Фильм «Мои мысли тихие»: комедия, где зритель смеется над собой
Ирма Витовская создала новый яркий типаж украинской женщины и матери

На экраны страны вышла дебютная картина режиссера Антонио Лукича «Мои мысли тихие». Она уже получила Специальный приз жюри в Карловых Варах (Чехия), а на национальном кинофестивале в Одессе была удостоена целого ряда наград: приза ФИПРЕССИ, премии за лучшую женскую роль, приза зрительских симпатий и специального упоминания жюри.
Комедия – единственный жанр, который в Украине приносит кассу. Но в этой картине нет эксцентрики, эстрадных звезд и эпатажа. Чем же взяло зрителей это кино – разбирался Mind.
Сюжет. «Мои мысли тихие» – трагикомедия об отношениях сына и матери. Если актриса Ирма Витовская, играющая маму главного героя, в представлениях не нуждается, то двухметровый, худющий Андрей Лидаговский – непрофессиональный актер. Но справился он со своей ролью на редкость органично. Наверное, ему близок его персонаж – 25-летний Вадик Ротт.
Вадим – фрилансер. Он – звукорежиссер, а его заказчики – иностранцы, которым нужны записи смеха или кашля. Вадим взял кредит под «ремонт» зубов и теперь его нужно отдавать, но тут и подоспел заказ от некого Джеймса Ткачука из Канады – записывать звуки животных для видеоигры «Ноев ковчег». У исполнителя возник логичный вопрос: почему не записать мычание коров и блеяние коз в Канаде? И здесь прозвучало своеобразное объяснение, вызвавшее первый дружный смех в зале: «Украинские животные тонко чувствуют приближение потопа – у них в голосе тревога. А канадские – слишком сыты и довольны. Они ничего не боятся».

Зрители смеялись, но смех этот был с примесью горечи, потому что данная характеристика напрямую относится скорее к нашим людям, постоянно живущим в состоянии бесконечной череды кризисов: социальных, экономических, политических.
Главный герой отправляется в Закарпатье, откуда он родом, записывать «предапокалипсическую» живность. Но особый бонус его ждет, если ему удастся записать некоего фантастического «раховского крыжня», потому что эта утка «крякает как все утки, но раз в год она поет». За ее песню Вадиму обещают тысячу долларов. И даже готовы предложить работу в Канаде, куда он мечтает сбежать с нашего «Ноева ковчега».
Однако на пути к мечте есть некоторые препятствия. Так, Ротт узнает из интернета, что эта редкая птица живет в запретной зоне, находящейся между Украиной и Румынией, где пересекает государственную границу «по сто раз на день».
В Ужгороде его встречает мама (Ирма Витовская) – бравая таксистка компании «Сакура». Ироничная, напористая, неунывающая – она отлично смотрится за рулем своего красного «Фольксвагена» на фоне по-весеннему цветущего города. Мама укоряет сына, что он непонятно чем занимается и в личной жизни у него сплошная неопределенность. «У тебя когда был последний раз секс?» – излишне откровенно допытывается она.

Сын тоже подробно расспрашивает о кавалерах матери (она в разводе). «Ага, так ты с молодым Бернардо встречаешь рассветы? А тебе нужен тот, с кем ты можешь встретить старость», – читает он ей нравоучения. «У меня даже внуков нет, – парирует она. – А глядя на тебя, думаю, что я их и не дождусь. Что может быть важнее внуков?» – «Творчество. Я – творец!» – гордо бросает Вадим и включает электронную композицию собственного сочинения.
Таким беспокойным тандемом они отправляются на запись фауны родного края, где по дороге происходит масса приключений.
Плюсы фильма. Главное достоинство картины – это особая авторская манера изложения Антонио Лукича. Он работает на гране абсурда, но не переходит ее, когда происходящее на экране стало бы выглядеть неестественно. Ведь абсурда действительно хватает в украинской действительности.
Эта лента – целый каскад нелепых ситуаций и типажей, каждый из которых сообщает фильму новый эмоциональный импульс, заставляющий смотреть дальше, даже если сюжет начинает проседать. При этом вся смехотворящая круговерть густо присыпана горькими выводами и сентенциями, как, например, реплика героини Ирмы Витовской, адресованная своему чаду: «Когда ты начнешь жить нормальной жизнью!? Но я могу тебе показать только ненормальную жизнь. Ты посмотри на нее – и сделай наоборот».

Наверное, самый забавный эпизод картины, когда Вадим записывал попугая у подруги матери. И для того, чтобы спровоцировать пернатого друга щебетать, нужно было сымитировать любовные объятия: птица якобы ревновала хозяйку к мужчинам. И действительно, с каждым слишком вольным жестом рук – количество трелей увеличивалось. Персонажи так увлеклись имитацией любви, что у птицы были все более веские основания надрываться…
А вот поездка по Закарпатью матери и сына становится чем дальше, тем драматичнее, особенно на фоне обострившейся болезни героини Ирмы Витовской. Но в чем несомненное достоинство картины – это то, что любой печальный эпизод неожиданно оборачивается анекдотическим. Например, после попытки мамы научить сына водить автомобиль (чтобы он стал самостоятельнее!) и серьезной размолвки (у них еще и ломается в машине коробка передач). Однако торжественный въезд в Рахов задним ходом – одна из самых уморительных сцен в мировом кино.
Испытания, которые выпадут на долю Вадима в заключительной части фильма, во многом его изменят: в финале он показан уже не настолько инфантильной личностью. Хотя опять же – пафос режиссер перебьет комической деталью, а закончит и вовсе на лирической ноте.
Впечатление Mind
Удивительно тонкая работа молодого режиссера, которая во многом отражает сегодняшние реалии, когда люди ни в чем не могут найти опору: ни в личной жизни, ни в работе (в ленте есть даже конкретная метафора этого состояния – герою придется побултыхаться в болоте). Выход они ищут в бегстве за границу, куда в фильме стремятся и сын, и мать. В чем тут дело: в инфантильности, в невозможности взять дело в свои руки, в общем положении вещей или во взаимосвязи всех этих факторов – неизвестно. Но этот фильм безусловно принадлежит к мощной гоголевской традиции, где царит «смех сквозь слезы». И появление такого неординарного дебютного произведения молодого режиссера – отрадное явление в нашем культурном пространстве.
Жанр: комедия, драма
Премьера: 16 января 2020
Режиссер: Антонио Лукич
Сценаристы: Антонио Лукич, Валерия Бельченко
Оператор: Илья Егоров
В ролях: Ирма Витовская, Андрей Лидаговский
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.