Премьера недели: фильм «Домой» с Ахтемом Сейтаблаевым в главной роли
Чему может научить жесткая мужская драма о взрослении как трудном пути

7 ноября в отечественный прокат вышел ранее широко анонсированный кинофильм «Домой» –полнометражный дебют 26-летнего украинского режиссера Наримана Алиева с известным актером и режиссером Ахтемом Сейтаблаевым («Хайтарма», «Киборги») в главной роли. Mind побывал на показе и рассказывает, какое впечатление производит лента и на какие исторические и кинематографические параллели наталкивает зрителя.
Бэкграунд. Лента этого года уже взяла ряд трофеев: получила Гран-при на 10-м Одесском кинофестивале, стала лучшим фильмом Международного кинофестиваля в Бухаресте (BIFF), а так же признана лучшей иностранной картиной 7-го Международного Босфорского кинофестиваля, где был отмечен и Ахтем Сайтаблаев как исполнитель лучшей мужской роли. «Домой» – первая украинская картина, попавшая в лонг-листы премий «Оскар» и «Золотой глобус».
Сюжет. Крымский татарин Мустафа (Ахтем Сейтаблаев) забрал тело своего сына Назима, погибшего на войне на Донбассе (в Песках), и вместе с младшим сыном Алимом (Ремзи Билялов) везет его на автомобиле в Крым. Похоронить сына Мустафа обязательно хочет именно там. Как говорил их дед: «Крым – это наш Иерусалим». Для Мустафы это действие несет в себе некий сакральный смысл: предать тело земле нужно обязательно на родине предков.

Алиму постоянно названивает девушка Назима. Она твердит об отце: «Он опасен». Мустафа эмоционально реагирует на эти разговоры и пытается отобрать у сына мобильный телефон: «Не отвечай». Из-за этого случается небольшая авария.
На этом приключения не заканчиваются: местные хулиганы крадут у парня сумку, где все деньги и документы. Отец с сыном по горячим следам вычисляют шайку. Мустафа оказывается «крутым бойцом». Он и сына научил обращаться с холодным оружием (Алим стащил у хозяев кухонный нож) и тот, отбирает сумку у вора, слегка поранив ему ладонь. Однако герои не успели насладиться победой – Мустафа внезапно теряет сознание: он чем-то серьезно болен, но пытается не обращать внимание на состояние своего здоровья.
После конфликта с украинскими пограничниками, где снова неплохо себя проявляет Алим, они попадают к дяде – брату Мустафы. Переплывают на лодке Сиваш, чтобы попасть на полуостров. Алим идет с отцом до конца…
Аллюзии и параллели. Фильм Наримана Алиева выглядит новым прочтением картины «Возвращение» (2003) – это был триумфальный кинодебют известного российского режиссера Андрея Звягинцева, за который он получил «Золотого льва» в Венеции. Там перед двумя пацанами из неоткуда вдруг материализуется отец, которого они никогда не видели – воспитывала их только мама. Папа суров и силен. В картине полунамеками дано понять, что он то ли спецназовец, то ли летчик.

Кадр из фильма «Возвращение» (2003)
Отец берет ребят с собой в автомобильный поход, чтобы поближе узнать друг друга. По дороге попадаются хулиганы, с которыми отец жестко разделался. Младший сын все больше восхищается отцом, а старший (подросток), наоборот, идет в оппозицию. Отец требует беспрекословного подчинения, чем бесит старшего, а младший – все больше проникается отцовскими установками. Конфликт со старшим достигает пика, когда тот сбегает на маяк. Паренек закрывается наверху и кричит, что бросится вниз, если отец за ним полезет. Папа, пытаясь, добраться до сына, сам срывается вниз и вскоре умирает от травмы. На старшего ложится ответственность за дальнейшие действия, вплоть до того, что труп отца приходится тащить на себе.
В ленте Наримана Алиева очень похожие события: только здесь происходит инициация младшего сына. Фильмы «Возвращение» и «Домой» перекликаются и названиями, и ключевыми идеями. Если последний широко трактовать – речь идет о возврате не только на родную для крымских татар землю, но и к подзабытому мужскому идеалу воина.

Достоинства картины. Фильм имеет нормальный темп и ярко снят. Герои, атмосфера, интрига – все отработано на достойном уровне. Красиво сделаны перевертыши: например, невинно резвящиеся в реке парнишки – резко оборачиваются угрозой для главных героев.
Просматриваются и символы: стук по стеклу авто то полицейских, то пограничников, чтобы, мол, быстрее открыли двери, всякий раз неприятно звучит как стук судьбы.
Украшают мрачный фильм забавные эпизоды, вроде того, когда на бензозаправке две маленькие девочки из соседнего авто корчили рожи Алиму, пока до них резко не дошло: парень уж слишком серьезен. И эта его озабоченность передалась им – девчушки притихли. Вероятно, такими эпизодами наполнила фильм драматург Марыся Никитюк («Когда падают деревья») – она вместе с режиссером здесь выступила соавтором сценария.
Для типажа Ахтема Сейтаблаева роль Мустафы подходит идеально: прямой, искренний, сильный, но несколько грубоватый и вспыльчивый. Таких персонажей он уже не раз играл, что военных – добровольца Татарина в телесериале «Гвардия» Алексея Шапарева, летчика, героя Советского Союза Аметхана Султана в «Хайтарме»; что гражданских – хирурга из «Центральной больницы» или хозяина отеля в «Сватах» «Квартала 95». Ахтем и тут абсолютно убедителен и органичен.

Недостатки. У фильма тяжелый и открытый финал – он оставляет несколько пессимистическое и двойственное впечатление. А что касается сюжета, то роуд-муви с трупом «на борту» – уже раз было в мировом кинематографе в разных жанрах: от черных комедий до драм.
Впечатление Mind
В целом – очень достойное произведение молодого режиссера Алиева.
Отметим, что действительно «мужских» картин в Украине мало. И ко многим из них имеет прямое отношение Ахтем Сейтаблаев: или как актер, или как режиссер, или сразу в двух этих ипостасях – как было в фильме «Хайтарма», где он снялся в главной роли.
Премьера: 7 ноября
Жанр: драма, роуд-муви
Бюджет: 20 млн грн
Авторы сценария: Нариман Алиев, Марыся Никитюк
Режиссер: Нариман Алиев
В ролях: Ахтем Сеитаблаев, Ремзи Билялов, Виктор Жданов, Дарья Барихашвили, Анатолий Маремпольський, Вероника Лукьяненко, Акмаль Гурезов, Лариса Яценко
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].