mind
Гибкий график, лояльность и прозрачные условия: как украинские компании борются с кадровым голодом
Гибкий график, лояльность и прозрачные условия: как украинские компании борются с кадровым голодом
 
Материал в партнерстве с OLX Работа

Гибкий график, лояльность и прозрачные условия: как украинские компании борются с кадровым голодом

И какие перспективы у рабочих профессий в Украине

Этот материал также доступен на украинском

Украинские компании жалуются на нехватку представителей рабочих профессий, «синих воротничков». Молодые люди идут работать в этом направлении неохотно, расценивая такой труд как временный и не планируя расти и развиваться в рамках компании. А после открытия европейских границ многих специалистов прельщает сезонная работа в Европе. Mind начинает серию публикаций в рамках спецпроекта с OLX Работа – сервисом размещения и поиска вакансий в сфере рабочих специальностей, где вместе с клиентами платформы выясняет, кого не хватает на рынке труда и как работодатели справляются с кадровым кризисом.

Почему работодателям не хватает кадров

Уезжают навсегда. Европа – основной конкурент украинских работодателей. По данным глобального отчета ООН о миграции, Украина вошла в топ-8 стран по количеству людей, покинувших страну. Начиная с 2000-х и до 2017 года из Украины переехало почти 6 млн граждан. Больше – только из Индии, Мексики, Китая, Российской Федерации, Сирии, Бангладеш и Пакистана.

По данным Международной организации по миграции (МОМ), 40% трудовых мигрантов – это мужчины в возрасте 30–44 лет, большинство – из западных областей страны. У 41% из тех, кто покинул Украину ради работы, – среднее или среднее специальное образование. Это те самые «синие воротнички», которых так не хватает теперь в Украине.

Уезжают на сезон. Украинцы ищут лучшей доли не только на постоянной основе. Многие работодатели говорят, что им приходится адаптировать кадровую политику под сезонную миграцию. Cеть социальных магазинов «Сегодня Аврора» и нефтяная компания Socar в комментарии для Mind рассказали, что среди их сотрудников есть те, кто уезжает регулярно на несколько месяцев. Как отмечает Лилия Бушина, заместитель генерального директора по персоналу «Укрпошты», особенно остро проблема оттока кадров на сезонные работы чувствуется в западных регионах. Но у «Укрпошты» есть свой «высокий сезон» – с ноября по февраль, когда люди отправляют больше посылок. Соответственно компании нужно больше рук в сортировочных центрах, и она готова брать дополнительный персонал.

Хотят столичных зарплат. Проблемная зона – Киев и область. Здесь конкурировать за соискателей приходится не с «польской клубникой», а с доступом к столичному рынку труда. «Люди скорее будут тратить больше времени и денег на дорогу в Киев, чтобы зарабатывать больше. Но в бизнесе существует такое понятие, как рентабельность, для определенной работы есть своя планка зарплат», – говорит Светлана Заверненкова, HR-специалист «ДнипроТорг» (производитель и дистрибьютор охлажденной мясной продукции).

Сложно найти, легко потерять: как украинские компании борются с кадровым голодом
Фото: pexels.com

Их становится меньше. Население Украины стареет, а результатом демографического кризиса 1990-х стало то, что сегодня в Украине физически меньше молодых людей, которые ищут работу. Директор по персоналу «Макдональдс Украина» Наталья Тиморина говорит, что демографический фактор влияет на кадровый голод не меньше, чем отток рабочей силы за рубеж. По сравнению с 2015 годом количество работающих в компании студентов сократилось на 10%. И негативные тенденции будут только усиливаться.

Не хотят развиваться. Светлана Заверненкова называет еще одну причину кадрового кризиса. Многие в Украине рассматривают рабочие профессии как временные. Подзаработать денег на образование или другую срочную статью расходов (при среднем возрасте сотрудников 40+), а дальше – хоть трава не расти. «Синие воротнички» считают свой труд непрестижным, хотели бы занимать более высокие должности и иметь гарантированный карьерный рост. И хотя возможности для роста есть во многих компаниях, развиваться и учиться готовы единицы.

Проблемы не у всех. Впрочем, с кадровым голодом сталкиваются не все украинские бизнесы. В «Уманьпиво» утверждают, что компания сохраняет ежегодный рост на уровне 12–13%, поэтому постоянно нуждается в новых работниках, но находит их достаточно легко. «В пивном производстве действительно непросто найти опытных профильных специалистов. Но проблем с поиском рабочего персонала нет», – делится наблюдениями CEO компании Игорь Кисиль. Причиной стабильности называет то, что в компании на разных уровнях сформирован стабильный коллектив, а специалистов воспитывают «с нуля», что делает сотрудников лояльными к работодателю. Также «Уманьпиво» предлагает своим сотрудникам зарубежные стажировки, что также влияет на лояльность и сокращает текучесть кадров.

Сложно найти, легко потерять: как украинские компании борются с кадровым голодом
Фото: pexels.com

Как украинские компании меняются ради «синих воротничков»?

«По данным аналитической службы OLX Работа, в первой половине 2019 года на платформе активнее всего искали продавцов – 18% всех вакансий. Специалисты сферы транспорта и логистики также были востребованы, всего за полгода мы зафиксировали 12% активных предложений. Замыкали тройку лидеров работники барно-ресторанной сферы – около 10% объявлений.  В топ-5 сфер, где активнее всего работодатели искали кадры, вошло также строительство и производство», – рассказывает Мария Абдуллина, руководитель направления OLX Работа.

«Чтобы не только найти, но еще и удержать «синих воротничков», компаниям придется не только корректировать материальное вознаграждение, но и развивать культуру признания, развивать дополнительные стимулы, например: обучение, расширение соцпакета, корпоративные кредитные программы, «кафетерий льгот».

Мария Абдуллина,
руководитель направления OLX Работа

Гибкий график, лояльность и прозрачные условия: как украинские компании борются с кадровым голодом

Финансовая мотивация. Главная мотивация для «синих воротничков» сохранять верность работодателю – материальная, отмечает Светлана Заверненкова. И многие работодатели уже это осознают. Например, для «Укрпошты» поворотным моментом в удержании сотрудников стал пересмотр принципов оплаты труда: премий за выполнение KPI, бонусов за качественное и вежливое обслуживание. Это привело к тому, что люди стали работать лучше. Также компания ввела грейдинговую систему оплаты труда – каждая должность оплачивается исходя из ее ценности для компании. При таком подходе каждый сотрудник понимает, что именно он должен сделать, чтобы рассчитывать на повышение.

«Мы отмечаем рост медианных зарплат почти во всех сферах. Уровень дохода может увеличиться на 16%, как, например, это произошло в этом году в категории, где искали домашний  персонал. На 15% выросли зарплаты у водителей и курьеров, на 12% – в строительстве. Такая динамика свидетельствует о том, что рынок работодателя сменился рынком соискателя. Поэтому все больше компаний вынуждены реагировать на давление дефицита рабочих рук, повышая зарплаты, так как осознают, что пока это ключевой фактор в привлечении и удержании «синих воротничков».

Мария Абдуллина,
руководитель направления OLX Работа

Сложно найти, легко потерять: как украинские компании борются с кадровым голодом

Грамотное планирование. В «Укрпоште» внедрили систему планирования персонала. Компания работает как с внешним, так и с внутренним кадровым резервом и учитывает региональные особенности, чтобы заинтересовать людей работой в отделениях. Справиться с дефицитом кадров также помогает правильное позиционирование на рынке труда и системная работа HR на разных уровнях.

Лояльность к тем, кто ездит на сезонные работы. Руководитель отдела персонала торговой сети «Территория минимальных цен» Юлия Прочухан рассказывает, что у них есть сотрудники, которые выезжали работать за границу и потом возвращались. По приезду они устраиваются на работу в те же магазины, потому что чувствуют себя там комфортно. «За теми, кто не уехал, начинается настоящая охота, ведь кадров не хватает везде в ритейле», – отмечает менеджер. По ее оценкам, вакансии на позицию продавец-консультант – лидеры по поиску персонала.

О готовности работать с теми, кто уезжает на временные работы, говорят и другие собеседники Mind. Плюсы в том, что не нужно вкладываться в обучение таких людей, они уже лояльны, им нравятся компания и коллектив.

Репутация и надежность. По словам собеседников редакции, для «синих воротничков» также важны репутация и стабильность компании, своевременные выплаты, соблюдение КЗОТа, возможность расти и нематериальные поощрения. Жители небольших населенных пунктов более лояльны к работодателям, находящимся ближе к дому. Для тех, кто работает вахтовым методом, важны прежде всего жилье и еда. В «Территории минимальных цен» говорят, что соискателей удается заинтересовать прозрачными условиями труда: на каждом этапе собеседования, начиная с телефонного интервью, компания озвучивает одинаковую правдивую информацию.

В OLX Работа также отмечают, что работодателям стоит подумать над условиями, которые они готовы предложить сотруднику. «Проанализировав вакансии, размещенные на платформе за полгода, мы увидели, что украинские предприятия в редких случаях готовы обеспечить работников медицинской страховкой и предложить им карьерный рост», – говорит Мария Абдуллина.

«Согласно данным опроса, который мы проводили этой осенью на OLX Работа, 23% соискателей отметили, что недовольны отсутствием социального пакета на своей работе. Еще оказалось, что наиболее важным условием труда является комфортное и безопасное рабочее место (33%), для четверти респондентов более важна близость работы к дому, а для 15% – современная техника и оборудование».

Мария Абдуллина,
руководитель направления OLX Работа

Сложно найти, легко потерять: как украинские компании борются с кадровым голодом Фото: pexels.com

Резюме или рекомендация: где компании ищут кадры

Новых сотрудников компании ищут как онлайн, так и по старинке. Светлана Заверненкова отмечает: чем крупнее населенный пункт, тем легче найти соискателя в интернете, на платформах по поиску работы. В маленьких городах и селах лучше работает офлайн: там самым стабильным источником кадров остаются объявления на столбах.

Доля тех, кто нашел вакансию через интернет, колеблется от компании к компании. Собеседники Mind называют цифры от 50% до 70%. Юлия Прочухан говорит, что сеть постоянно анализирует стоимость конверсии при выборе разных каналов поиска. Около 30% соискателей «Территории минимальных цен» приходят с OLX. По ее словам, при длительном использовании сервиса компании удалось сократить затраты на поиск сотрудника и увеличить конверсию.

«Выбор правильного и релевантного канала при поиске рабочего персонала – это уже половина успеха. К примеру, каждый месяц OLX посещают более 25 млн пользователей, из них 2,6 млн заходят именно в раздел «Работа». Учитывая, что средняя скорость закрытия вакансии на сервисе всего 12 дней, мы видим, что при правильном совпадении аудитории, работодатель с соискателем находят друг друга довольно быстро».

Мария Абдуллина,
руководитель направления OLX Работа

В офлайне хорошо работает печатная пресса, объявления на столбах и в транспорте, ярмарки вакансий. Особо в качестве канала поиска линейных работников ценится рекомендация текущих сотрудников. «У нас хорошо зарекомендовала себя реферальная система, – говорит Лилия Бушина. – Кроме того, существует программа «Приведи друга», которая демонстрирует хороший результат во всех подразделениях и в разных типах населенных пунктов». «Уманьпиво» по рекомендациям сотрудников получает половину соискателей, «Территория минимальных цен» – 10% вместе с печатной прессой.

Сложно найти, легко потерять: как украинские компании борются с кадровым голодом
Фото: pexels.com

Светлана Заверненкова рассказывает, что при нынешнем кадровом голоде компания рада даже таким соискателям, которых лет пять назад не стали бы рассматривать всерьез. Например, вообще без опыта работы. Также минимальные требования меняются в зависимости от сферы деятельности. В торговле важны честность и порядочность, в логистике – выносливость, в работе, которая подразумевает вахтовый метод, – чистоплотность. «Укрпошта» заинтересована в людях с большой мотивацией к труду, качественному обслуживанию клиентов и трансформации компании.

Хотя в краткосрочной перспективе для компании обучение сотрудников – это расходы, но все собеседники Mind говорят, что у них уже есть программы обучения. Тем более что в долгосрочной перспективе «выращивание» кадров дает свои плоды. «У человека, который прошел путь от молодого специалиста до опытного мастера уже сформирована лояльность к компании и продуктам, часть из которых создавалась с его участием», – объясняет мотивацию работодателей Игорь Кисиль. В рамках обучения «Уманьпиво» устраивает своим сотрудникам стажировки за границей, и этот фактор также укрепляет лояльность персонала. 

А вот на помощь с переездом «синим воротничкам» лучше не надеяться. Даже если компании практикуют такое, обычно это касается дорогих квалифицированных специалистов или работы вахтовым методом, которая по умолчанию подразумевает предоставление жилья. Об этом Mind рассказали сразу несколько собеседников.

Перспективы рабочих профессий в Украине

Собеседники Mind сходятся во мнении – перспективы у рабочих профессий в Украине пока не радужные. И хотя среди «синих воротничков» есть те, кто съездил за границу и навсегда разочаровался в этой идее, так как условия оказались тяжелее, чем ожидалось, а оплата – ниже, в целом тенденция сохраняется. Украинцы ищут лучшей доли за рубежом, а украинскому бизнесу остается работать с тем, что есть – растить новые кадры с нуля, сохранять сезонное партнерство с теми, кто хорошо себя проявил на рабочем месте, укреплять лояльность с помощью неденежной мотивации.

 
Материал в партнерстве с OLX Работа
Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате