Discuss Discuss
Преодолеваем сопротивление: какие изменения нужны компании для внедрения инноваций

Преодолеваем сопротивление: какие изменения нужны компании для внедрения инноваций

Зачем нужна и как работает методика Change Management

Цей матеріал також доступний українською
Преодолеваем сопротивление: какие изменения нужны компании для внедрения инноваций

Tesla разработала секретный аккумулятор, который сделает ее электрокары дешевле бензиновых авто. Microsoft уверяет, что Польша может стать цифровым сердцем Европы. Глобальные компании и небольшой бизнес сегодня серьезно думают, какую инновацию внедрить и как это осуществить. Казалось бы, нет ничего проще – берем идею и воплощаем в компании. Однако на практике все выглядит совсем не так радужно.

Как пояснила СCMP, CEO ChangeImpulse, ACMP Ukraine Leader, резидент Reactor.ua Ирина Чернышева, обычно руководство или владелец компании сталкивается с невероятным сопротивлением внутри компании.

Почему это происходит и как донести главную идею до персонала так, чтобы у всех возникло желание ее воплотить, эксперт рассказала Mind.

Чтобы оставаться «на конкурентном рыночном плаву», критично важно внедрять инновации. Однако сами по себе они не приносят желаемого результата. Замечу, что согласно исследованиям McKinsey, 94% руководителей недовольны результативностью внедрения инноваций. Цифры – вещь упрямая, и они доказывают, что позитивный результат достигается только в том случае, если сотрудники приняли инновацию и стали использовать в своей работе.

Организация становится инновационной, если люди в компании развивают и поддерживают изменения постоянно.

Сегодня слово «инновация» звучит весьма притягательно, и разве что ленивый не склоняет его на все лады и не употребляет в самых разных контекстах. А задумывались ли вы, какой смысл вкладывает в это слово рядовой сотрудник среднестатистической обычной или суперпродвинутой необычной компании, когда это касается не обновления мобильного телефона, а изменений, которые из-за этих самым инноваций должны коснуться его лично?

Внедрение инноваций в организации предусматривает самые разные изменения: в процессах, функциональных обязанностях, структуре и даже в деловой и корпоративной культуре. И если этот «прицеп» игнорировать, то сопротивление людей нововведениям неминуемо, а ROI внедряемых проектов недостижим.

Почему есть сложности с внедрением нового?

Сложности появляются, потому что:

  • виды и способы новых технологий требуют от сотрудника, который будет ими пользоваться, новых навыков, знаний и правильного отношения к переменам в результате инноваций;
  • нужно, чтобы каждый сотрудник понимал, принимал суть изменений от инноваций – работал продуктивно. Для этого важно обеспечить всем сотрудникам организации инновационные условия работы. Необходимо внести изменения в их функционал/системы, чтобы он смог использовать инновацию в своем повседневном труде, с учетом измененных реалий.

Как сделать инновацию реальностью?

На помощь бизнесу в 2014 году пришел Change Management, созданный в США благодаря усилиям Ассоциации профессионалов по управлению изменениями. Это всесторонний экспертный структурированный подход, включающий в себя методологию, управление процессами, инструментарий и техники, которые помогают подготовить и поддержать сотни и тысячи сотрудников в принятии инноваций и продуктивной работе с ними. 

Конечно, людям свойственно сопротивление новому, но если этим управлять, а не пускать на самотек, то зная психологические реакции и паттерны поведения сотрудников, можно трансформировать сопротивление в лояльность и минимизировать падение продуктивности работы во время перемен.

А чтобы понять, где рождается сопротивление, поставьте себя на место реальных людей в реальной компании.

Пример из реальной жизни

В приведенном кейсе все события и персонажи не вымышлены, совпадения не случайны. В качестве эксперта Change Management мне довелось присутствовать и разбираться в такой ситуации. 

Итак, владелец компании на видеоконференции объявляет коллективу: «Ура! Мы начинаем строить инновационную культуру» – и все как один благоговейно поддерживают инициативу. Иду «в народ», чтобы узнать в кулуарах: кто, что и как понял, то есть какой реакции ждать и случится ли благоприятный аdoption.

Что же было обнаружено? Разброд и шатания в стройных рядах:

  • Маркетинг понял, что им дадут нечто, с помощью чего поколение Z повалит покупать их продукты, то есть отдел продаж прекратит винить их в отсутствии «диджитал-стратегии».
  • Логистика отмахнулась, как от мухи, аргументируя тем, что пандемия сократила покупателей ритейл-направления – возить нечего, да и есть насущное: для складов и на обычный погрузчик нет денег.
  • Бухгалтерия в шоке: «скоро уволят» – и ушла с головой на сайт работы просматривать свежие вакансии.
  • Операционный директор приготовился «создавать еще одно подразделение и бизнес-модель».
  • ИТ-директор возрадовался: ну, наконец-то будет возможность набрать нужный штат разработчиков и других классных спецов, чтобы решить все технологические «негаразды» в компании. Однако здесь его ждет разочарование, потому что запланированные инновации владелец будет осуществлять внешними силами, что проще и эффективнее для бизнеса компании.
  • Только финдир стратегически оценил нововведение: круто – нужно расходы постоянно оптимизировать, а для этого все сотрудники будут вовлечены в этот процесс каждый на своем рабочем месте: «Ура! Наконец-то избавимся от неэффективных решений доморощенного ИТ-штата, супер – компания быстро наверстает свои лидерские позиции».

Интересно, что никто не вспомнил о клиенте – главном поставщике денег в компанию. Зачем ему эта самая инновационная культура?

Клиенту не нужна инновационная компания-поставщик, ему нужна инновация от этой компании, которая удовлетворит его потребности быстро, легко и качественно.

И это правило действует везде, а не только в нашей стране.

Согласно исследованиям PwC's Innovation Benchmark, 54% инновационных компаний пытаются разрешить дилемму инновационнoй и бизнес-стратегий, чтобы и клиенту угодить, и прибыль получить. И рыбку съесть, и косточкой (инновационной) не подавиться.

Как нужно было начать?

Разбор полётов, или с чего стоило бы начать, чтобы не трансформировать сопротивление сотрудников в adoption-приятие:

  1. Не презентовать непонятный термин как нечто само собой разумеющееся.
  2. Прояснить и согласовать с командой топ-состава понятие «инновационная культура», достигнуть единого мнения: что это такое в их компании и как руководители не просто каскадируют, а доходчиво разъяснят этот термин сотрудникам своих подразделений.
  3. Подкрепить анонс о новом фокусе компании диалогами с кросс-функциями. Например, пояснить, зачем нужна инновационная культура организации, руководителям, каждому подразделению и каждому сотруднику внутренних бизнес-юнитов, клиентам, поставщикам, социуму – всем сторонам, участвующим в изменениях.

Если ваша организация готовится к изменениям, проверьте, насколько она готова стать адептом инноваций, не создавая при этом основу для сопротивления сотрудников. Данный перечень вопросов, как разведка боем, но без кровопролитий и пока еще эмоциональных потерь с вашей стороны как руководителя, и со стороны вашего коллектива.

Чек-лист

  • В вашей организации есть структура и навыки идентификации проблем и возможностей для улучшения.
  • Разработаны эффективные стратегии для развития человеческих ресурсов и их профессионального роста: «правильные люди с правильными компетенциями и ролями» для успеха каждой инновации.
  • В организации принято выявлять людей, которых затронут инновации, и разрабатывать стратегии по вовлечению конкретных сотрудников в процессы изменений, то есть энергию и время ответственного за изменения выделенного персонала фокусируют на задачах и поддерживающих действиях, позволяющих эффективно достигать результата с высоким качеством и работать продуктивно в процессе имплементации изменений.
  • В организации есть руководители, которые умеют вести свои команды через изменения: это особая категория лидеров, которые признают, что успех требует экспериментирования, быстрых итераций, частых неудач, и наделяют людей своей команды полномочиями, допуская право идти на риск и высказывать несогласие. Также такие топ-менеджеры умеют изыскивать требуемые ресурсы, мыслят нестандартно и готовы брать ответственность на себя в процессе изменений.
  • Организация имплементирует технические решения эффективно с точки зрения использования ресурсов.
  • Организация управляет всеми аспектами имплементации решения, включая «human side of Change», культуру взаимодействия и сотрудничества между подразделениями и командами.
  • Организация считает, что умелое введение очередной инновации является рыночным преимуществом (исследование онлайн-платформы Innovation Leader подтверждает, что препятствие n1 для инноваций – внутрикорпоративные политические игры и отсутствие единого видения процесса изменений).
  • Организация предоставляет поддержку всем агентам изменений, время и ресурсы для достижения успеха бизнеса во время перемен. 
  • В процессе внедрения инновационных изменений в организации действуют механизмы контроля и координация усилий по определению того, насколько эффективны для достижения целей проекта конкретные изменения.

Если данные вопросы не вызвали у вас недоумения, значит, ваша компания движется верной дорогой инновационных перемен.

Практический опыт подсказывает, и это подтверждается данными исследований EY Express-survey, Q4 2019, что 45% украинских компаний считают именно сопротивление сотрудников одной из главных сложностей в имплементации изменений.

В качестве послесловия…

У слова «аdoption» есть ещё одно значение: усыновление. Чтобы усыновить незнакомого ребёнка и сделать своим, нужно понять: перемены неизбежны, придет новая реальность, придется чем-то пожертвовать, что-то урезать, во что-то вложиться ресурсно и эмоционально.

Принятие инноваций – это командное осознание сути изменений всеми и ответа на вопрос «зачем?». А если хотите получить развёрнутую картину относительно плацдарма действия в отдельно взятой вашей компании и ее готовности менять бизнес к лучшему, эксперт Change Management всегда придет вам на помощь.

REACTOR.UA – открытая платформа инноваций, которая предлагает инфраструктуру и инструменты для успешной работы с инновациями.

Резиденты платформы – компании, открытые к инновациям, акселераторы, инкубаторы, инновационные хабы, лаборатории, продуктовые технологические команды.

Став резидентом платформы REACTOR.UA, вы сможете:

  • работать с лучшими мировыми технологическими решениями и стартап-командами, способными реализовать любые инновационные идеи;
  • искать решения своих инновационных вызовов, используя менторскую поддержку резидентов – агентов инноваций;
  • совместно с резидентами проводить открытый поиск инновационных идей;
  • быть в курсе ведущих инновационных практик и мировых трендов;
  • тестировать идеи просто, быстро и с минимальными затратами;
  • войти в список инновационных компаний Украины, приняв участие в Innovation Index.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате