Дизайн-мышление: как детская креативность показывает взрослые результаты в бизнесе
И как это поможет развивать бизнес
Не секрет, что сегодня успех в бизнесе напрямую зависит от умения компаний создавать крутые продукты и услуги, которые удовлетворяют постоянно растущий спрос современных потребителей. Как в этом помогает креативность и что такое дизайн-мышление, рассказал Mind независимый консультант по вопросам бизнес-инноваций, резидент Reactor.ua Павел Пластовец.
Поскольку пандемия COVID-19 изменила потребительское поведение, жизнь и работу многих людей, бизнеса6 как никогда нужно быть рядом со своими клиентами, чтобы знать, как помочь им в этот непростой период.
Согласно исследованиям McKinsey, компании, которые продолжали инвестировать в инновации и исследования потребностей клиентов во время кризиса 2009 года, на 30% опередили капитализацию конкурентов в посткризисный период.
Платформа REACTOR.UA – ваш проводник в мире инноваций.
Мы знаем, как реализовать инновации с учетом лучших практик и в сжатые сроки.
Начните изменения уже сейчас!
Так же после этого экономического катаклизма в мире начала набирать популярность человеко-центристская философия – дизайн-мышление. Она является секретным ингредиентом успеха самых прибыльных компаний в мире, таких как Toyota, Apple, Microsoft, Samsung, PepsoCo, Nike и многих других крупных брендов.
Если все так просто, то почему тогда сейчас так мало украинских компаний пользуются дизайн-мышлением в качестве бизнес-инструмента?
В чем проблема?
Существует три основные причины этого явления:
-
Два режима работы мозгу
Дело в том, что дизайн-мышление – это методология решения сложных бизнес-задач, которая использует как аналитическое, так и креативное мышление, то есть задействует оба полушария мозга. На стадиях наблюдения, интервью, эмпатии, генерирования идей работает правое полушарие мозга, отвечающее за творчество. А на стадиях понимания контекста, поиска инсайтов, прототипирования и экспериментов больше включается левое полушарие, отвечающее за логику.Работать и постоянно переключаться между этими двумя режимами работы мозга ментально сложно и физически энергозатратно. Поэтому люди, которые иногда пытаются использования дизайн-мышление, путают режимы и приходят к обычным, а не прорывным результатам.
-
Страх взрослых выпустить на свободу своего «внутреннего ребенка».
Дело в том, что для того, чтобы дизайн-мышление заработало на полную мощность, необходимо включить нашу творческую личность, нашего «маленького ребенка», который живет внутри каждого из нас.
Но взрослым сложно проявлять детскую креативность в бизнесе. Мы, взрослые, очень часто забываем, как это – быть детьми: как это быть любознательным, и чувствительным к проблемам других людей, уметь замечать маленькие интересные мелочи жизни и не бояться задавать детские вопросы «Почему?» и «Зачем?».
Мы боимся включать ассоциативное мышление и генерировать смешные на первый взгляд идеи, пробовать что-то новое с мыслью «А что, если?», боимся играть с прототипами будущих решений и ошибаться, чтобы постоянно учиться.
Мы больше переживаем о том, что о нас подумают другие, а не о том, что действительно важно для нас. Поэтому нам не просто использовать эмпатическую силу дизайн-мышления. Взрослым трудно почувствовать потребности своих клиентов, потому что со временем мы забываем, как это чувствовать свои истинные желания. -
Каков бизнес-эффект от использования дизайн-мышления?
Этот вопрос часто задают владельцы и руководители и, не находя на него ответ, не дают «зеленый свет» для внедрения дизайн-мышления в своих компаниях.
Если у вас тоже возникает аналогичный вопрос, приведу для примера один кейс. Компания Microsoft – одна из самых технологичных компаний в мире с доходом $143 млрд в 2020 году и рыночной капитализацией $ 2,2 трлн на сегодняшний день. Огромная компания, которая из года в год продолжает расти на 15%.
В чем секрет этого успеха? Именно благодаря дизайн-мышлению компания сместила фокус с технологий на клиента. И сейчас процесс создания новых сервисов подстроен исключительно под нужды клиентов. Мощный и стильный Surface Book, простота и функциональность современных сервисов Microsoft – яркое тому подтверждение.
Кроме того, по данным исследования Forrester, использование компаниями дизайн-мышления вдвое сокращает время выхода нового продукта на рынок, на 75% уменьшает время его дизайна и на 33% минимизирует время на его разработку. В целом это позволяет иметь на проектах, использующих дизайн-мышления, отдачу на инвестиции (ROI) в размере 301%!
И что с этим делать?
Обучение руководителей
Сначала необходимо познакомить с дизайн-мышлением как можно больше людей в вашей организации и прежде всего команду топ-менеджеров. Именно они на своем опыте должны убедиться в стратегической силе эмпатии и эффективности бизнес-экспериментов.
Обучение должно быть практичным и построенным на решении конкретных бизнес-задачи с большой долей неопределенности. Знакомство с дизайн-мышлением поможет выявить первых агентов изменений в организации на уровне руководителей и сформировать запрос для движения в сторону клиентоориентированности.
Коучинг команд
После обучения необходимо закрепить полученные знания на практике из-за использования дизайн-мышления как процесса для работы кросс-функциональных команд, работающих над новыми продуктами, радикальным улучшением существующего сервиса или поиском новых бизнес-направлений.
Только при практическом использовании дизайн-мышления станет частью культуры сначала этих команд, а затем и организации в целом. Постепенно количество команд, прокачанных в дизайн-мышлении, будет расти, а их успех и новый формат работы захотят подхватить и другие. Главное, создайте свою команду тренеров по дизайн-мышлению, которые будут коучами для всех других команд.
Организационные изменения
Если вы находитесь на стадии, когда в компании уже работает ряд команд, системно использующих дизайн-методологию, следующий шаг – это организационные изменения. Рано или поздно эволюция дизайн-мышления приведет компанию к изменению организационной структуры.
Вместо изолированных функциональных отделов появятся кросс-функциональные продуктовые команды, которые будут гораздо быстрее взаимодействовать с клиентом и давать гораздо лучшую экономику каждого продукта или сервиса. Поддержите свои кросс-функциональные команды соответствующей организационной структурой, гибким целеполаганием и новыми талантами.
Чем полезно дизайн-мышление
По сути, дизайн-мышление – это научный процесс для решения бизнес-вызовов с использованием глубокой эмпатии к клиентам и циклических бизнес-экспериментов.
Этот инструментарий очень простой в понимании и очень сложный в реализации в силу специфики работы мозга, из-за страха совершать ошибки и недостатка инвестиций со стороны руководства.
Однако постоянное обучение дизайн-мышлению всех сотрудников, коучинг команд и своевременные организационные изменения помогут решить эти проблемы.
Мир кардинально меняется, и, для того чтобы быть лидерами рынка, компаниям сегодня прежде всего необходимо стать лидерами в эмпатии к своим клиентам. Дизайн-мышление поможет раскрыть детскую креативность ваших сотрудников и создать взрослое конкурентное преимущество, которое невозможно будет скопировать.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].