Discuss Discuss
Внутреннее предпринимательство – как вызов новой нормальности

Внутреннее предпринимательство – как вызов новой нормальности

Опыт международных корпораций по привлечению сотрудников к разработке инновационных решений и продуктов

Цей текст також доступний українською
Внутреннее предпринимательство – как вызов новой нормальности

Пандемия ускорила многие тренды, в том числе и подход к работе в офисах. Многие компании столкнулись с необходимостью управлять своей командой. Появились вопросы поддержки командного духа, контроля и мотивации, а именно отслеживания времени на работу. Отчасти в этом помогают новые технологии, но часть проблемы остается, ведь измениться должны не только инструменты, но и люди, и корпоративные культуры.

Что такое «внутреннее предпринимательство» и зачем его вводить в компании, рассказал Mind основатель проекта n.cubator, директор консалтинговой компании Start Global, adjunct professor kmbs, резидент Reactor.ua Дмитрий Швец.

Представьте себе работника, которому для эффективной работы нужно только знать направление движения, ценности и стратегические цели компании. Работника, который сам способен определять направления действий, формулировать задачи, формировать команды, которому не нужно писать инструкции, который требует не контроля, а совета и поддержки. Такой тип работников – это мечта для современных и устойчивых компаний с четким видением, миссией и ценностями, которые научились привлекать, удерживать и развивать своих работников.

Термин «внутреннее предпринимательство» (intrapreneurship) начал активно развиваться с 1985 с подачи Стива Джобса, который сказал, что команда Macintosh – это группа людей, которая вернулась в гараж, но в рамках крупной компании. И хотя с тех пор этот подход чаще использовался для содействия развитию инноваций в корпорациях, сегодня он может быть спасением для управления компанией в новом мире.

Кто такой внутренний предприниматель?

Итак, внутренний предприниматель – это работник с ментальностью предпринимателя, работающего над целостными проектами внутри компании на ее благо.
Компания предоставляет полномочия и необходимые ресурсы для воплощения идей внутренних предпринимателей в рамках стратегии компании.

Черты присущие внутреннему предпринимателю:

  • осознанность;
  • способность к самомотивации;
  • проактивность;
  • лидерские качества;
  • ориентация на результат, а не на процесс;
  • способность к нестандартному мышлению.

Что способствует созданию внутренних предпринимателей в компании?

  • прозрачная корпоративная культура;
  • партнерские отношения между работником и компанией;
  • награждение проактивного поведения;
  • прозрачные для работников образ и миссия компании;
  • большое количество внутренних и внешних проектов;
  • прозрачная коммуникация между функциями в компании;
  • ориентация на инновации.

Внутреннее предпринимательство критично для бизнеса именно сейчас не только из-за пандемии и удаленного труда большого количества сотрудников.

По данным компании Deloitte, милениалы и поколение Z рассматривают карантин как возможность перестроиться и действовать, но и до карантина основной толчок этому тренду задавали милениалы, которые охотнее работали удаленно и требовали отдельной системы мотивации. Например, их больше, нежели предыдущие поколения, беспокоит смысл работы и ее влияние на окружающую среду.

Согласно опросу, желание милениалов и поколения Z творить добрые дела отражается и в их потребительских привычках. Почти 60% заявили, что планируют покупать больше продукции и услуг у крупных предприятий, которые позаботились о своих работниках и положительно повлияли на общество во время пандемии.
При этом ощущается снижение интереса к бизнесу и увеличивается лояльность к работодателям. А это означает возможности для развития новых бизнес-моделей внутри компании-работодателя.

К тому же сегодня мы живем в так называемом VUCA-мире – нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном (аббревиатура от volatility, uncertainty, complexity и ambiguity).

А это значит, что привычный и медленный подход к запуску новых продуктов и изменений бизнес-моделей уже не работает. Корпоративные ограничения и неповоротливость крупных компаний мешают им активно конкурировать с живыми стартапами, способными постоянно экспериментировать и быстро находить новые подрывные бизнес-модели. Поэтому у корпораций растет потребность в быстрых и смелых инновациях, которые способны запускать именно внутренние предприниматели.

«Коробки для идей» не работают

Многие компании пытались развить культуру постоянных улучшений и поиска инноваций через различные «коробки для идей», когда все работники имели возможность поделиться своими мыслями и идеями улучшений. Однако часто это не приводило к результатам. Ведь идея без воплощения, это просто слова. Нужно не только придумать идею, но и быть способным воплотить ее в жизнь. А на такое способны не простые исполнители, а люди с предпринимательским мышлением.

А что работает? Мировой опыт

Один из мировых трендов в развитии инноваций, в компаниях, это сочетание культуры внутреннего предпринимательства и выделение проектов в условный «гараж» для экспериментов и тестирования на рынке с привлечением ресурсов от материнской компании и без корпоративных ограничений, которые мешали бы рискованным экспериментам новых разработок.

Такое выделение в мире обычно происходит на базе бизнес-инкубаторов и акселераторов и называется «спин-офф».

Некоторые глобальные компании запускают собственные программы по развитию инноваций и внутреннего предпринимательства. Например, международная строительная корпорация VINCI запустила в партнерстве с Stanford University отдельный проект Leonard. Все желающие сотрудники компании могут отправиться на инкубационную или акселерационную программу со своей идеей запуска продукта или даже отдельного бизнес-юнита и быстро проверить, дееспособная ли эта идея в реальности, воспримет ли ее рынок и прочее.

Еще один пример – программа по внутреннему предпринимательству Innovation Garden от Raiffeisen Bank International AG, где среди работников теперь можно встретить подпись «Founder/CEO of Internal Startup». Еще в 2017 году компания запустила пилотную программу на 10 недель по улучшению внутренних процессов и запуску новых решений на рынок. А в 2018 уже собрала заявки на участие от банков сети из 13 стран, затем отобранные проекты прошли отдельные программы с последующим финансированием финалистов.

А что в Украине?

В Украине подобная корпоративная культура только рождается. Довольно часто компании осторожно относятся к развитию внутреннего предпринимательства, поскольку эффективность такого подхода также зависит от прозрачной коммуникации с работниками и системы персонального развития. Однако, существуют кейсы в компаниях, которые успешно используют результаты обучения внутреннему предпринимательству.

Например, Райффайзен Банк Аваль, продолжая путь Raiffeisen Bank International, в 2019 году запустил собственную программу по развитию внутреннего предпринимательства Innovation Garden UA'19, которая длилась почти год. Сотрудники банка подавали свои идеи, которые затем развивали на программе и защищали на финальном питчинге. После окончания программы сотрудники продолжили работу над MVP (минимально жизнеспособным продуктом).

В прошлом году в n.cubator мы запустили две пилотные программы по обучению внутреннему предпринимательству. Одной из компаний, которая участвовала в обучении, стало представительство Cisco Systems в Украине.

Предпринимательское мышление и подходы, полученные в результате обучения, кардинально изменили подход к продажам продуктов компании в отдельном направлении. Изменился подход к определению целевой аудитории, понимание ее потребностей, а это, в свою очередь, повлияло на позиционирование продуктов, выбор каналов коммуникации и увеличило продажи в выбранном направлении.

С февраля 2021 направление развития внутреннего предпринимательства становится для n.cubator одним из приоритетов для дальнейшего изучения и развития.

Параллельно с основной программой для предпринимателей платформа запускает отдельный поток для внутренних предпринимателей, который будет дополнен обучением проектному менеджменту, коллаборации внутри программы, коммуникационным и фасилитационным навыкам.

Еще одним примером из программы Adventure | intra от n.cubator стала ИТ компания Greennet Ukraine, которая в результате за короткий период с минимальными инвестициями протестовала запуск нового инновационного продукта, определила целевую аудиторию, создала MVP, определила потребности клиентов и проверила гипотезы по продукту .

Итак мировые тенденции по привлечению сотрудников к проактивному развитию новых направлений и инновационных решений медленно осознаются и в Украине. А готов ли ваш бизнес к новой реальности?
Возможно, пришло время исследовать эту тему, начать помогать сотрудникам развивать осознанность и пригласить их к партнерству в создании инноваций?

REACTOR.UA – открытая платформа инноваций, которая предлагает инфраструктуру и инструменты для успешной работы с инновациями. Резиденты платформы – компании, открытые к инновациям, акселераторы, инкубаторы, инновационные хабы, лаборатории, продуктовые технологические команды.

Став резидентом платформы REACTOR.UA, вы сможете:

  • работать с лучшими мировыми технологическими решениями и стартап-командами, способными реализовать любые инновационные идеи;
  • искать решение своих инновационных вызовов, используя менторскую поддержку резидентов – агентов инноваций;
  • совместно с резидентами проводить открытый поиск инновационных идей;
  • быть в курсе ведущих инновационных практик и мировых трендов;
  • тестировать идеи просто, быстро и с минимальными затратами;
  • войти в список инновационных компаний Украины, приняв участие в Innovation Index.

Компаниям, которые нуждаются в трансформации бизнеса с помощью технологий и инноваций, платформа предлагает пройти бесплатную менторскую программу RE:START. Программа поможет принять взвешенное решение о том, какой из существующих подходов к работе с инновациями оптимально соответствует запросам и потребностям компании. Впервые в рамках одной программы владельцы и топ-менеджеры имеют возможность поработать с лучшими менторами, определить инновационную стратегию для своей компании, научиться эффективно управлять ресурсами для ее реализации.