Инвесторы опасаются, что стоимость нефти WTI снова может опуститься до отрицательных значений. Так, на днях снижение в ходе торгов составило 30% – до $12 за барель.
20 апреля впервые в истории стоимость майских фьючерсов на нефть WTI упала до отрицательных значений. На минимуме цена достигала минус $40,32 за баррель.
Такие колебания цены на нефть привели к снижению цен на топливо в Украине. При этом уже стартовала посевная кампания, и низкая цена на топливо может сыграть на руку украинскому АПК. Однако сложившуюся ситуацию стоит оценивать в комплексе и не забывать о других рисках, которые влияют на агропромышленный комплекс.
Как мировой обвал цен на нефть может сказаться на украинском АПК и какие дополнительные риски могут повлиять на аграриев рассказала Mind директор по маркетингу и коммуникациям Kreston GCG Алла Иванец.
Падение стоимости нефти до отрицательных значений шокировало весь мир. Но сокрушаться и негодовать времени у мирового сообщества нет – нужно быстро сориентироваться и понять, какие выгоды можно извлечь из сложившейся ситуации и как обезопасить свой бизнес от рисков.
Первое, что подсказывает логика, – снижение цены на нефть влечет за собой и снижение стоимости топлива. Это положительная новость для аграриев. Однако на экспортной стоимости зерновых и технических культур падение нефти сказывается сильнее, потому что рапс и кукуруза привязаны к биоэтанолу. В пересчете на условный нефтяной эквивалент производство биотоплива становится невыгодным – цены на кукурузу, рапс и подсолнечник резко пойдут вниз. Таким образом, как только нефть начала падать, цены на сельскохозяйственную продукцию также начали снижаться.
Сегодняшняя ситуация имеет свои плюсы и минусы.
Падение цен на нефть снизит стоимость импорта и вызовет сокращение торгового дефицита, а также уменьшение инфляционного давления на Украину. Но, если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, становится неспокойно за предприятия энергетического сектора – внезапное падение цен на нефть снизит стоимость природного газа, угля и окажет отрицательное влияние на экономику.
На рынке нефти контракт с поставкой в мае торговался в отрицательной зоне. Это отражение огромного профицита, который есть сейчас. В то же время в последний день торгов контрактом не торгуют. По нему идут расчеты, биржа закрывает реестр, и в нем остаются только производители и участники, которые получат эту нефть в «живом» виде.
Соответственно, «кричащего» снижения цен на топливо не будет. Потому что стоимость нефти только наполовину определяет стоимость нефтепродуктов. Остальные 40–50% – это многочисленные акцизы, налоги на добавочную стоимость и наценки посредников. К тому же из-за карантина упал спрос на бензин и дизельное топливо, так что АЗС не спешат снижать цены, чтобы не потерять доходность.
Становится понятно, что существенных изменений на украинском рынке топлива не будет, а значит, оглушительно положительного эффекта не стоит ожидать и аграриям.
Украина еще не исчерпала потенциал для снижения цены: в течение месяца она упала на 10%, то есть на 2,5 грн в среднем. Если ориентироваться на начало года и считать в валютном эквиваленте, учитывая обвал гривны в марте, то Украина уже потеряла порядка 25–30% цены топлива. Эксперты отрасли считают, что есть предпосылки для снижения стоимости бензина и дизеля на 2–3 грн/л до конца апреля, при этом в мае также ожидается снижение цен.
В то же время на аграрный сектор падение стоимости нефти имеет опосредованное влияние. Это стало понятно еще при первой волне падения нефти 9 марта.
Дешевая нефть поддерживает компании стран-экспортеров (прежде всего США) и в то же время создает риски недополучения бюджета и девальвации нацвалюты стран-импортеров. Кроме того, по мнению аналитиков, это снижает логистические затраты на экспортные культуры, позволяет странам предлагать низкие цены. Поскольку это лишь одна из составляющих стоимости зерновых и масличных, в краткосрочной перспективе падение и рост цен нефти определяют общий тренд цен.
Однако дешевая нефть на длительный промежуток времени – ключевой элемент глобальной торговли, который заставляет развитые страны пересматривать прогнозы своего экономического роста. А это уже напрямую влияет на цены аграрной продукции в мире, в частности и в Украине.
Карантин создал неблагоприятные обстоятельства для логистики, которая очень важна для нормального функционирования сектора. Аграрии могут столкнуться с рисками из-за затруднения транспортного сообщения. Более того, Кабмин предложил ВР сократить заложенные в бюджет расходы на проведение земельной реформы на 25 млн грн. и поддержку сельхозпроизводителей в размере 4 млрд грн.
К тому же мировое падение цен на нефть повлечет за собой снижение стоимости ключевых экспортных статей АПК, например сырьевого товара, на мировых рынках.
Еще одним острым вопросом для агросектора является неопределенность в процессе открытия рынка земли. На данный момент Верховная Рада сфокусирована на пандемии, поэтому земельный вопрос пока поставили на паузу. Это ограничивает приток капитала в агросектор и удерживает инвесторов в режиме ожидания.
И все же высокая рентабельность украинского агропрома смягчает риски, вызванные нестабильностью мировой и украинской экономик во время пандемии. Это дает основания полагать, что после завершения карантинных ограничений экспорт вернется к докризисным показателям, а инвестиционный климат сектора снова станет благоприятным.