Доставить все: как упростить логистику на рынке грузовых перевозок
И как оптимизировать процессы в этой сфере
Компании доставляют грузы по стране ежедневно. А их подходы к организации перевозок могут значительно отличаться и зависят от грузопотока, маршрутов и целей бизнеса. Андрей Чернявский, коммерческий директор WareTeka, резидент Reactor.ua, рассказал Mind, как организован украинский рынок коммерческих грузоперевозок, как можно улучшить подходы компаний и стать поставщиком торговых сетей.
Найти и организовать: как компании ищут перевозчиков
Представим ситуацию, когда компании необходимо доставить товар, например, бытовую химию, из пункта А в пункт Б. Самый очевидный способ это сделать – нанять транспорт, который осуществит эту перевозку. И в то же время, те, кто знаком с рынком, понимают, что могут быть нюансы.
Во-первых, необходимо подобрать автомобиль, который будет соответствовать объему и тоннажу груза, получив тем самым оптимальные затраты на перевозку (все мы знаем случаи, когда фрахтуется 20-тонный автомобиль, а загружается он только наполовину, просто потому что в конкретный момент ничего другого найти не смогли).
Во-вторых, могут возникнуть моменты, когда перевозчик, который будет осуществлять доставку, не найдя обратной загрузки из города доставки, будет вынужден запросить большую стоимость, чтобы частично компенсировать перегон автомобиля в ближайший населенный пункт, в котором будет груз для обратной доставки.
Есть и другой подход – попутный транспорт, или «догруз». Суть его в том, что компании-грузоотправители, через специализированные интернет-платформы (с объявлениями о доступных грузах и свободных автомобилях), ищут перевозчиков, которые едут по нужному маршруту, могут забрать и отвезти груз к точке доставки. При этом грузоотправитель платит не за весь автомобиль, а только за то место, которое занимает его товар.
На первый взгляд, схема простая и удобная. Однако к ней есть ряд вопросов, как со стороны грузоперевозчиков, так и со стороны грузоотправителей.
Грузоперевозчики, которые работают по такой схеме, постоянно или периодически, сталкиваются с вопросами отсутствия попутного груза из города доставки, в который они приехали с грузом клиентов, в город, куда им необходимо вернуться. Этот вопрос обычно решается еще до того, как перевозчик приедет в город доставки и выгрузит товар в пункте назначения. Если об этом не подумать заблаговременно, придется либо ждать груза, либо перегонять пустой автомобиль себе в убыток.
Как показывает практика, найти груз для обратной дороги не всегда получается быстро. Поэтому для того чтобы уехать из города доставки, многие перевозчики могут снижать стоимость транспортировки груза – лишь бы окупить затраты на топливо. И многие клиенты на перевозки этим пользуются.
К тому же попутные грузоперевозки не всегда удобны и самим клиентам. Конечно, если отправка товаров у клиента носит эпизодический характер, проблем и неудобств не будет. Однако, если отправки осуществляются по множеству маршрутов систематически, задача усложняется. Как правило, на стороне компании-грузоотправителя вопросами поиска попутного транспорта занимается штатный логист. Это человек, который, помимо поиска транспорта, контролирует процесс доставки (сроки, вопросы в пути и на выгрузке).
Популярная практика – когда логист отвечает за все и сразу. То есть если компании-грузоотправителю необходимо отправить по три паллеты в пять областных центров, логист должен будет найти пять автомобилей, которые возьмут его груз, договориться о цене, отгрузить и потом контролировать доставку пяти отдельных перевозчиков (сроки доставки, когда примерно прибудет на выгрузку, а не решил ли водитель заехать по пути куда-то еще, и т.д.). А если одновременная доставка будет не в пять областных центров, а в 10? Такой порядок дел ведет к большой загруженности логиста и, как следствие, – к частым ошибкам.
Более того, интернет-площадки, через которые находятся перевозчики для «догруза», не несут никакой ответственности за качество работы и груз. Они могут определять рейтинг тех или иных перевозчиков либо полностью удалять их с платформы, если к качеству их работы есть вопросы. Однако, если что-то случится – клиент останется один на один с перевозчиком.
Кроме того, часто при «догрузе» нет возможности получить важные дополнительные услуги. Например: возврат документов, дополнительную упаковку, поартикульную раскладку коробов.
В грузовых автоперевозках есть и другой, более цивилизованный, подход.
Как упростить грузоперевозки и выйти на новый уровень
Во многих европейских странах используют другой подход – сборные грузоперевозки, или LTL. Аббревиатура расшифровывается как Less-Than-Truckload, то есть«неполная загрузка автомобиля». Поскольку такая услуга требует слаженной системной работы, ее предлагают логистические операторы.
Суть LTL в том, что логистический оператор осуществляет такие перевозки в три этапа. На первом этапе с помощью малотоннажного транспорта оператор в течение дня собирает мелкие паллетные партии от разных отправителей по городу и перемещает их на распределительный центр. После этого товары грузят в магистральные 20-тонные автомобили, которые за ночь доставляют сборные грузы между областными центрами. Утром следующего дня транспорт разгружают на локальных распределительных центрах, грузят автомобили меньшего тоннажа и доставляют получателям.
Почему такой подход наиболее оптимальный?
- Во-первых, 3PL-оператор может гарантировать, что в 97% случаев груз будет доставлен своевременно.
- Во-вторых, стандарт сборных перевозок – это работа в паллетном формате: грузы клиентов принимаются на доставку только на поддонах. Это существенно сокращает риски того, что товар повредится в пути, а также помогает максимально утилизировать транспорт, что, в свою очередь, положительно влияет на стоимость доставки для клиента.
- В-третьих, логистический оператор полностью контролирует процессы – сам подбирает транспорт, планирует графики, несет полную ответственность за сохранностью груза, и самое важное, – держит в курсе клиента, если что-то пойдет не так. Оператор предоставляет обратную связь из одних рук, вне зависимости от того, сколько отправок и по каким маршрутам заказал клиент. Сравните объем работы по контролю со стороны клиента: один перевозчик с доставками во все областные центры, или 10 независимых перевозчиков с доставками в те же областные центры. И конечно же 3PL-провайдер предоставляет полный комплекс дополнительных услуг.
LTL-перевозки подходят тем компаниям, которые отправляют грузы мелкими паллетными партиями. Например, от 1 до 10 паллет на одну точку выгрузки.
Если нужно перевозить больше – выгоды по цене не будет. Если количество груза на одну точку выгрузки приближается к 15-20 паллетам – оптимально воспользоваться FTL-перевозками, которые предполагают полную загрузку транспортного средства грузом одного отправителя и доставку из точки А в точку Б, минуя распределительные центры.
На пути к торговым сетям
Мощный толчок для развития сборных паллетных грузоперевозок в Украине дали национальные и локальные торговые сети. Сейчас они диктуют жесткие требования для поставщиков. Невыполнение условий со стороны поставщика – существенные штрафные санкции.
Одно из главных требований всех крупных торговых сетей Украины – товар должен приезжать на паллетах. На одном поддоне должна находиться продукция с одним артикулом, в точном количестве согласно заказу сети. Например, если торговая сеть заказывает у поставщика 5 разных артикулов, все эти товары должны быть доставлены только на монопаллетах. И если количество товара по четырем артикулам набралось на полные паллеты, а пятый артикул – это всего одна коробка, поставщик все равно должен доставить этот груз на отдельной паллете.
Почему такие строгие требования? Главная задача любого ритейлера – следить за тем, чтобы полки магазинов не были пустыми. Предъявляя жесткие требования к поставкам продукции и добавляя штрафные санкции, торговая сеть стремится оптимизировать все последующие операции на обработку товаров перед тем как они поступят в продажу.
Поэтому если компания хочет работать с крупными торговыми сетями, LTL-перевозки – лучший вариант. В нашей практике часто встречаются кейсы, когда изначально торговые компании не хотели пробовать другие форматы работы. Они нанимали диспетчеров, искали машины на транспортных биржах. Это было удобно до тех пор, пока они не начинали работать с торговыми сетями.
Популярность сборных паллетных перевозок растет во всем мире. Поэтому многие компании пытаются создать не просто транспортные биржи, а полноценные сервисы для выбора транспортных компаний, которые несут гарантию. Так, например, Uber Freight объединилась с логистическим оператором BlueGrace Logistics и запустила направление LTL-перевозок. В Украине платформа WareTeka тоже начала развивать сервис сборных паллетных перевозок.
И хотя попутный транспорт пользуется стабильным спросом среди компаний, которым необходимы нерегулярные доставки, LTL-перевозки могут стать более качественной альтернативой.
Платформа REACTOR.UA – ваш проводник в мире инноваций.
Мы знаем, как реализовать инновации с учетом лучших практик и в сжатые сроки.
Начните изменения уже сейчас!
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].