Discuss Discuss
Пережить пик: как ритейлерам подготовить логистику к праздничному сезону

Пережить пик: как ритейлерам подготовить логистику к праздничному сезону

И успеть продать больше

Цей матеріал також доступний українською
Пережить пик: как ритейлерам подготовить логистику к праздничному сезону
Фото: depositphotos

Уже через месяц в ритейле стартует праздничный сезон, который обещает быть очень насыщенным. Так, согласно ежегодному исследованию аудиторской компании Deloitte, в 2021 году прогнозируется рост розничных продаж на 7–9% по сравнению с предыдущим годом. Однако уже сейчас ритейлеры сталкиваются с вызовами из-за нарушения в мировых цепочках поставок. Александр Исаченко, основатель компаний CoreTeka и WareTeka, рассказал Mind, какие проблемы логистики пытаются решить ритейлеры и как украинским компаниям подготовить свою логистику к праздничному сезону.

Планировать заранее, запасаться уже сейчас

Традиционно компании планируют цепочку поставок еще задолго до праздничного сезона. Подготовка начинается еще летом. Здесь важно заранее спрогнозировать объем продаж, опираясь на данные предыдущего сезона, закупить товарные запасы и подготовить склады к пиковым нагрузкам. Однако в 2021 году ситуация неоднозначна – прогнозировать продажи становится сложнее из-за колебаний спроса, цепочки поставок компаний нарушились из-за простоя в портах.

Крупные ритейлеры решают эту проблему по-разному. Например, компания Lowe’s закупила большие «страховые» партии товаров у поставщиков, чтобы доставить продукцию на свои склады и магазины раньше. Ритейлер Walmart зафрахтовал собственные судна, поскольку не может ждать, пока у перевозчиков освободятся места.

Сейчас компаниям критически важно тщательно планировать складские запасы, чтобы удовлетворить спрос потребителей и повысить объем продаж. А с другой стороны, страховые запасы создают новые вызовы – расходы на содержание продукции растут. Чтобы решить эту проблему, многие ритейлеры уже сейчас начинают стимулировать покупательский спрос.

Например, Amazon уже сейчас объявила о скидках и акциях, хотя обычно праздничный сезон начинается в «черную пятницу.» Аналогичным образом поступила компания Target – она анонсировала трехдневные праздничные скидки.

Складские площади решают все

Поскольку ритейлеры вынуждены создавать больше запасов, чем это было раньше, остро стоит вопрос нехватки складских площадей. Например, по нашим подсчетам, только в Украине, даже в Киеве, показатель вакантности очень низкий – не более 3%. В других городах цифры значительно меньше. Такую же ситуацию наблюдаем и в других странах.

Для сравнения: согласно отчетуCushman&Wakefield, в Америке тоже довольно низкий показатель вакантности – 4,3%, а на складах вблизи портов еще меньше – около 1%. В период подготовки к праздникам даже Amazon столкнулась с тем, что ей необходимо наращивать площади распределительных центров, чтобы справиться со спросом. 

И в то же время нарушения в цепочках поставок способствовали развитию логистических экосистем. Сейчас большой популярностью пользуются такие стартапы, как Flexe или Ware2Go. Они предлагают гибкие решения в складской логистике – с их помощью компания может расширять свою дистрибутивную сеть, используя свободное пространство на складе логистических операторов.

Это склады временного хранения, от которых можно легко отказаться, когда в них нет необходимости. WareTeka предоставляет аналогичные услуги  в Украине.

Сотрудников на всех не хватит

Чтобы справиться с большими объемами заказов, ритейлеры нанимают больше сотрудников, которые смогут обрабатывать заказы клиентов. В то же время на многих рынках ощущается острая нехватка рабочей силы.

Компании конкурируют за персонал – повышают оплату труда, привлекают потенциальных кандидатов дополнительными бонусами и обучающими программами. Например, компания Target объявила, что будет дополнительно платить $2 в час в высокий сезон. Также ритейлер разработал приложение для сотрудников, которое позволяет гибко управлять рабочим графиком. Однако в дополнительных рабочих кадрах нуждаются и логические операторы. Они тоже набирают сотрудников для того, чтобы справиться с повышенным спросом в праздничный сезон.

Нанимать большое количество сотрудников могут позволить себе только крупные ритейлеры. Другие же компании могут передать часть рутинных операций по обработке заказов подрядчикам. Это могут быть услуги по временному хранению, маркировке, упаковке, созданию промонаборов и так далее.

Несмотря на то что в этом году объемы продаж ритейлеров значительно вырастут, неустойчивость в цепочках поставок может вызвать сбои в работе. Поэтому очень важно подготовиться к праздничному сезону заранее – спрогнозировать спрос, создать складские запасы, позаботиться о мощностях для хранения, начать планировать маркетинговые кампании и привлекать дополнительные ресурсы для решения задач логистики уже сейчас.

Начните системную работу с инновациями прямо сейчас!
Решайте технологические запросы вместе с Платформой открытых инноваций REACTOR.UA.
Пройдите менторскую программу для бизнеса RE:START – ваше окно в мир инноваций.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате