Внутреннее предпринимательство – как вызов новой нормальности
Опыт международных корпораций по привлечению сотрудников к разработке инновационных решений и продуктов

Пандемия ускорила многие тренды, в том числе и подход к работе в офисах. Многие компании столкнулись с необходимостью управлять своей командой. Появились вопросы поддержки командного духа, контроля и мотивации, а именно отслеживания времени на работу. Отчасти в этом помогают новые технологии, но часть проблемы остается, ведь измениться должны не только инструменты, но и люди, и корпоративные культуры.
Что такое «внутреннее предпринимательство» и зачем его вводить в компании, рассказал Mind основатель проекта n.cubator, директор консалтинговой компании Start Global, adjunct professor kmbs, резидент Reactor.ua Дмитрий Швец.
Представьте себе работника, которому для эффективной работы нужно только знать направление движения, ценности и стратегические цели компании. Работника, который сам способен определять направления действий, формулировать задачи, формировать команды, которому не нужно писать инструкции, который требует не контроля, а совета и поддержки. Такой тип работников – это мечта для современных и устойчивых компаний с четким видением, миссией и ценностями, которые научились привлекать, удерживать и развивать своих работников.
Термин «внутреннее предпринимательство» (intrapreneurship) начал активно развиваться с 1985 с подачи Стива Джобса, который сказал, что команда Macintosh – это группа людей, которая вернулась в гараж, но в рамках крупной компании. И хотя с тех пор этот подход чаще использовался для содействия развитию инноваций в корпорациях, сегодня он может быть спасением для управления компанией в новом мире.
Кто такой внутренний предприниматель?
Итак, внутренний предприниматель – это работник с ментальностью предпринимателя, работающего над целостными проектами внутри компании на ее благо.
Компания предоставляет полномочия и необходимые ресурсы для воплощения идей внутренних предпринимателей в рамках стратегии компании.
Черты присущие внутреннему предпринимателю:
- осознанность;
- способность к самомотивации;
- проактивность;
- лидерские качества;
- ориентация на результат, а не на процесс;
- способность к нестандартному мышлению.
Что способствует созданию внутренних предпринимателей в компании?
- прозрачная корпоративная культура;
- партнерские отношения между работником и компанией;
- награждение проактивного поведения;
- прозрачные для работников образ и миссия компании;
- большое количество внутренних и внешних проектов;
- прозрачная коммуникация между функциями в компании;
- ориентация на инновации.
Внутреннее предпринимательство критично для бизнеса именно сейчас не только из-за пандемии и удаленного труда большого количества сотрудников.
По данным компании Deloitte, милениалы и поколение Z рассматривают карантин как возможность перестроиться и действовать, но и до карантина основной толчок этому тренду задавали милениалы, которые охотнее работали удаленно и требовали отдельной системы мотивации. Например, их больше, нежели предыдущие поколения, беспокоит смысл работы и ее влияние на окружающую среду.
Согласно опросу, желание милениалов и поколения Z творить добрые дела отражается и в их потребительских привычках. Почти 60% заявили, что планируют покупать больше продукции и услуг у крупных предприятий, которые позаботились о своих работниках и положительно повлияли на общество во время пандемии.
При этом ощущается снижение интереса к бизнесу и увеличивается лояльность к работодателям. А это означает возможности для развития новых бизнес-моделей внутри компании-работодателя.
К тому же сегодня мы живем в так называемом VUCA-мире – нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном (аббревиатура от volatility, uncertainty, complexity и ambiguity).
А это значит, что привычный и медленный подход к запуску новых продуктов и изменений бизнес-моделей уже не работает. Корпоративные ограничения и неповоротливость крупных компаний мешают им активно конкурировать с живыми стартапами, способными постоянно экспериментировать и быстро находить новые подрывные бизнес-модели. Поэтому у корпораций растет потребность в быстрых и смелых инновациях, которые способны запускать именно внутренние предприниматели.
«Коробки для идей» не работают
Многие компании пытались развить культуру постоянных улучшений и поиска инноваций через различные «коробки для идей», когда все работники имели возможность поделиться своими мыслями и идеями улучшений. Однако часто это не приводило к результатам. Ведь идея без воплощения, это просто слова. Нужно не только придумать идею, но и быть способным воплотить ее в жизнь. А на такое способны не простые исполнители, а люди с предпринимательским мышлением.
А что работает? Мировой опыт
Один из мировых трендов в развитии инноваций, в компаниях, это сочетание культуры внутреннего предпринимательства и выделение проектов в условный «гараж» для экспериментов и тестирования на рынке с привлечением ресурсов от материнской компании и без корпоративных ограничений, которые мешали бы рискованным экспериментам новых разработок.
Такое выделение в мире обычно происходит на базе бизнес-инкубаторов и акселераторов и называется «спин-офф».
Некоторые глобальные компании запускают собственные программы по развитию инноваций и внутреннего предпринимательства. Например, международная строительная корпорация VINCI запустила в партнерстве с Stanford University отдельный проект Leonard. Все желающие сотрудники компании могут отправиться на инкубационную или акселерационную программу со своей идеей запуска продукта или даже отдельного бизнес-юнита и быстро проверить, дееспособная ли эта идея в реальности, воспримет ли ее рынок и прочее.
Еще один пример – программа по внутреннему предпринимательству Innovation Garden от Raiffeisen Bank International AG, где среди работников теперь можно встретить подпись «Founder/CEO of Internal Startup». Еще в 2017 году компания запустила пилотную программу на 10 недель по улучшению внутренних процессов и запуску новых решений на рынок. А в 2018 уже собрала заявки на участие от банков сети из 13 стран, затем отобранные проекты прошли отдельные программы с последующим финансированием финалистов.
А что в Украине?
В Украине подобная корпоративная культура только рождается. Довольно часто компании осторожно относятся к развитию внутреннего предпринимательства, поскольку эффективность такого подхода также зависит от прозрачной коммуникации с работниками и системы персонального развития. Однако, существуют кейсы в компаниях, которые успешно используют результаты обучения внутреннему предпринимательству.
Например, Райффайзен Банк Аваль, продолжая путь Raiffeisen Bank International, в 2019 году запустил собственную программу по развитию внутреннего предпринимательства Innovation Garden UA'19, которая длилась почти год. Сотрудники банка подавали свои идеи, которые затем развивали на программе и защищали на финальном питчинге. После окончания программы сотрудники продолжили работу над MVP (минимально жизнеспособным продуктом).
В прошлом году в n.cubator мы запустили две пилотные программы по обучению внутреннему предпринимательству. Одной из компаний, которая участвовала в обучении, стало представительство Cisco Systems в Украине.
Предпринимательское мышление и подходы, полученные в результате обучения, кардинально изменили подход к продажам продуктов компании в отдельном направлении. Изменился подход к определению целевой аудитории, понимание ее потребностей, а это, в свою очередь, повлияло на позиционирование продуктов, выбор каналов коммуникации и увеличило продажи в выбранном направлении.
С февраля 2021 направление развития внутреннего предпринимательства становится для n.cubator одним из приоритетов для дальнейшего изучения и развития.
Параллельно с основной программой для предпринимателей платформа запускает отдельный поток для внутренних предпринимателей, который будет дополнен обучением проектному менеджменту, коллаборации внутри программы, коммуникационным и фасилитационным навыкам.
Еще одним примером из программы Adventure | intra от n.cubator стала ИТ компания Greennet Ukraine, которая в результате за короткий период с минимальными инвестициями протестовала запуск нового инновационного продукта, определила целевую аудиторию, создала MVP, определила потребности клиентов и проверила гипотезы по продукту .
Итак мировые тенденции по привлечению сотрудников к проактивному развитию новых направлений и инновационных решений медленно осознаются и в Украине. А готов ли ваш бизнес к новой реальности?
Возможно, пришло время исследовать эту тему, начать помогать сотрудникам развивать осознанность и пригласить их к партнерству в создании инноваций?
REACTOR.UA – открытая платформа инноваций, которая предлагает инфраструктуру и инструменты для успешной работы с инновациями. Резиденты платформы – компании, открытые к инновациям, акселераторы, инкубаторы, инновационные хабы, лаборатории, продуктовые технологические команды.
Став резидентом платформы REACTOR.UA, вы сможете:
- работать с лучшими мировыми технологическими решениями и стартап-командами, способными реализовать любые инновационные идеи;
- искать решение своих инновационных вызовов, используя менторскую поддержку резидентов – агентов инноваций;
- совместно с резидентами проводить открытый поиск инновационных идей;
- быть в курсе ведущих инновационных практик и мировых трендов;
- тестировать идеи просто, быстро и с минимальными затратами;
- войти в список инновационных компаний Украины, приняв участие в Innovation Index.
Компаниям, которые нуждаются в трансформации бизнеса с помощью технологий и инноваций, платформа предлагает пройти бесплатную менторскую программу RE:START. Программа поможет принять взвешенное решение о том, какой из существующих подходов к работе с инновациями оптимально соответствует запросам и потребностям компании. Впервые в рамках одной программы владельцы и топ-менеджеры имеют возможность поработать с лучшими менторами, определить инновационную стратегию для своей компании, научиться эффективно управлять ресурсами для ее реализации.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].