Артхаус Трафик» существует в украинском культурном пространстве с 2003 года. При какой власти за все время вашего существования больше всего чувствовалась поддержка государства? И насколько вообще важна господдержка киноиндустрии и культурных проектов в целом?
– Это правильный вопрос. Нам лучше всего работалось при предыдущей власти, поскольку были продуманы процедуры, можно было обратиться с хорошим проектом и получить на него государственную поддержку, если он представлял интерес. Была конкуренция этих проектов.
Украина стала делать огромное количество фестивалей украинского кино за рубежом, присутствовать на всех ключевых кинорынках, а не только на двух. В 2014 году отечественное кино поднялось с 1% до 9% рынка в 2019 году, в связи с этим изменился ландшафт рынка. Пока что текущая власть продолжала работать по инерции с предыдущих периодов, но каких-то новых серьезных инициатив мы пока не увидели.
– Почему важны такие фестивали, как «Неделя швейцарского кино»?
– У культуры есть сотни разных определений. В широком смысле посредством искусства люди видят, как живут люди в других странах, как они общаются, что смотрят, как принимают решения и как решают проблемы.
Вы можете, никогда не побывав в Нью-Йорке, знать, как себя ведут нью-йоркские полицейские, выбирать увиденные модели поведения, понимать, как там ухаживают за девушками – не потому, что подсмотрели у друга, а потому что посмотрели в свое время какой-то фильм. Поэтому погружение в другую культуру – и Швейцарии в том числе – это виртуальное путешествие.