Discuss Discuss
Доставка будущего: как Германия сделала свою логистику самой сильной в Европе

Доставка будущего: как Германия сделала свою логистику самой сильной в Европе

И чему поучиться Украине

Цей матеріал також доступний українською
Доставка будущего: как Германия сделала свою логистику самой сильной в Европе
Фото: depositphotos

Германия – это сердце логистики Европы. Согласно данным агентства Germany Trade & Invest, выручка логистического сектора страны – это около 25% от всего европейского рынка. Более того, вот уже несколько лет подряд Германия занимает 1-е место в глобальном рейтинге Logistics Performance Index от The World Bank.

Александр Исаченко, эксперт в сфере логистики, основатель компаний CoreTeka и WareTeka, резидент Reactor.ua, рассказал Mind, почему логистика – один из самых сильных секторов экономики Германии, как стране удается контролировать огромные грузопотоки, как немецкие предприятия строят свои логистические процессы и чему украинские компании могут поучиться у главного логистического хаба Европы.

Когда логистика становится слаженной и умной

Традиционно Германия делает ставку на автомобильные грузовые перевозки. Ежегодно по дорогам страны транспортируют более 3 млрд тонн грузов. Чтобы контролировать такие потоки, Германия активно инвестирует в создание транспортной и складской инфраструктуры.

Как известно, немецкие автобаны – одни из самых скоростных в мире. Но что самое интересное, здесь создают так называемые грузовые деревни (Güterverkehrszentren). Сюда приезжают товары разными видами транспорта. После чего грузы перегружают для дальнейшей перевозки.

Главное отличие от традиционных распределительных центров в том, что мощностями «грузовой деревни» могут пользоваться несколько компаний – от экспедиторов до поставщиков консалтинговых услуг. Таким образом, все участники цепочки поставок могут консолидировать свои усилия.

Кроме того, Германия активно инвестирует в диджитализацию логистики. Например, только в одном Гамбурге разрабатывают 10 интеллектуальных транспортных систем. Они помогают тестировать беспилотные автомобили; прогнозировать переключение светофора, чтобы проехать на зеленый свет без остановок; быстро находить свободные парковочные места и так далее.

Развивать рынок логистики вместе

Управление цепочками поставок – это трудозатратный процесс, который требует вовлечения и слаженной работы всех игроков. Поэтому в Германии на государственном уровне создают инициативы, призванные объединить участников рынка.

В 2016 году Федеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры Германии инициировало создание организации Logistics Alliance Germany. Она помогает компаниям бесплатно подобрать логистические услуги и партнеров. С помощью этой инициативы отечественные и международные компании могут получить консультацию и поддержку в развитии на немецком рынке.

То есть, если бизнес хочет выйти на рынок Германии, он может быстро закрыть потребность в налаживании логистики.

Кроме того, в 2019 году Logistics Alliance Germany запустил онлайн-платформу, где можно найти и заказать любые логистические услуги. Сервис помогает подобрать 3PL-провайдера, связаться с IT-компаниями, которые разрабатывают решения для логистики, взять транспорт в лизинг или найти свободный склад для хранения товаров.

Такие платформы укрепляют немецкие логистические компании и сам статус Германии на международном рынке.

Доверять и делегировать

В Германии очень развит сегмент контрактной логистики. Здесь сфокусированы основные гиганты мирового рынка – DHL, DB Schenker, Dascher, Raben и многие другие. Аутсорсинг среди немецких компаний – популярная услуга. Согласно опросам, около 69% немецких компаний считают, что передача логистики на аутсорсинг – это важная часть их бизнеса.

Предприниматели в Германии убеждены, что лучше заниматься основным видом деятельности, а все непрофильные задачи передавать подрядчикам. Все дело в том, что компании понимают: строить свою логистику невыгодно, так как это требует глубокой экспертизы, инвестиций и времени.

Например, если арендовать склад, нужно закупить стеллажи и оборудование, нанять персонал, знать, как правильно разместить конструкции, чтобы они не мешали проезду техники.

Кроме того, немецкие предприниматели иначе смотрят на то, как строить отношения с 3PL-провайдером. Они регулярно обсуждают долгосрочные планы сотрудничества: как развиваться, автоматизировать процессы и улучшить клиентский сервис.

Передача логистики на аутсорсинг – естественный процесс в Германии. Ведь у логистических провайдеров есть глубокая экспертиза рынка.

Перенять опыт Германии

В последнем отчете Logistics Performance Index за 2018 год Украина заняла 66-е место. В рейтинге она находится возле Сербии, Египта и Ирана. Согласно рейтингу, самое «уязвимое» место – это инфраструктура.

Несмотря на то что объемы грузопотоков Украины сильно уступают Германии, в стране плохо развита складская и дорожная системы. Чтобы добиться успеха нужно инвестировать огромные средства в эту отрасль.

Кроме того, согласно отчету The World Bank, в странах с более развитой логистикой компании охотно передают свои рутинные процессы на аутсорсинг. Однако в Украине бизнес выбирает работать «по старинке» или не может подсчитать рентабельность сотрудничества с логистическими провайдерами.

Однако в большинстве случаев оказывается, что аутсорсинг логистики для бизнеса – это проще и дешевле. Но у клиентов часто возникает недоверие к 3PL. Все дело в том, что они считают расходы на оплату услуг логистического провайдера, при этом забывают учесть затраты на собственный персонал и другие операционные моменты.

Развивать культуру аутсорсинга в Украине – это важно. Ведь так можно сфокусироваться на том, что действительно помогает развивать бизнес, а не бороться с рутинными задачами. Ведь из-за отсутствия опыта многие компании не могут настроить эти процессы правильно.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате