Mind Disrupt Innovation Index 2021: какие компании украинского АПК готовы стать инновационными
Сельское хозяйство стоит на пороге очередной революции. В ее основе – цифровые технологии, а основным ресурсом становится не земля, а наука

Mind совместно с платформой Reactor.ua подготовил первый в Украине Disrupt Innovation Index – исследование готовности компаний встретить изменения на их рынке через влияние инноваций. Индекс не является соревнованием или рейтингом самых инновационных компаний.
Его задача – проанализировать, насколько крупные игроки готовы к вызовам, как инновации влияют на бизнес, и смогут ли сегодняшние лидеры выжить в будущем.
Исследование охватывает более 50 крупнейших украинских компаний в восьми отраслях украинской экономики. Банки, металлургия, энергетика, АПК, транспорт, телекоммуникации, фармацевтика, ритейл, потребительские рынки, недвижимость – по мнению экспертов KPMG в Украине, именно эти отрасли в ближайшие годы будут больше подвержены изменениям. Уже сегодня там появляются новые участники, новые бизнес-модели, новые правила, которые влияют на распределение сил на рынке.
В каждой из этих индустрий редакция отобрала от 5 до 12 компаний, которые являются лидерами рынка по объему выручки. Mind совместно с Reactor.ua провел анкетирование и интервьюирование компаний, а также независимых экспертов, в их число по отрасли помимо редакции Mind и команды Reactor вошли сооснователь Drone.Ua Валерий Яковенко и руководитель SmartFarming Назар Малиняк.
Во втором материале представляем Disrupt Innovation Index одной из наиболее динамично внедряющих технологии отраслей – агрифуд.
Аграрная отрасль за последние пять лет совершила впечатляющий рывок во внедрении технологий и инноваций. Так что по праву может считаться лидирующей в Украине по эффективности внедренных инноваций. Однако открытость и прозрачность отрасли оставляет желать лучшего: лишь половина из опрошенных компаний заполнили анкету и поделились информацией о своих текущих успехах в работе с инновациями. Для сравнения, на рынке данных и телекома все 100% опрошенных компаний заполнили анкеты.
Так, отвечать на вопросы про инновации отказались в «Эридоне», Roshen, АВК, Sandora и Nestle.
Портрет индустрии
За несколько тысячелетий, которые сельское хозяйство неразрывно связано с человеком, формат отрасли и ее характеристики менялись множество раз. Но никогда столь радикально, как последние 10–15 лет, за которые АПК стал способен существовать в отрыве не только человека, но и от почвы.
Запросы фермеров буквально на глазах эволюционировали от «трактор помощнее» к комплексным IT-решениям, а по наукоемкости еще вчера консервативная отрасль уверенно входит в топ-3 в экономике.
Кадры и технологии – вот два базиса, которые стали определяющими в АПК, сместив «землю и погоду». Ценность инновации можно наглядно измерить в экономических категориях.

Согласно отчету FAО «Состояние цифрового сельского хозяйства в 18 странах Европы и Центральной Азии», в Европе увеличение оцифровки на 10% приводит к росту ВВП на 1,4%. В регионе СНГ увеличение проникновения фиксированной широкополосной связи на 10% прибавляет 0,63% ВВП на душу населения.
На уровне отдельной отрасли показателен пример Китая, где разработанная компанией Alibaba Group система – ET Agricultural Brain, позволяющая по ряду параметров, таких как температура, поведение, голос, дистанционно определять состояние здоровья каждого животного на свиноферме, дает возможность сэкономить $7,5 млрд (расчетный эффект внедрения этой системы на всех свиноводческих хозяйствах страны).
Инновации слишком очевидно выгодны, чтобы их игнорировать. И все же чаще всего изменения – не просто путь к повышению прибыли, а безальтернативная необходимость. Сельское хозяйство меняется вынужденно, под давлением внешних непреодолимых факторов.
На первое место в их перечне уверенно выходят изменения климата. Украина, где за последние 100 лет средняя температура воздуха поднялась на 1,2 градуса, даже немного опережает общемировую динамику глобального потепления.
Зона рискованного земледелия последовательно расширяется, а опустынивание на юго-востоке Украины лишь частично компенсируется улучшением условий для сельхозпроизводства на Западе страны.
Еще один драйвер инноваций, столь же определяющий, как и Эль-Ниньо, – ускоряющиеся темпы урбанизации. Отток людей в мегаполисы формирует с каждым годом усугубляющийся разрыв между спросом и предложением рабочей силы в АПК.
Учитывая, что агропродовольственный сектор – один из самых трудоемких в мире, в котором занято 28% мировых трудовых ресурсов (ILOSTAT, 2019) этот дефицит можно покрыть только технологиями. В Украине количество сельского населения уменьшилось за 10 лет, к 2019 году, на 16%.

И наконец, глобальная конъюнктура, которая формирует запрос на инновации на мировом уровне.
ФАО прогнозирует, что к 2050 году более 90% спроса на мировое производство продуктов питания будет удовлетворено за счет повышения урожайности существующих пахотных земель на основе результатов исследований. В штаб-квартире ФАО в Риме образовано Управление по инновациям и созданы платформы для обмена знаниями и информацией по технологиям и практикам для сельхозпроизводителей.
Иными словами, вариант расширения посевных площадей полностью исключен из мировой повестки – даже ради того, чтобы накормить 9 млрд человек, которые будут населять Землю к 2050 году и 11 млрд, которые появятся к 2100-му. Между тем, чтобы удовлетворить этот спрос, объем агропроизводства должен увеличиться на 60% относительно уровня 2000 года.
Не стоит игнорировать и вклад пандемии в инновационность сектора – переход сотрудников и бизнесов в онлайн, подстегнувшие развитие дополненной реальности и компьютерного зрения. COVID-19, разорвавший часть логистических цепочек, заставил, в том числе, все более активно искать еду не в поле, а в лаборатории.
В условиях уменьшения воды и почвы (или негласного бана на их интенсивное использование), изменений климата, урбанизации и эпидемических ограничений – первых в новейшей истории, но наверняка не последних, сельское хозяйство в поисках решений для преодоления проблем может рассчитывать только на новые технологии.
Made in Ukraine
Украина – один из мировых лидеров отрасли сельского хозяйства и ведущий поставщик продовольствия. На уровне государства АПК генерирует до 17% ВВП и 40% экспортной выручки. Эти показатели обязывает к лидерству и в сфере аграрных инноваций. Его проявления очевидны, хоть и смещены в сторону крупнейших игроков отрасли.
Технологии уже неотделимы от украинского сельского хозяйства: своевременное оповещение о резком изменении погоды, рыночные котировки, формирование блокчейн-цепочек поставок, оцифровка, умные фермы, точное земледелие – все это уже не «эксперимент на нулевой стадии», а базовые составляющие агробизнеса.
Естественный ограничитель и замедлитель развития е-агро – уровень проникновения интернета, к счастью, в Украине достаточно высокий.
А уровень развития цифровых навыков, как бы цинично это не звучало, растет по мере смены поколений фермеров, наследники которых рождаются уже с телефоном в руке.
Инновации не всегда заметны, но лучше всего об их внедрении говорит способность и готовность меняться, которую демонстрируют все лидеры рынка. МХП все дальше отходит от сырьевого сегмента, мигрируя к кулинарии; АВК сочетает кондитерский рынок и высокотехнологичное производство растительного мяса; «Астарта» прибавляет к статусу крупнейшего сахарозаводчика еще и мощное направление биоэнергетики и предоставляет комплексные IT-решения для агробизнеса.
Как свидетельствует проведенный Mind опрос крупнейших (отсечение по выручке) игроков агросектора, большинство оценивают влияние инноваций на отрасль в диапазоне от «существенное» до «очень существенное».
Среди факторов, которые крупный бизнес считает определяющими при формировании изменений в АПК, абсолютное большинство называют цифровизацию.
На практике это воплощается в электронный документооборот, точное земледелие, включая дроны и БПЛА, спутниковые снимки (NDVI и другие индексы), мобильные приложения, Big Data технологии, чат-боты и т. д.
На уровне потребительских предпочтений, будущее отрасли определяют развитие направления персонального питания, индивидуально подобранного в соответствии с ДНК-анализом, анализом микробиома, показателей крови и т. д., а также растущий тренд флекситарианства – замены части рациона животного происхождения на растительный.
В части госрегулирования максимальное влияние на отрасль оказывают Green Deal EU policy и Carbon farming demands – требования к устойчивости и снижению углеродного следа под угрозой риска лишиться доступа к развитым платежеспособным рынкам. Сейчас к таковым относится, прежде всего, Евросоюз, но список принципиальных покупателей будет расширяться.
Как следствие, офицер по инновациям теперь такой же обязательный элемент в структуре крупной аграрной компании, как и агроном. У представителей топ-10 в той или иной форме сформированы целые департаменты, занимающиеся инновациями, и их представители не зря едят свой хлеб.
Формат работы может разниться, но во всех случаях алгоритмы от гипотезы до пилота детально отработаны, а роли и функционал членов команд на каждом этапе инновационной воронки четко прописаны. Тем не менее, несмотря на наличие профильного менеджера окончательное решение о перспективности и развитии тех или инноваций в основном остается за СЕО.
Главный источник идей чаще всего внутренний – профильный департамент и сотрудники. То есть специалисты, которые знают бизнес-процессы изнутри и видят возможности для его оптимизации. Этот интеллектуальный ресурс аккумулируется на платформах внутренних и открытых инноваций – последние существуют как правило в виде отраслевых конкурсов или предложений для студентов.
Среднее число тестируемых инноваций (некоторые опрошенные уверяют, что тестируют все 100% идей) вывести сложно, так как показатель существенно варьируется даже внутри одной компании в зависимости от периода, но очень усреднено можно говорить о пяти-семи пилотах в год.
В среднем объем бюджета, выделяемый на инновации, у опрошенных холдингов исчисляется единицами процентов от прибыли. Но в большинстве случаев этот параметр остается гибким и варьируется в зависимости от перспективности идеи.
Жесткий принцип «меняйся или умри» в наших координатах значительно смягчен пониманием глобальной доли украинской сельхозпродукции на мировом рынке, и сложностью (или даже невозможностью) ее замещения. Поэтому часть игроков может позволить себе формальный подход к инновациям, ограничиваясь созданием профильного подразделения в структуре и оцифровкой документов и сервисов.
Остановятся ли компании на этом или пройдут весь путь глубинных трансформаций – это и определит их успех и лидерство в будущем. А на уровне страны – внесет вклад в продовольственную безопасность, экономическое развитие и сохранение природных ресурсов.
Портреты игроков
Агроиндустриальный холдинг «Мироновский хлебопродукт»
Выручка, 2020 год: 53,4 млрд грн (в т.ч. ЧАО «МХП» 35,97 млрд грн, ЧАО «Мироновская ПФ» 10,2 млрд грн, ЧАО «Зернопродукт МХП» 4,3 млрд грн)
Основные инновации: изменение вектора развития компании от сырьевого к кулинарному; создание профильного Департамента инноваций МХП, который разрабатывает, тестирует и масштабирует инвестпроекты; инвестиции в новые бизнесы, например ритейл и облачные кухни; апгрейд компетенций сотрудников.
Оценка влияния инноваций на отрасль: очень существенно.
Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да.
Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций: вариативный, в зависимости от перспективности гипотезы.
Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач: СЕО, СЕО-1, департамент по работе с персоналом, проектный офис, менеджеры среднего звена.
МХП активно мигрирует от и без того завидного статуса одного из крупнейших в Европе производителей мяса птицы к более рискованной, конкурентной, но перспективной нише кулинарных бизнесов.
Важность, которая придается этому проекту, наглядно демонстрирует Кулинарный центр МХП, стоимостью в несколько миллионов, открытый в Вишневом – инновационное пространство предлагает передовые возможности для разработки новых продуктов, тестирования ингредиентов и сенсорного анализа.
Изменения компании соответствуют трансформации потребительских запросов к пище – именно их в МХП считают формирующими будущее отрасли. Еда уже в краткосрочной перспективе – не просто средство утоления голода/получения удовольствия, но максимально персонифицированный функциональный ресурс, подобранный под потребности конкретного человека и способный улучшить качество жизни и даже решить проблемы со здоровьем.
Стандартные параметры КБЖУ (калории, белки, жиры, углеводы) все больше уступают в важности содержанию нутриентов, микроэлементов и витаминов, которые становятся полноценной частью рациона.
Как и в целом в бизнесе компании, в инновациях МХП реализует стратегию вертикальной интеграции и полного цикла.
Подход к прогрессу здесь отработан и формализован: метрики связаны с пайплайном (количеством) гипотез инновационных продуктов, сервисов и бизнес-моделей; определены цели по количеству пилотных запусков и внедрению успешных тестов; детально разработанный алгоритм определяет все шаги от гипотезы до пилота и масштабирования. На каждом этапе инновационной воронки (концепция – прототип – пилот – масштабирование), работает принцип кросс-команд с прописанными ролями и обязанностями каждого участника.
За 18 месяцев компания реализовала более 10 пилотов, каждый из которых должен приблизить преобразование одного из крупнейших в стране агрохолдингов с птичниками и элеваторами в инновационную клиентоориентированную компанию, концентрирующуюся на готовой продукции.
Если это удастся, то вопрос о главной составляющей природы успеха МХП – менеджерский гений Юрия Косюка или админресурс – можно будет считать закрытым.
«Кернел»
Выручка, 2020 год: 83 млрд грн (в т.ч. ООО «Кернел Трейд» 67,4 млрд, СООО «Дружба-Новая» 5 млрд грн, ООО «ЭНСЕЛКО АГРО» 3,5 млрд грн).
Основные инновации: цифровизация процессов; точное земледелие включая БПЛА, спутниковые снимки полей; Big Data-технологи; Real-time Analytics; Machine Learning.
Оценка влияния инноваций на отрасль: очень существенно.
Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да.
Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций: 1% с перспективой роста в ближайшие два года вдвое.
Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач: СЕО.
«Мы не боимся изменений – мы воспринимаем их как возможности для развития», – говорится в мотто «Кернел». Компания настолько верит в пользу изменений, что часто инициируют их сама.
Среди основных достижений в сфере инновации в «Кернел» называют электронный документооборот. Мелковато для такого крупного игрока? Только на первый взгляд.
«Цифровизация по-кернеловски» подразумевает программу учета зерна, мобильные приложения для агрономов, фермеров, службы безопасности, учетную систему Книга нарядов онлайн и Telegram-бот, через который можно согласовать документ с использованием электронной подписи – и все это в полном соответствии с законодательством и с необходимой системой защиты.
После перехода в онлайн время заключения договоров сократилось с недели до одного-двух дней, а процесс стал более прозрачным.
«Кернел» был первым в реализации большинства высокотехнологичных новаций в агросекторе, которые на сегодня стали обыденностью. Внедрение элементов точного земледелия в компании стартовало еще в 2011 году, также одними из первых в отрасли здесь начали практиковать дифференцированное внесение удобрений, семян и т. д. и внедрили удаленный контроль и мониторинг всех операций в on-line.
Более пяти лет назад «Кернел» начал развивать проект метеомониторинга, который на сегодня представляет собой собственную сеть из нескольких десятков метеостанций. А 100% полей компании мониторятся с помощью спутниковых снимков, коптеров, и ІТ-инструментов, с которыми работают агрономы непосредственно в полях.
Данные автоматически аккумулируются, анализируются и используются для формирования моделей решения проблем в будущем с помощью Machine Learning. Таким образом история прошлых периодов позволяет развивать бизнес в будущем – определять потенциал поля, прогнозировать урожайность, планировать логистику.
Все эти элементы формируют Digital Agribusiness (DAB) – инновационную экосистему «Кернел».
«AB InBev Efes Украина»
Выручка, 2020 год: 6,7 млрд грн.
Основные инновации: диджитализация, элементы АІ, автоматизация и Big Data, B2B-платформа «ВиBEERрай», эко-оптимизация производств, переход на новую преформу и снижение веса бутылки.
Оценка влияния инноваций на отрасль: частично влияют.
Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да.
Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций: 1 млн грн.
Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач: директор по цифровой трансформации продаж «AB InBev Efes Украина».
Будучи частью глобального гиганта, «AB InBev Efes Украина» двигается как в общей инновационной повестке, так и формирует свои решения.
В 2020 году компания первой в отрасли запустила B2B-платформу «ВиBEERрай», которая изменила формат взаимодействия с клиентами.
У ресторанов, кафе, торговых точек, сетей не только появилась возможность формировать заказы на продукцию в любое удобное время, но и получать профессиональные онлайн консультации по всему ассортименту. Функция личного кабинета позволяет формировать историю заказов и имеет опцию возврата тары.
Аналогичные платформы были запущены на других рынках присутствия AB InBev. В частности, в Бразилии, Колумбии, Южной Африке, России. Они имели доказанную эффективность – запуск платформ увеличил продажи в среднем на 3%, а количество продукции (товарных единиц) компании в торговых точках выросла в два раза по сравнению с заказами тех, кто осуществлял их через торгового представителя. В Украине клиенты, которые оформляли заказы на платформе «ВиBEERрай», повысили свои продажи более чем на 7%. Технологии ради технологий или как модный элемент нерациональны, уверены в AB InBev – важен их экономический эффект
Поскольку AB InBev является крупным потребителем пластиковой упаковки, инновации в компании имеют четкую экологическую направленность и цель – снижение влияния на окружающую среду, сокращение отходов и их повторное использование.
Все заводы компании приходят оценку специальной программой оптимизации VPO, по результатам которой в производственный процесс были встроены экологические стимулы. В рамках некоторых проектов – в частности по производству экологической упаковки для бренда Corona Extra из ячменной соломы достигается переработка собственных производственных отходов на уровне 99%.
В 2020 году компания завершила переход всех ПЭТ-линий на новую легкую преформу, что позволило уменьшить пластиковые отходы на 7–10%.
«Астарта»
Выручка, 2020 год: 14,7 млрд грн (в т.ч. ООО «Зерно-Агро» трейд 4,03 млрд грн, ООО «Сахарагропром 4 млрд грн, ООО «Глобинский перерабатывающий завод» 2,4 млрд грн).
Основные инновации: концепция AgriChain, проекты по энергоэффективности, биоэнергетика, оптимизация парка техники, точное земледелие.
Оценка влияния инноваций на отрасль: значительное влияние.
Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да.
Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций: 25%.
Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач: CEO и топ-менеджмент.
Бенефициар и сооснователь крупнейшего в стране производителя сахара холдинга «Астарта» Виктор Иванчик никогда не жалел ресурсов на инновации. Холдинг инвестирует миллионы в энергоэффективность – именно в это направление направляется львиная долю инновационного бюджета.
За последние пять лет компания каждый год в среднем на 5–10% снижает расход природного газа на переработку тонны сахарной свеклы.
В 2014 году «Астарта» запустила в Глобино (Полтавская область) крупнейший биогазовый комплекс, который замещает до 50% потребности Глобинского сахарного завода в природном газе в период переработки свеклы.
Такой же рачительный подход исповедуется и в растениеводстве, где «Астарта» постоянно совершенствует свой парк сельхозмашин, добиваясь повышения эффективности, экономии на топливе, количестве техники, ее амортизации.
Переход на локальное внесение удобрений позволил снизить затраты, а дифференциальный подход в зависимости от потенциала поля – планомерно наращивать урожайность.
Технологические подходы, реализуемые в компании, блестяще доказали свою эффективность на примере самой «Астарты», которая традиционно возглавляет рейтинги эффективности по показателю прибыль/гектар и несколько лет назад IT-направление было выделено в отдельный бизнес.
Концепция AgriChain – комплексная система IT-решений, оптимизирующих работу всех направлений деятельности предприятия стала доступна и другим игрокам рынка. Она предполагает полную интеграцию с учетной системой 1С, системой GPS-мониторинга, спутниковыми и метеорологическими данными, которые консолидируются в системе для анализа и принятия эффективных решений и используются как часть бизнес-процессов.
Модуль AgriChain Land работает на участках общим размером 250 000 га и управляет всей площадью земельного банка компании «Астарта-Киев».
Экономический эффект от внедрения продукта, по оценкам компании – 3,7 млн грн.
Syngenta
Выручка, 2020 год: 9,99 млрд грн.
Основные инновации: инвестиции в запуск новых продуктов с минимальным влиянием на почву; снижение остаточного содержания СЗР в сельскохозяйственной продукции и окружающей среде; инвестиции в снижение выбросов углерода; запуск Digital Innovation Lab; 3D «поля инноваций».
Оценка влияния инноваций на отрасль: значительно повлияли.
Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да.
Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций**: 5%.
Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач: CEO, директор по маркетингу, директор по стратегии.
** оценка экспертов
Компания Syngenta – один из лидеров мирового агробизнеса как в производстве средств защиты растений, семян и гибридов, так и в научно-исследовательской деятельности. И уже исходя из этого статуса неотделима от инноваций.
В 2020 году компании – совместно с другими игроками отрасли – удалось добиться снятия запрета на импорт в Украину образцов СЗР и удобрений для научных исследований и тем самым вывести нашу страну из «химического гетто», открыв доступ к инновациям.
Будучи игроком сельского хозяйства, которое меняется под влиянием изменений климата и целей устойчивого развития, Syngenta задекларировала новый подход в своей деятельности, предусматривающий разработку новых продуктов с учетом принципов постоянства. Компания работает над снижением остаточного содержания СЗР в сельскохозяйственной продукции и окружающей среде и предотвращением эрозии почв, а также инвестициями в те сферы, которые являются важнейшими для аграриев и окружающей среды.
В 2019 году Syngenta объявила, что в течение следующих пяти лет будет выделено $2 млрд на то, чтобы помочь сельхозпроизводителям подготовиться и справиться с растущими угрозами, вызванными изменением климата. Сама компания планирует к 2030 году снизить объемы выбросов углерода как минимум на 50%.
В 2018 году компания открыла в Киеве лабораторию Digital Innovation Lab, занимающуюся созданием цифровых продуктов широкого спектра в сфере WEB-разработок, big data, мобильных приложений и объединяющую аgritech-стартапы, аграриев и специалистов.
В период пандемии успехи в цифровизации Syngenta проявились в полной мере, когда она перезапустила свой проект «Поля инноваций» презентацию новинок сортов, гибридов и новые технологических решений онлайн, не потеряв при этом ни в наглядности, ни в эффективности. Гуляя по виртуальному полю, созданному с помощью 3D-технологий, пользователь может собирать информацию в свою «корзину», а после выхода из системы ее содержимое поступает ему на электронную почту.
АВК
Выручка, 2020 год: 1,4 млрд грн (в т.ч. ООО «АВК Конфекшинери» 1,14 млрд грн).
Основные инновации: диджитализация, оптимизация производств, трансформация бизнес-модели, выход на рынок мяса на растительной основе.
Оценка влияния изменений в отрасли на компанию**: значительно повлияли.
Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да.
Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций: н/д, компания отказалась заполнять анкету.
Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач: СЕО.
**Оценка экспертов
«Инновации – это не продукт и не услуга, а мировоззрение, которое формируется в виде стратегии и в каждом микропроцессе вашего бизнеса» – так звучит одна из самых тиражируемых цитат основателя кондитерской компании АВК Владимира Авраменко.
Сам он сравнивает возможность запускать инновационные продукты с производством ракет. Авраменко одним из первых сосредоточился на продажах в Интернет, когда это еще не было мейнстримом, а фирменные магазины сладостей дополнил опцией Нвыпить свежезаваренный кофе».
Последние несколько лет АВК проходит путь трансформации от пусть и очень крупной, но мононаправленной кондитерской компании – в продуктовую корпорацию, работающую на принципиально новых рынках. И проходит его ударными темпами, анализируя питание людей, отслеживая тренды и используя инновации.
Ответом на исследования потребительских предпочтений стали инвестиции АВК в производство продуктов здорового питания – мультизлаковые батончики Brunch, безглютеновые бисквиты в виде конфеты Intento и растительное мясо Dreameat.
Также в планах – производство питьевых суперфудов и расширение линейки продукции из растительного мяса: чебуреки, куриные котлеты, долма и блинчики. Уже в краткосрочной перспективе должен быть реализован проект строительства завода по производству сырья для изготовления растительного мяса.
Roshen
Выручка, 2020 год: 18,05 млрд грн (в т.ч. ГП «КК «РОШЕН» 17,4 млрд грн).
Основные инновации: оптимизация производств; улучшение рецептур, инвестиции в упаковку; программы энергоэффективности.
Оценка влияния изменений в отрасли на компанию**: частично повлияли.
Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да.
Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций**: 10%.
Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач: CEO
**Оценка экспертов
Основное направление крупнейшего в Украине и 29-го в мире производителя кондитерских изделий – это усовершенствование существующих рецептур, разработка новых, внедрение новых технологий, некоторые из которых не имеют аналогов в Украине.
Инновации связаны в том числе с оптимизацией ингредиентов и уменьшением их потерь при производстве. Например, компания внедрила особый способ обжаривания какао-сырья, позволяющий сохранить большее количество какао-масла. Еще один пример: усовершенствование конструкции оборудования позволило достичь более легкого прохождения шоколадной массы через камеру измельчения и за счет этого сократить энергопотребление.
Кондитерские изделия сложно совместить с трендом на здоровое питание, но Roshen это удается. В некоторых рецептурах мучных кондитерских изделий используется фруктово-овощная основа, что позволило повысить их потребление в том числе и адептами ЗОЖ.
Инновационные трансформации прошла и сама компания, объединив благодаря проекту ERP-решения еще недавно разрозненные элементы управления в единую корпоративную систему, унифицировав и оптимизировав бизнес-процессы.
Источник инноваций в больших корпорациях традиционно внутренний, но Roshen открыта и к идеям извне и инвестирует в такую практику. В рамках проекта «К вершинам из ROSHEN», компания поддерживает высшие учебные заведения – в частности, на базе Львовской политехники создано инновационное пространство, где практикуются новые прогрессивные подходы к преподаванию и которое выступает хабом и местом генерации идей.
«Эридон»
Выручка, 2020 год: 24,3 млрд грн (в т.ч. ООО «Фирма Эридон» 15,3 млрд грн, МЧП Фирма «Эридон» 6,86 млрд грн, ООО «Эридон Тех» 1,16 млрд грн).
Основные инновации: поиск наиболее эффективных технологических решений, подбор индивидуальных программ для клиентов, организационная трансформация компании.
Оценка влияния изменений в отрасли на компанию**: частично повлияли.
Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да.
Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций**: 5%.
Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач: CEO.
**Оценка экспертов.
Крупнейший в стране дистрибьютор семян, удобрений и средств защиты растений «Эридон» ориентируется на максимальную персонификацию своих услуг.
Компания реализует подбор индивидуальных программ защиты и питания сельхозкультур в зависимости от географических и погодных особенностей каждого отдельного сезона агропроизводства. На фоне все усугубляющихся изменений климата и расширения зоны рискованного земледелия это не просто проявление клиентоориентированности, но и необходимость.
«Эридон» – один из самых активных селекционеров и исследователей сельхозкультур, масштабы наработок которого могут посоревноваться с Национальной академией аграрных наук.
Создав еще в 2010 году Отдел технологической поддержки, компания проводит испытания и исследования продуктов для выращивания основных сельскохозяйственных культур – на сегодня эти эксперименты ежегодно охватывают более 300 локаций по всей территории Украины. Эридон ищет наиболее экономически эффективные технологии, исследуя системы питания, защиты сельхозкультур и их сочетания.
Структура самого «Эридона» тоже постоянно совершенствуется и трансформируется. В отдельные компании были выделены «Эридон Тех», специализирующаяся на торговле сельхозтехникой и «Эридон Буд», предоставляющая услуги строительства сельхозобъектов. В 2021 году начато создание объединенных центров промышленных испытаний.
«Сандора»
Выручка, 2020 год: 10,8 млрд грн (ООО «Сандора» 10,34 млрд грн, ЧАО «ВБД Украина» 0,49 млрд грн).
Основные инновации: запуск линейки соков с высоким содержанием клетчатки как ответ на тренд ЗОЖ, прогрессивные подходы в маркетинге, внедрение энергоэффективных технологий.
Оценка влияния изменений в отрасли на компанию**: частично повлияли.
Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да.
Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций**: 5%.
Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач**: руководитель национального офиса, но стратегия согласовывается с региональным офисом по Восточной Европе.
**Оценка экспертов.
Будучи «дочкой» одной из крупнейших мировых корпораций ведущий производитель соков в Украине – компания «Сандора» имеет фору в доступе к инновациям и находится в авангарде мировой повестки.
Еще в 2018 году компания в полной мере реализовала запрос на тренд здорового питания, запустив серию соков и нектаров «Фрукти цілі», в производстве которых применялся способ переработки фруктов и ягод, который сохраняет их клетчатку и естественную пользу.
Инновационная технология особого способа измельчения мякоти на дольки разного размера позволяла сохранить в одной упаковке яблочного сока 950 мл такое же количество мякоти, как четыре целых яблока весом 132 грамма каждое. Клетчатка растительной пищи способствует правильному пищеварению и детоксикации организма, а также практически не содержит калорий, что нашло отклик у адептов здорового образа жизни, а также людей, нацеленных на уменьшение потребления сахара.
Столь же ответственно производитель подошел и к организации производственного процесса, внедряя энергосберегающие технологии и сокращая потребление электричества и воды. Николаевский офис PepsiCo (именно там расположены мощности «Сандора») получил награду «Зеленый офис» на III Международном экологическом форуме Green Mind, а компания PepsiCo заняла 1 место в национальном конкурсе «Экологическое качество и безопасность».
Nestle
Выручка, 2020 год: 13,47 млрд грн (в т.ч. ООО «Нестле Украина» 9,5 млрд грн, АО «ЛКФ «Свиточ» 2,56 млрд грн).
Основные инновации: инструментарий виртуализации и дополненной реальности: “удаленный рабочий стол”, Smart-очки, и камеры с 360-градусным обзором; выход на рынки веганских продуктов, крупные инвестиции в поиск решений по созданию рынка вторичного пластика.
Оценка влияния инноваций на отрасль**: значительно повлияли.
Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да.
Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций**: 15%.
Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач**: стратегия согласована на уровне глобального офиса, операционный контроль осуществляют региональные менеджеры.
**Оценка экспертов.
Крупнейший в мире производитель продуктов питания компания Nestle ищет решение одной из самых сложных задач в пищевой индустрии – как переработать пластик, чтобы он был пригоден для использования в упаковке продуктов питания.
В 2020 году компания объявила, что инвестирует 1,68 млрд евро в разработку инновационной упаковки, в частности, полностью перерабатываемой пластмассы для пищепрома. Параллельно был основан венчурный фонд с капиталом в 232 млн. евро для инвестирования в стартапы, специализирующиеся в отрасли GreenTech. Компания поддерживает исследования по созданию новых материалов, систем повторного использования и решений по переработке.
Nestle, которая генерирует огромное количество упаковки приняла на себя обязательства до 2025 года сделать 100% ее пригодной для вторичной переработки или повторного использования (сейчас доля экологического пластика на предприятиях компании – 64%).
Компания давно и успешно использует BigData, технологии ИИ, автоматизации и прогнозной аналитики. Но пандемия стимулировала настоящий технологический прорыв, когда Nestle внедрила в свою деятельность инструментарий виртуализации и дополненной реальности. Это в частности так называемый удаленный рабочий стол, Smart-очки, камеры с 360-градусным обзором и т.д.
Благодаря им эксперты могут решать экстренные задачи без присутствия непосредственно на производстве. Так на заводе Nestle в Шуанчэне, Китай с помощью находящихся в другой стране экспертов дистанционно была смонтирована абсолютно новая линия по производству детского питания.
Группа R&D-экспертов из Великобритании дистанционно помогла изменить конфигурации и практически протестировать новые формы вафель KitKat. Заводы Колумбии и Эквадоре были отремонтированы с дистанционной экспертизой.
Также Nestle, хоть и с опозданием, но не осталась в стороне от практически обязательного для любого транснационального пищевого бизнеса направления – в 2021 году был запущен бренд растительного молока Wunda и выпущен первый веганский батончик KitKat.
Методика
Disrupt Innovation Index – исследование готовности компаний встретить изменения на их рынке через влияние инноваций.
(Mind использует термин «дизрапт», а не переводы «нарушение», «разрыв», «сбой» именно для обозначения разрушительного воздействия инноваций на традиционные рынки).
Дизрапторы изменяют рынок за счет радикального воздействия на отрасль: создание нового рынка, создание нового продукта, повышение эффективности, оптимизация затрат и т. д.
Украина очень неоднородно развивается, некоторые отрасли являются прорывными даже по мировым меркам, другие продолжают использовать технологии советских времен.
Согласно опросу, проведенному Accenture среди 3269 компаний в 2018 году, 93% руководителей понимали, что их отрасль испытывает разрушение под влиянием инноваций, но лишь 20% отметили, что готовы к этому.
Исследование Accenture показывает, что разные сегменты промышленности в одном секторе могут испытывать разные периоды сбоя. Возьмите автомобильный сегмент, где такие тенденции, как электрификация, совместное использование автомобилей и автономное вождение меняют бизнес-модель для производителей автомобилей быстрее, чем для поставщиков. Как следствие, текущий уровень сбоев для производителей автомобилей значительно выше, чем в секторе запчастей и оборудования.
Для того чтобы определить, насколько готов к дизрапту украинский бизнес, Mind провел опрос украинского бизнеса о готовности к инновациям. Мы проанализируем более 100 компаний в 10 отраслях, в которых рассмотрим 26 факторов, позволяющих оценить, насколько компании готовы к вызовам отрасли по следующим категориям: инфраструктура по работе с инновациями; бюджет, который компания инвестирует в инновации; готовность к изменениям; открытость к новому; наличие работающих и запланированных к запуску инноваций, отвечающих на основной вызов.
А также мы на базе исследования Accenture проведем опрос экспертов отрасли и проанализируем 15 факторов, что позволит оценить отрасли как по текущему уровню дизрапта, так и склонность к дизрапту в будущем (распределение на графике выше).
Задача индекса – исследовать, какие именно изменения претерпевает каждая отрасль, на каком этапе развития дизрапта она находится, кто является самым большим драйвером дизрапта и как традиционные компании приспосабливаются к дизрапту.
Для расчета индекса вначале определяется состояние отрасли, по уровням Susceptible/disrupted, в зависимости от состояния отрасли определяется индекс инновационности компаний. Для расчета используются анкеты, заполненные компаниями и оценки независимых экспертов и редакции о готовности компаний отвечать вызовам дизрапта.
Как читать результаты индекса
Вертикальная шкала показывает где компания находится на текущем уровне дизрапта на рынке. Если ближе к низу – то готовность и инфраструктура для компании важнее, если ближе к верхней части – компании нужны уже работающие и запланированные к запуску инновации.
Горизонтальная шкала определяет склонность компании к предстоящим разрушениям. При этом речь идет не только о влиянии инноваций и дизрапта на бизнес, но и о готовности компаний меняться.
Формально место компании в плоскости координат можно отнести к одному из четырех квадратов, где левый нижний означает, что компания недостаточно прилагает усилий для ответа дизраптам, а также слишком уверена в себе и недостаточно воспринимает угрозы.
В свою очередь нахождение компании в правом верхнем квадрате означает, что компания прилагает значительные усилия для ответа дизраптам, но недостаточно уверенна в себе и воспринимает угрозу дизрапта в будущем как существенную.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].