Как не промахнуться: 5 ошибок запуска цифровых продуктов в больших компаниях
Взгляд со стороны сервисной команды

Коронакризис стал непростым испытанием для всего мира, а также существенно изменил подходы к ведению бизнеса. Многие компании стремятся внедрить у себя новые технологии, но не всегда эта идея приживается или получается не тот результат, на который рассчитывали при запуске.
Какие основные ошибки при этом совершают компании и как их избежать, рассказал Mind СЕО Skykillers, резидент Reactor.ua Юрий Качкарда.
Skykillers начала реализовывать разработку новых цифровых продуктов в 2016 году. Компания воплощает готовые идеи для крупного бизнеса.
Разработка и запуск нового цифрового продукта, который ориентирован на конечного потребителя, является частью цифровой трансформации бизнеса. Это одна из действенных стратегий адаптации бизнеса к существующим реалиям. Covid-19 только ускорил процессы активного движению в эту сторону. В частности, самый большой американский рынок показывает рост сегмента е-коммерс на уровне более 30%. Это означает, что, если тенденция сохранится, офлайн-ритейл потеряет большую часть своих клиентов, и это будет стимулировать трансформацию бизнес-моделей в сторону новых цифровых продуктов.
Украинские реалии отличаются лишь объемом рынка и количеством его клиентов, а тенденция к разработке и запуску цифровых продуктов сохраняется. Наши наблюдения, как сервисной команды, показывают, что наиболее активные игроки из традиционных индустрий – телеком, банки, газ/нефтепродукты, сервисные проекты, энергетика.
Новые цифровые продукты – это уточнение идеи, разработка или структурирование ценностного предложения будущего продукта, проверка и подтверждение идеи, интерактивное прототипирование, разработка и запуск MVP.
Как увеличить шансы на успех нового цифрового продукта или нового направления бизнеса – давайте разберемся, рассмотрев типичные ошибки, с которыми нам пришлось столкнуться.
Ошибка 1. Влюбились в идею, составили ТЗ и начали разработку
Пожалуй, это самая распространенная ошибка бизнесов сейчас. Удалось продать идею внутри, найти бюджет, определить ответственных внутри компании и даже вдохновить команду на «все получится». Многие бизнесы решают делать мобильное приложение или какой-нибудь маркетплейс – это самые популярные платформы или модели цифровых продуктов, с которыми мы сталкивались.
Далее начинается поиск рук или тех, кто готов и может это разработать. Как правило, процесс поиска команды разработчиков проходит быстро. Составляется техническое задание, согласовывается объем работ и фиксированный бюджет на разработку. И полетело.
Идет время. Обычно это срок от 6 месяцев до года. Часто происходит еще и смена команды из-з разногласий в процессе работ – как правило, это сроки, или команды «отваливаются» на этапе, когда видят первые релизы, как это выглядит или работает.
Почему так происходит и что с этим делать? Ключевая проблема кроется в простом – шансы на успех новых цифровых продуктов у больших компаний или корпораций приравниваются к такой же статистике, как и у технологических стартапов (умирают 92% запущенных проектов, Startup Genome Report). А это означает, что необходимо применять лучшие практики и модели (фреймворки) разработки новых продуктов, как и у технологических стартапов.
И нет ничего странного в том, что бизнес желает сделать побыстрее и получить продукт, как можно скорее. Инновации всегда идут рядом с высокой вероятностью ошибок и неудач, а ожидание мгновенного результата – нормальное явление среди лидеров бизнеса.
Если вы находитесь сейчас на этом этапе или узнали себя – лучше остановиться и откатиться на один этап назад и все же проработать интерактивный прототип продукта, проверить его и уже затем определять минимальный функционал первой версии продукта, искать решение с разработкой.
Интерактивный прототип вашей идеи позволит, прежде всего, определить единое понимание всей команды, как будет будущий продукт не только выглядеть, но и работать. Например, все действия по интерактивному прототипированию можно сделать в сервисе Figma.
Ошибка 2. Делаем новый цифровой продукт на базе существующих бизнес-процессов или текущей структуры компании
В основном нам приходилось сталкиваться с тем, что работу над идеей нового цифрового продукта проводили команды из маркетинг-департаментов. С хорошим вовлечением СЕО или руководителей С-уровня. Только в одном кейсе, работая над тендером для одного крупного банка, работа команды происходила в специально созданном департаменте и даже другом офисе. Банк нанял консультантов из Big Four, и первым шагом проекта стало формирование отдельного направления в виде инновационного бизнес-юнита.
В подходе, когда разработка нового цифрового продукта идет на базе существующей структуры, происходит следующее – команды теряют темп проекта еще на ранних стадиях, устают от новых процессов и сталкиваются с конфликтом интересов. Ведь у них была и есть старая работа и задачи, которые нужно выполнять.
Новый цифровой продукт требует прежде всего подхода спринтов и применения методологии, которая предполагает еще и другую культуру проектного управления.
Какой выход? Начинать с малого, и прежде всего вывести «новое» за пределы и рамки существующей структуры, новый юнит. Последний, или его еще называют outpost, работает по своим и новым правилам, не зависит от существующего направления.
Преимущество такого подхода состоит в том, что новое направление позволяет создать свою культуру технологического стартапа и не получить «вирус» старых процессов и подходов. Обеспечить фокус и концентрацию. При этом важна и интеграция вновь созданного outpost с текущей структурой. В идеале такая интеграция происходит через СINO со стороны outpost и CEO со стороны компании.
Ошибка 3. Оцениваем ресурсы фиксировано: конкретные сроки и бюджет
В инновационных проектах, где степень неопределенности зашкаливает, оценить конкретные сроки готового и успешного продукта или проекта невозможно. В этой связи следует и фиксированный бюджет – разрабатываем за 4 месяца и 100 единиц бюджета. В такой модели все стороны нацелены выдержать сроки и бюджет, а не создать новую ценность продукта для будущих клиентов.
Оценка временных ресурсов наиболее эффективна в модели спринтов. Определяется конкретный объем работ, и он отводится в спринт. Ключевое правило заключается в том, что текущий спринт отменить нельзя, но можно откорректировать последующий или вовсе его отменить. Такой подход предполагает проработку максимального количества правильных и неправильных решений. Если вы отмените работы в процессе – вы не узнаете конечный результат.
Оценка стоимости проекта наиболее релевантна в оплате работы команды по модели Time and Material. Суть модели состоит в оплате времени команды, которое было потрачено на выполнение задач. Гибкость состоит в том, что команда может резко изменить процесс разработки (не важно, это дизайн в целом или инженерная разработка) в любое время, когда это нужно проекту. Это идеальная мотивация для всех сторон.
Команда разработки нацелена создать ценность и результат, независимо от того, какие задачи потребуется выполнять (понятно, что в рамках своих компетенций), а клиенту или стейкхолдерам – быть максимально вовлеченными в процесс, так как любые задержки на утверждения или согласования оплачиваются. А привычная всем фиксированная смета подходит только для простых проектов, где объем работ известен заранее.
Ошибка 4. Забываем о том, что клиент – в центре
Разрабатываем большое количество функций нового цифрового продукта, чтобы максимально удовлетворить пользователя (клиента).
В этом и кроется проблема неудач – создавать продукты, которые просто не нужны клиентам. Без подтверждения гипотез и проблем каждый новый функционал – просто увеличивает бюджет и сроки разработки.
Как это исправить? Создавать минимально жизнеспособный продукт (MVP). На первом этапе, для того чтобы определить минимальной набор функций, рекомендуем использовать матрицу приоритетов – сложно или легко для реализации; желательно или обязательно для пользователя.
Основной критерий успешного MVP – он должен вызывать желание купить. И немаловажным остается факт скорости, в том числе и скорости потерпеть неудачу. Для многих бизнес-моделей фактор скорости выхода на рынок является ключевым. А это практически невозможно осуществить с помощью продукта с большим набором функций. И невозможно построить новый продукт, не общаясь с клиентами.
Ошибка 5. Запускаем рекламу, покупаем трафик или разрабатываем бренд
Отличие цифрового продукта от физического – каждое действие пользователя (клиента) в модели цифрового продукта можно отследить и измерить (в отличие от офлайн-продуктов, где часто это проблематично).
Большинство команд, с которыми нам удалось поработать, настолько устают от длительного процесса неопределенности, разработки и жаждут результатов – включают массированную рекламную кампанию, чтобы получить новых клиентов. Или в процессе разработки создают бренд, при этом не зная, что же получится на выходе.
На практике действительно сложно запускать эксперимент либо MVP без названия или в сыром виде, но суть диджитального мира сводится еще и к узкому таргетированию, что означает, что ваш эксперимент не увидят все ваши клиенты или миллионы пользователей.
В случае с массированной рекламной кампанией мы получаем, как правило, просто трафик и в лучшем случае новых клиентов. А как только рекламная кампания заканчивается, происходит отток пользователей-клиентов, потому что они не возвращаются.Бренд стоит создавать только в том случае, когда вы получили подтверждение роста или нашли рынок.
Как это можно исправить? Определить критерии эффективности и метрики отслеживания ключевых показателей еще на этапе тестирования или валидации гипотез. Приоритизировать показатели эффективности и решить, как мы будем собирать и сегментировать данные наших клиентов или экспериментов. Суть сводится к тому, чтобы максимально быстро перейти от этапа MVP к этапу подтверждения решения проблем клиентов за счет уже первой версии продукта.
Как не допускать ошибок в создании новых цифровых продуктов?
Не допускать ошибок невозможно, и чем быстрее и больше мы их совершаем, тем выше вероятность успеха. В любом случае стоит начинать с формирования ключевой команды проекта, выделить ее в отдельное направление.
Для того чтобы ускориться – привлекать сервисные команды на проект, которые помогут в построении первой версии продукта c постепенным рекрутингом собственной команды. И не нужно питать иллюзий, что идеальную конфигурацию команды вы сможете собрать уже на первом этапе: вы не знаете, какая она будет и какая нужна в процессе работ. Поэтому идеальная формула – часть своей и часть внешней на проект.
И самое главное – добиться единого понимания культуры эксперимента внутри.
Давайте создавать больше цифровых продуктов, которые полюбят клиенты!
REACTOR.UA – открытая платформа инноваций, которая предлагает инфраструктуру и инструменты для успешной работы с инновациями.
Резиденты платформы – компании, открытые к инновациям, акселераторы, инкубаторы, инновационные хабы, лаборатории, продуктовые технологические команды.
Став резидентом платформы REACTOR.UA, вы сможете:
- работать с лучшими мировыми технологическими решениями и стартап-командами, способными реализовать любые инновационные идеи;
- искать решения своих инновационных вызовов, используя менторскую поддержку резидентов – агентов инноваций;
- совместно с резидентами проводить открытый поиск инновационных идей;
- быть в курсе ведущих инновационных практик и мировых трендов;
- тестировать идеи просто, быстро и с минимальными затратами;
- войти в список инновационных компаний Украины, приняв участие в Innovation Index.
Компаниям, имеющим потребность в трансформации бизнеса с помощью технологий и инноваций, платформа предлагает пройти бесплатную менторскую программу RE:START. Программа поможет принять взвешенное решение о том, какой из существующих подходов к работе с инновациями оптимально соответствует запросам и потребностям компании. Впервые в рамках одной программы собственники и ТОП-менеджеры имеют возможность поработать с лучшими менторами, определить инновационную стратегию для своей компании, научиться эффективно управлять ресурсами для ее реализации.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].