Mind Disrupt Innovation Index 2021: какие компании украинского АПК готовы стать инновационными
Сельское хозяйство стоит на пороге очередной революции. В ее основе – цифровые технологии, а основным ресурсом становится не земля, а наука

Mind совместно с платформой Reactor.ua подготовил первый в Украине Disrupt Innovation Index – исследование готовности компаний встретить изменения на их рынке через влияние инноваций. Индекс не является соревнованием или рейтингом самых инновационных компаний.
Его задача – проанализировать, насколько крупные игроки готовы к вызовам, как инновации влияют на бизнес, и смогут ли сегодняшние лидеры выжить в будущем.
Исследование охватывает более 50 крупнейших украинских компаний в восьми отраслях украинской экономики. Банки, металлургия, энергетика, АПК, транспорт, телекоммуникации, фармацевтика, ритейл, потребительские рынки, недвижимость – по мнению экспертов KPMG в Украине, именно эти отрасли в ближайшие годы будут больше подвержены изменениям. Уже сегодня там появляются новые участники, новые бизнес-модели, новые правила, которые влияют на распределение сил на рынке.
В каждой из этих индустрий редакция отобрала от 5 до 12 компаний, которые являются лидерами рынка по объему выручки. Mind совместно с Reactor.ua провел анкетирование и интервьюирование компаний, а также независимых экспертов, в их число по отрасли помимо редакции Mind и команды Reactor вошли сооснователь Drone.Ua Валерий Яковенко и руководитель SmartFarming Назар Малиняк.
Во втором материале представляем Disrupt Innovation Index одной из наиболее динамично внедряющих технологии отраслей – агрифуд.
Аграрная отрасль за последние пять лет совершила впечатляющий рывок во внедрении технологий и инноваций. Так что по праву может считаться лидирующей в Украине по эффективности внедренных инноваций. Однако открытость и прозрачность отрасли оставляет желать лучшего: лишь половина из опрошенных компаний заполнили анкету и поделились информацией о своих текущих успехах в работе с инновациями. Для сравнения, на рынке данных и телекома все 100% опрошенных компаний заполнили анкеты.
Так, отвечать на вопросы про инновации отказались в «Эридоне», Roshen, АВК, Sandora и Nestle.
Портрет индустрии
За несколько тысячелетий, которые сельское хозяйство неразрывно связано с человеком, формат отрасли и ее характеристики менялись множество раз. Но никогда столь радикально, как последние 10–15 лет, за которые АПК стал способен существовать в отрыве не только человека, но и от почвы.
Запросы фермеров буквально на глазах эволюционировали от «трактор помощнее» к комплексным IT-решениям, а по наукоемкости еще вчера консервативная отрасль уверенно входит в топ-3 в экономике.
Кадры и технологии – вот два базиса, которые стали определяющими в АПК, сместив «землю и погоду». Ценность инновации можно наглядно измерить в экономических категориях.

Согласно отчету FAО «Состояние цифрового сельского хозяйства в 18 странах Европы и Центральной Азии», в Европе увеличение оцифровки на 10% приводит к росту ВВП на 1,4%. В регионе СНГ увеличение проникновения фиксированной широкополосной связи на 10% прибавляет 0,63% ВВП на душу населения.
На уровне отдельной отрасли показателен пример Китая, где разработанная компанией Alibaba Group система – ET Agricultural Brain, позволяющая по ряду параметров, таких как температура, поведение, голос, дистанционно определять состояние здоровья каждого животного на свиноферме, дает возможность сэкономить $7,5 млрд (расчетный эффект внедрения этой системы на всех свиноводческих хозяйствах страны).
Инновации слишком очевидно выгодны, чтобы их игнорировать. И все же чаще всего изменения – не просто путь к повышению прибыли, а безальтернативная необходимость. Сельское хозяйство меняется вынужденно, под давлением внешних непреодолимых факторов.
На первое место в их перечне уверенно выходят изменения климата. Украина, где за последние 100 лет средняя температура воздуха поднялась на 1,2 градуса, даже немного опережает общемировую динамику глобального потепления.
Зона рискованного земледелия последовательно расширяется, а опустынивание на юго-востоке Украины лишь частично компенсируется улучшением условий для сельхозпроизводства на Западе страны.
Еще один драйвер инноваций, столь же определяющий, как и Эль-Ниньо, – ускоряющиеся темпы урбанизации. Отток людей в мегаполисы формирует с каждым годом усугубляющийся разрыв между спросом и предложением рабочей силы в АПК.
Учитывая, что агропродовольственный сектор – один из самых трудоемких в мире, в котором занято 28% мировых трудовых ресурсов (ILOSTAT, 2019) этот дефицит можно покрыть только технологиями. В Украине количество сельского населения уменьшилось за 10 лет, к 2019 году, на 16%.

И наконец, глобальная конъюнктура, которая формирует запрос на инновации на мировом уровне.
ФАО прогнозирует, что к 2050 году более 90% спроса на мировое производство продуктов питания будет удовлетворено за счет повышения урожайности существующих пахотных земель на основе результатов исследований. В штаб-квартире ФАО в Риме образовано Управление по инновациям и созданы платформы для обмена знаниями и информацией по технологиям и практикам для сельхозпроизводителей.
Иными словами, вариант расширения посевных площадей полностью исключен из мировой повестки – даже ради того, чтобы накормить 9 млрд человек, которые будут населять Землю к 2050 году и 11 млрд, которые появятся к 2100-му. Между тем, чтобы удовлетворить этот спрос, объем агропроизводства должен увеличиться на 60% относительно уровня 2000 года.
Не стоит игнорировать и вклад пандемии в инновационность сектора – переход сотрудников и бизнесов в онлайн, подстегнувшие развитие дополненной реальности и компьютерного зрения. COVID-19, разорвавший часть логистических цепочек, заставил, в том числе, все более активно искать еду не в поле, а в лаборатории.
В условиях уменьшения воды и почвы (или негласного бана на их интенсивное использование), изменений климата, урбанизации и эпидемических ограничений – первых в новейшей истории, но наверняка не последних, сельское хозяйство в поисках решений для преодоления проблем может рассчитывать только на новые технологии.
Made in Ukraine
Украина – один из мировых лидеров отрасли сельского хозяйства и ведущий поставщик продовольствия. На уровне государства АПК генерирует до 17% ВВП и 40% экспортной выручки. Эти показатели обязывает к лидерству и в сфере аграрных инноваций. Его проявления очевидны, хоть и смещены в сторону крупнейших игроков отрасли.
Технологии уже неотделимы от украинского сельского хозяйства: своевременное оповещение о резком изменении погоды, рыночные котировки, формирование блокчейн-цепочек поставок, оцифровка, умные фермы, точное земледелие – все это уже не «эксперимент на нулевой стадии», а базовые составляющие агробизнеса.
Естественный ограничитель и замедлитель развития е-агро – уровень проникновения интернета, к счастью, в Украине достаточно высокий.
А уровень развития цифровых навыков, как бы цинично это не звучало, растет по мере смены поколений фермеров, наследники которых рождаются уже с телефоном в руке.
Инновации не всегда заметны, но лучше всего об их внедрении говорит способность и готовность меняться, которую демонстрируют все лидеры рынка. МХП все дальше отходит от сырьевого сегмента, мигрируя к кулинарии; АВК сочетает кондитерский рынок и высокотехнологичное производство растительного мяса; «Астарта» прибавляет к статусу крупнейшего сахарозаводчика еще и мощное направление биоэнергетики и предоставляет комплексные IT-решения для агробизнеса.
Как свидетельствует проведенный Mind опрос крупнейших (отсечение по выручке) игроков агросектора, большинство оценивают влияние инноваций на отрасль в диапазоне от «существенное» до «очень существенное».
Среди факторов, которые крупный бизнес считает определяющими при формировании изменений в АПК, абсолютное большинство называют цифровизацию.
На практике это воплощается в электронный документооборот, точное земледелие, включая дроны и БПЛА, спутниковые снимки (NDVI и другие индексы), мобильные приложения, Big Data технологии, чат-боты и т. д.
На уровне потребительских предпочтений, будущее отрасли определяют развитие направления персонального питания, индивидуально подобранного в соответствии с ДНК-анализом, анализом микробиома, показателей крови и т. д., а также растущий тренд флекситарианства – замены части рациона животного происхождения на растительный.
В части госрегулирования максимальное влияние на отрасль оказывают Green Deal EU policy и Carbon farming demands – требования к устойчивости и снижению углеродного следа под угрозой риска лишиться доступа к развитым платежеспособным рынкам. Сейчас к таковым относится, прежде всего, Евросоюз, но список принципиальных покупателей будет расширяться.
Как следствие, офицер по инновациям теперь такой же обязательный элемент в структуре крупной аграрной компании, как и агроном. У представителей топ-10 в той или иной форме сформированы целые департаменты, занимающиеся инновациями, и их представители не зря едят свой хлеб.
Формат работы может разниться, но во всех случаях алгоритмы от гипотезы до пилота детально отработаны, а роли и функционал членов команд на каждом этапе инновационной воронки четко прописаны. Тем не менее, несмотря на наличие профильного менеджера окончательное решение о перспективности и развитии тех или инноваций в основном остается за СЕО.
Главный источник идей чаще всего внутренний – профильный департамент и сотрудники. То есть специалисты, которые знают бизнес-процессы изнутри и видят возможности для его оптимизации. Этот интеллектуальный ресурс аккумулируется на платформах внутренних и открытых инноваций – последние существуют как правило в виде отраслевых конкурсов или предложений для студентов.
Среднее число тестируемых инноваций (некоторые опрошенные уверяют, что тестируют все 100% идей) вывести сложно, так как показатель существенно варьируется даже внутри одной компании в зависимости от периода, но очень усреднено можно говорить о пяти-семи пилотах в год.
В среднем объем бюджета, выделяемый на инновации, у опрошенных холдингов исчисляется единицами процентов от прибыли. Но в большинстве случаев этот параметр остается гибким и варьируется в зависимости от перспективности идеи.
Жесткий принцип «меняйся или умри» в наших координатах значительно смягчен пониманием глобальной доли украинской сельхозпродукции на мировом рынке, и сложностью (или даже невозможностью) ее замещения. Поэтому часть игроков может позволить себе формальный подход к инновациям, ограничиваясь созданием профильного подразделения в структуре и оцифровкой документов и сервисов.
Остановятся ли компании на этом или пройдут весь путь глубинных трансформаций – это и определит их успех и лидерство в будущем. А на уровне страны – внесет вклад в продовольственную безопасность, экономическое развитие и сохранение природных ресурсов.
Портреты игроков
Агроиндустриальный холдинг «Мироновский хлебопродукт»
Выручка, 2020 год: 53,4 млрд грн (в т.ч. ЧАО «МХП» 35,97 млрд грн, ЧАО «Мироновская ПФ» 10,2 млрд грн, ЧАО «Зернопродукт МХП» 4,3 млрд грн)
Основные инновации: изменение вектора развития компании от сырьевого к кулинарному; создание профильного Департамента инноваций МХП, который разрабатывает, тестирует и масштабирует инвестпроекты; инвестиции в новые бизнесы, например ритейл и облачные кухни; апгрейд компетенций сотрудников.
Оценка влияния инноваций на отрасль: очень существенно.
Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да.
Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций: вариативный, в зависимости от перспективности гипотезы.
Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач: СЕО, СЕО-1, департамент по работе с персоналом, проектный офис, менеджеры среднего звена.
МХП активно мигрирует от и без того завидного статуса одного из крупнейших в Европе производителей мяса птицы к более рискованной, конкурентной, но перспективной нише кулинарных бизнесов.
Важность, которая придается этому проекту, наглядно демонстрирует Кулинарный центр МХП, стоимостью в несколько миллионов, открытый в Вишневом – инновационное пространство предлагает передовые возможности для разработки новых продуктов, тестирования ингредиентов и сенсорного анализа.
Изменения компании соответствуют трансформации потребительских запросов к пище – именно их в МХП считают формирующими будущее отрасли. Еда уже в краткосрочной перспективе – не просто средство утоления голода/получения удовольствия, но максимально персонифицированный функциональный ресурс, подобранный под потребности конкретного человека и способный улучшить качество жизни и даже решить проблемы со здоровьем.
Стандартные параметры КБЖУ (калории, белки, жиры, углеводы) все больше уступают в важности содержанию нутриентов, микроэлементов и витаминов, которые становятся полноценной частью рациона.
Как и в целом в бизнесе компании, в инновациях МХП реализует стратегию вертикальной интеграции и полного цикла.
Подход к прогрессу здесь отработан и формализован: метрики связаны с пайплайном (количеством) гипотез инновационных продуктов, сервисов и бизнес-моделей; определены цели по количеству пилотных запусков и внедрению успешных тестов; детально разработанный алгоритм определяет все шаги от гипотезы до пилота и масштабирования. На каждом этапе инновационной воронки (концепция – прототип – пилот – масштабирование), работает принцип кросс-команд с прописанными ролями и обязанностями каждого участника.
За 18 месяцев компания реализовала более 10 пилотов, каждый из которых должен приблизить преобразование одного из крупнейших в стране агрохолдингов с птичниками и элеваторами в инновационную клиентоориентированную компанию, концентрирующуюся на готовой продукции.
Если это удастся, то вопрос о главной составляющей природы успеха МХП – менеджерский гений Юрия Косюка или админресурс – можно будет считать закрытым.
«Кернел»
Выручка, 2020 год: 83 млрд грн (в т.ч. ООО «Кернел Трейд» 67,4 млрд, СООО «Дружба-Новая» 5 млрд грн, ООО «ЭНСЕЛКО АГРО» 3,5 млрд грн).
Основные инновации: цифровизация процессов; точное земледелие включая БПЛА, спутниковые снимки полей; Big Data-технологи; Real-time Analytics; Machine Learning.
Оценка влияния инноваций на отрасль: очень существенно.
Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да.
Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций: 1% с перспективой роста в ближайшие два года вдвое.
Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач: СЕО.
«Мы не боимся изменений – мы воспринимаем их как возможности для развития», – говорится в мотто «Кернел». Компания настолько верит в пользу изменений, что часто инициируют их сама.
Среди основных достижений в сфере инновации в «Кернел» называют электронный документооборот. Мелковато для такого крупного игрока? Только на первый взгляд.
«Цифровизация по-кернеловски» подразумевает программу учета зерна, мобильные приложения для агрономов, фермеров, службы безопасности, учетную систему Книга нарядов онлайн и Telegram-бот, через который можно согласовать документ с использованием электронной подписи – и все это в полном соответствии с законодательством и с необходимой системой защиты.
После перехода в онлайн время заключения договоров сократилось с недели до одного-двух дней, а процесс стал более прозрачным.
«Кернел» был первым в реализации большинства высокотехнологичных новаций в агросекторе, которые на сегодня стали обыденностью. Внедрение элементов точного земледелия в компании стартовало еще в 2011 году, также одними из первых в отрасли здесь начали практиковать дифференцированное внесение удобрений, семян и т. д. и внедрили удаленный контроль и мониторинг всех операций в on-line.
Более пяти лет назад «Кернел» начал развивать проект метеомониторинга, который на сегодня представляет собой собственную сеть из нескольких десятков метеостанций. А 100% полей компании мониторятся с помощью спутниковых снимков, коптеров, и ІТ-инструментов, с которыми работают агрономы непосредственно в полях.
Данные автоматически аккумулируются, анализируются и используются для формирования моделей решения проблем в будущем с помощью Machine Learning. Таким образом история прошлых периодов позволяет развивать бизнес в будущем – определять потенциал поля, прогнозировать урожайность, планировать логистику.
Все эти элементы формируют Digital Agribusiness (DAB) – инновационную экосистему «Кернел».
«AB InBev Efes Украина»
Выручка, 2020 год: 6,7 млрд грн.
Основные инновации: диджитализация, элементы АІ, автоматизация и Big Data, B2B-платформа «ВиBEERрай», эко-оптимизация производств, переход на новую преформу и снижение веса бутылки.
Оценка влияния инноваций на отрасль: частично влияют.
Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да.
Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций: 1 млн грн.
Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач: директор по цифровой трансформации продаж «AB InBev Efes Украина».
Будучи частью глобального гиганта, «AB InBev Efes Украина» двигается как в общей инновационной повестке, так и формирует свои решения.
В 2020 году компания первой в отрасли запустила B2B-платформу «ВиBEERрай», которая изменила формат взаимодействия с клиентами.
У ресторанов, кафе, торговых точек, сетей не только появилась возможность формировать заказы на продукцию в любое удобное время, но и получать профессиональные онлайн консультации по всему ассортименту. Функция личного кабинета позволяет формировать историю заказов и имеет опцию возврата тары.
Аналогичные платформы были запущены на других рынках присутствия AB InBev. В частности, в Бразилии, Колумбии, Южной Африке, России. Они имели доказанную эффективность – запуск платформ увеличил продажи в среднем на 3%, а количество продукции (товарных единиц) компании в торговых точках выросла в два раза по сравнению с заказами тех, кто осуществлял их через торгового представителя. В Украине клиенты, которые оформляли заказы на платформе «ВиBEERрай», повысили свои продажи более чем на 7%. Технологии ради технологий или как модный элемент нерациональны, уверены в AB InBev – важен их экономический эффект
Поскольку AB InBev является крупным потребителем пластиковой упаковки, инновации в компании имеют четкую экологическую направленность и цель – снижение влияния на окружающую среду, сокращение отходов и их повторное использование.
Все заводы компании приходят оценку специальной программой оптимизации VPO, по результатам которой в производственный процесс были встроены экологические стимулы. В рамках некоторых проектов – в частности по производству экологической упаковки для бренда Corona Extra из ячменной соломы достигается переработка собственных производственных отходов на уровне 99%.
В 2020 году компания завершила переход всех ПЭТ-линий на новую легкую преформу, что позволило уменьшить пластиковые отходы на 7–10%.
«Астарта»
Выручка, 2020 год: 14,7 млрд грн (в т.ч. ООО «Зерно-Агро» трейд 4,03 млрд грн, ООО «Сахарагропром 4 млрд грн, ООО «Глобинский перерабатывающий завод» 2,4 млрд грн).
Основные инновации: концепция AgriChain, проекты по энергоэффективности, биоэнергетика, оптимизация парка техники, точное земледелие.
Оценка влияния инноваций на отрасль: значительное влияние.
Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да.
Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций: 25%.
Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач: CEO и топ-менеджмент.
Бенефициар и сооснователь крупнейшего в стране производителя сахара холдинга «Астарта» Виктор Иванчик никогда не жалел ресурсов на инновации. Холдинг инвестирует миллионы в энергоэффективность – именно в это направление направляется львиная долю инновационного бюджета.
За последние пять лет компания каждый год в среднем на 5–10% снижает расход природного газа на переработку тонны сахарной свеклы.
В 2014 году «Астарта» запустила в Глобино (Полтавская область) крупнейший биогазовый комплекс, который замещает до 50% потребности Глобинского сахарного завода в природном газе в период переработки свеклы.
Такой же рачительный подход исповедуется и в растениеводстве, где «Астарта» постоянно совершенствует свой парк сельхозмашин, добиваясь повышения эффективности, экономии на топливе, количестве техники, ее амортизации.
Переход на локальное внесение удобрений позволил снизить затраты, а дифференциальный подход в зависимости от потенциала поля – планомерно наращивать урожайность.
Технологические подходы, реализуемые в компании, блестяще доказали свою эффективность на примере самой «Астарты», которая традиционно возглавляет рейтинги эффективности по показателю прибыль/гектар и несколько лет назад IT-направление было выделено в отдельный бизнес.
Концепция AgriChain – комплексная система IT-решений, оптимизирующих работу всех направлений деятельности предприятия стала доступна и другим игрокам рынка. Она предполагает полную интеграцию с учетной системой 1С, системой GPS-мониторинга, спутниковыми и метеорологическими данными, которые консолидируются в системе для анализа и принятия эффективных решений и используются как часть бизнес-процессов.
Модуль AgriChain Land работает на участках общим размером 250 000 га и управляет всей площадью земельного банка компании «Астарта-Киев».
Экономический эффект от внедрения продукта, по оценкам компании – 3,7 млн грн.
Syngenta
Выручка, 2020 год: 9,99 млрд грн.
Основные инновации: инвестиции в запуск новых продуктов с минимальным влиянием на почву; снижение остаточного содержания СЗР в сельскохозяйственной продукции и окружающей среде; инвестиции в снижение выбросов углерода; запуск Digital Innovation Lab; 3D «поля инноваций».
Оценка влияния инноваций на отрасль: значительно повлияли.
Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да.
Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций**: 5%.
Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач: CEO, директор по маркетингу, директор по стратегии.
** оценка экспертов
Компания Syngenta – один из лидеров мирового агробизнеса как в производстве средств защиты растений, семян и гибридов, так и в научно-исследовательской деятельности. И уже исходя из этого статуса неотделима от инноваций.
В 2020 году компании – совместно с другими игроками отрасли – удалось добиться снятия запрета на импорт в Украину образцов СЗР и удобрений для научных исследований и тем самым вывести нашу страну из «химического гетто», открыв доступ к инновациям.
Будучи игроком сельского хозяйства, которое меняется под влиянием изменений климата и целей устойчивого развития, Syngenta задекларировала новый подход в своей деятельности, предусматривающий разработку новых продуктов с учетом принципов постоянства. Компания работает над снижением остаточного содержания СЗР в сельскохозяйственной продукции и окружающей среде и предотвращением эрозии почв, а также инвестициями в те сферы, которые являются важнейшими для аграриев и окружающей среды.
В 2019 году Syngenta объявила, что в течение следующих пяти лет будет выделено $2 млрд на то, чтобы помочь сельхозпроизводителям подготовиться и справиться с растущими угрозами, вызванными изменением климата. Сама компания планирует к 2030 году снизить объемы выбросов углерода как минимум на 50%.
В 2018 году компания открыла в Киеве лабораторию Digital Innovation Lab, занимающуюся созданием цифровых продуктов широкого спектра в сфере WEB-разработок, big data, мобильных приложений и объединяющую аgritech-стартапы, аграриев и специалистов.
В период пандемии успехи в цифровизации Syngenta проявились в полной мере, когда она перезапустила свой проект «Поля инноваций» презентацию новинок сортов, гибридов и новые технологических решений онлайн, не потеряв при этом ни в наглядности, ни в эффективности. Гуляя по виртуальному полю, созданному с помощью 3D-технологий, пользователь может собирать информацию в свою «корзину», а после выхода из системы ее содержимое поступает ему на электронную почту.
АВК
Выручка, 2020 год: 1,4 млрд грн (в т.ч. ООО «АВК Конфекшинери» 1,14 млрд грн).
Основные инновации: диджитализация, оптимизация производств, трансформация бизнес-модели, выход на рынок мяса на растительной основе.
Оценка влияния изменений в отрасли на компанию**: значительно повлияли.
Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да.
Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций: н/д, компания отказалась заполнять анкету.
Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач: СЕО.
**Оценка экспертов
«Инновации – это не продукт и не услуга, а мировоззрение, которое формируется в виде стратегии и в каждом микропроцессе вашего бизнеса» – так звучит одна из самых тиражируемых цитат основателя кондитерской компании АВК Владимира Авраменко.
Сам он сравнивает возможность запускать инновационные продукты с производством ракет. Авраменко одним из первых сосредоточился на продажах в Интернет, когда это еще не было мейнстримом, а фирменные магазины сладостей дополнил опцией Нвыпить свежезаваренный кофе».
Последние несколько лет АВК проходит путь трансформации от пусть и очень крупной, но мононаправленной кондитерской компании – в продуктовую корпорацию, работающую на принципиально новых рынках. И проходит его ударными темпами, анализируя питание людей, отслеживая тренды и используя инновации.
Ответом на исследования потребительских предпочтений стали инвестиции АВК в производство продуктов здорового питания – мультизлаковые батончики Brunch, безглютеновые бисквиты в виде конфеты Intento и растительное мясо Dreameat.
Также в планах – производство питьевых суперфудов и расширение линейки продукции из растительного мяса: чебуреки, куриные котлеты, долма и блинчики. Уже в краткосрочной перспективе должен быть реализован проект строительства завода по производству сырья для изготовления растительного мяса.
Roshen
Выручка, 2020 год: 18,05 млрд грн (в т.ч. ГП «КК «РОШЕН» 17,4 млрд грн).
Основные инновации: оптимизация производств; улучшение рецептур, инвестиции в упаковку; программы энергоэффективности.
Оценка влияния изменений в отрасли на компанию**: частично повлияли.
Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да.
Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций**: 10%.
Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач: CEO
**Оценка экспертов
Основное направление крупнейшего в Украине и 29-го в мире производителя кондитерских изделий – это усовершенствование существующих рецептур, разработка новых, внедрение новых технологий, некоторые из которых не имеют аналогов в Украине.
Инновации связаны в том числе с оптимизацией ингредиентов и уменьшением их потерь при производстве. Например, компания внедрила особый способ обжаривания какао-сырья, позволяющий сохранить большее количество какао-масла. Еще один пример: усовершенствование конструкции оборудования позволило достичь более легкого прохождения шоколадной массы через камеру измельчения и за счет этого сократить энергопотребление.
Кондитерские изделия сложно совместить с трендом на здоровое питание, но Roshen это удается. В некоторых рецептурах мучных кондитерских изделий используется фруктово-овощная основа, что позволило повысить их потребление в том числе и адептами ЗОЖ.
Инновационные трансформации прошла и сама компания, объединив благодаря проекту ERP-решения еще недавно разрозненные элементы управления в единую корпоративную систему, унифицировав и оптимизировав бизнес-процессы.
Источник инноваций в больших корпорациях традиционно внутренний, но Roshen открыта и к идеям извне и инвестирует в такую практику. В рамках проекта «К вершинам из ROSHEN», компания поддерживает высшие учебные заведения – в частности, на базе Львовской политехники создано инновационное пространство, где практикуются новые прогрессивные подходы к преподаванию и которое выступает хабом и местом генерации идей.
«Эридон»
Выручка, 2020 год: 24,3 млрд грн (в т.ч. ООО «Фирма Эридон» 15,3 млрд грн, МЧП Фирма «Эридон» 6,86 млрд грн, ООО «Эридон Тех» 1,16 млрд грн).
Основные инновации: поиск наиболее эффективных технологических решений, подбор индивидуальных программ для клиентов, организационная трансформация компании.
Оценка влияния изменений в отрасли на компанию**: частично повлияли.
Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да.
Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций**: 5%.
Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач: CEO.
**Оценка экспертов.
Крупнейший в стране дистрибьютор семян, удобрений и средств защиты растений «Эридон» ориентируется на максимальную персонификацию своих услуг.
Компания реализует подбор индивидуальных программ защиты и питания сельхозкультур в зависимости от географических и погодных особенностей каждого отдельного сезона агропроизводства. На фоне все усугубляющихся изменений климата и расширения зоны рискованного земледелия это не просто проявление клиентоориентированности, но и необходимость.
«Эридон» – один из самых активных селекционеров и исследователей сельхозкультур, масштабы наработок которого могут посоревноваться с Национальной академией аграрных наук.
Создав еще в 2010 году Отдел технологической поддержки, компания проводит испытания и исследования продуктов для выращивания основных сельскохозяйственных культур – на сегодня эти эксперименты ежегодно охватывают более 300 локаций по всей территории Украины. Эридон ищет наиболее экономически эффективные технологии, исследуя системы питания, защиты сельхозкультур и их сочетания.
Структура самого «Эридона» тоже постоянно совершенствуется и трансформируется. В отдельные компании были выделены «Эридон Тех», специализирующаяся на торговле сельхозтехникой и «Эридон Буд», предоставляющая услуги строительства сельхозобъектов. В 2021 году начато создание объединенных центров промышленных испытаний.
«Сандора»
Выручка, 2020 год: 10,8 млрд грн (ООО «Сандора» 10,34 млрд грн, ЧАО «ВБД Украина» 0,49 млрд грн).
Основные инновации: запуск линейки соков с высоким содержанием клетчатки как ответ на тренд ЗОЖ, прогрессивные подходы в маркетинге, внедрение энергоэффективных технологий.
Оценка влияния изменений в отрасли на компанию**: частично повлияли.
Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да.
Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций**: 5%.
Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач**: руководитель национального офиса, но стратегия согласовывается с региональным офисом по Восточной Европе.
**Оценка экспертов.
Будучи «дочкой» одной из крупнейших мировых корпораций ведущий производитель соков в Украине – компания «Сандора» имеет фору в доступе к инновациям и находится в авангарде мировой повестки.
Еще в 2018 году компания в полной мере реализовала запрос на тренд здорового питания, запустив серию соков и нектаров «Фрукти цілі», в производстве которых применялся способ переработки фруктов и ягод, который сохраняет их клетчатку и естественную пользу.
Инновационная технология особого способа измельчения мякоти на дольки разного размера позволяла сохранить в одной упаковке яблочного сока 950 мл такое же количество мякоти, как четыре целых яблока весом 132 грамма каждое. Клетчатка растительной пищи способствует правильному пищеварению и детоксикации организма, а также практически не содержит калорий, что нашло отклик у адептов здорового образа жизни, а также людей, нацеленных на уменьшение потребления сахара.
Столь же ответственно производитель подошел и к организации производственного процесса, внедряя энергосберегающие технологии и сокращая потребление электричества и воды. Николаевский офис PepsiCo (именно там расположены мощности «Сандора») получил награду «Зеленый офис» на III Международном экологическом форуме Green Mind, а компания PepsiCo заняла 1 место в национальном конкурсе «Экологическое качество и безопасность».
Nestle
Выручка, 2020 год: 13,47 млрд грн (в т.ч. ООО «Нестле Украина» 9,5 млрд грн, АО «ЛКФ «Свиточ» 2,56 млрд грн).
Основные инновации: инструментарий виртуализации и дополненной реальности: “удаленный рабочий стол”, Smart-очки, и камеры с 360-градусным обзором; выход на рынки веганских продуктов, крупные инвестиции в поиск решений по созданию рынка вторичного пластика.
Оценка влияния инноваций на отрасль**: значительно повлияли.
Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да.
Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций**: 15%.
Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач**: стратегия согласована на уровне глобального офиса, операционный контроль осуществляют региональные менеджеры.
**Оценка экспертов.
Крупнейший в мире производитель продуктов питания компания Nestle ищет решение одной из самых сложных задач в пищевой индустрии – как переработать пластик, чтобы он был пригоден для использования в упаковке продуктов питания.
В 2020 году компания объявила, что инвестирует 1,68 млрд евро в разработку инновационной упаковки, в частности, полностью перерабатываемой пластмассы для пищепрома. Параллельно был основан венчурный фонд с капиталом в 232 млн. евро для инвестирования в стартапы, специализирующиеся в отрасли GreenTech. Компания поддерживает исследования по созданию новых материалов, систем повторного использования и решений по переработке.
Nestle, которая генерирует огромное количество упаковки приняла на себя обязательства до 2025 года сделать 100% ее пригодной для вторичной переработки или повторного использования (сейчас доля экологического пластика на предприятиях компании – 64%).
Компания давно и успешно использует BigData, технологии ИИ, автоматизации и прогнозной аналитики. Но пандемия стимулировала настоящий технологический прорыв, когда Nestle внедрила в свою деятельность инструментарий виртуализации и дополненной реальности. Это в частности так называемый удаленный рабочий стол, Smart-очки, камеры с 360-градусным обзором и т.д.
Благодаря им эксперты могут решать экстренные задачи без присутствия непосредственно на производстве. Так на заводе Nestle в Шуанчэне, Китай с помощью находящихся в другой стране экспертов дистанционно была смонтирована абсолютно новая линия по производству детского питания.
Группа R&D-экспертов из Великобритании дистанционно помогла изменить конфигурации и практически протестировать новые формы вафель KitKat. Заводы Колумбии и Эквадоре были отремонтированы с дистанционной экспертизой.
Также Nestle, хоть и с опозданием, но не осталась в стороне от практически обязательного для любого транснационального пищевого бизнеса направления – в 2021 году был запущен бренд растительного молока Wunda и выпущен первый веганский батончик KitKat.
Методика
Disrupt Innovation Index – исследование готовности компаний встретить изменения на их рынке через влияние инноваций.
(Mind использует термин «дизрапт», а не переводы «нарушение», «разрыв», «сбой» именно для обозначения разрушительного воздействия инноваций на традиционные рынки).
Дизрапторы изменяют рынок за счет радикального воздействия на отрасль: создание нового рынка, создание нового продукта, повышение эффективности, оптимизация затрат и т. д.
Украина очень неоднородно развивается, некоторые отрасли являются прорывными даже по мировым меркам, другие продолжают использовать технологии советских времен.
Согласно опросу, проведенному Accenture среди 3269 компаний в 2018 году, 93% руководителей понимали, что их отрасль испытывает разрушение под влиянием инноваций, но лишь 20% отметили, что готовы к этому.
Исследование Accenture показывает, что разные сегменты промышленности в одном секторе могут испытывать разные периоды сбоя. Возьмите автомобильный сегмент, где такие тенденции, как электрификация, совместное использование автомобилей и автономное вождение меняют бизнес-модель для производителей автомобилей быстрее, чем для поставщиков. Как следствие, текущий уровень сбоев для производителей автомобилей значительно выше, чем в секторе запчастей и оборудования.
Для того чтобы определить, насколько готов к дизрапту украинский бизнес, Mind провел опрос украинского бизнеса о готовности к инновациям. Мы проанализируем более 100 компаний в 10 отраслях, в которых рассмотрим 26 факторов, позволяющих оценить, насколько компании готовы к вызовам отрасли по следующим категориям: инфраструктура по работе с инновациями; бюджет, который компания инвестирует в инновации; готовность к изменениям; открытость к новому; наличие работающих и запланированных к запуску инноваций, отвечающих на основной вызов.
А также мы на базе исследования Accenture проведем опрос экспертов отрасли и проанализируем 15 факторов, что позволит оценить отрасли как по текущему уровню дизрапта, так и склонность к дизрапту в будущем (распределение на графике выше).
Задача индекса – исследовать, какие именно изменения претерпевает каждая отрасль, на каком этапе развития дизрапта она находится, кто является самым большим драйвером дизрапта и как традиционные компании приспосабливаются к дизрапту.
Для расчета индекса вначале определяется состояние отрасли, по уровням Susceptible/disrupted, в зависимости от состояния отрасли определяется индекс инновационности компаний. Для расчета используются анкеты, заполненные компаниями и оценки независимых экспертов и редакции о готовности компаний отвечать вызовам дизрапта.
Как читать результаты индекса
Вертикальная шкала показывает где компания находится на текущем уровне дизрапта на рынке. Если ближе к низу – то готовность и инфраструктура для компании важнее, если ближе к верхней части – компании нужны уже работающие и запланированные к запуску инновации.
Горизонтальная шкала определяет склонность компании к предстоящим разрушениям. При этом речь идет не только о влиянии инноваций и дизрапта на бизнес, но и о готовности компаний меняться.
Формально место компании в плоскости координат можно отнести к одному из четырех квадратов, где левый нижний означает, что компания недостаточно прилагает усилий для ответа дизраптам, а также слишком уверена в себе и недостаточно воспринимает угрозы.
В свою очередь нахождение компании в правом верхнем квадрате означает, что компания прилагает значительные усилия для ответа дизраптам, но недостаточно уверенна в себе и воспринимает угрозу дизрапта в будущем как существенную.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы приглашаем вас стать частью Mind Club. Для этого необходимо оформить подписку за $7 в месяц.
Нам очень важна ваша поддержка!
Почему мы вводим платную подписку?
Настоящая качественная и независимая журналистика требует много времени, усилий и затрат, это действительно не дешево. Но мы верим в перспективы деловой журналистики в Украине, потому что верим в перспективу Украины.
Именно поэтому мы создаем возможность платной ежемесячной подписки – Mind Club.
Если вы читаете нас, если вам нравится и вы цените то, что мы делаем, – предлагаем вам вступить в сообщество Mind.
Мы планируем развивать Mind Club: объем материалов и доступных сервисов и проектов. Уже сегодня, все члены клуба:
- Помогают создавать и развивать качественную независимую деловую журналистику. Мы сможем и в дальнейшем развиваться и повышать качество наших материалов.
- Получают свободный от баннерной рекламы сайт.
- Получают доступ к «закрытым» материалам Mind (к ежемесячному выпуску, в котором мы исследуем и анализируем, как работают целые отрасли, к еженедельным аналитическим итогам).
- Свободный доступ к ивентам Mind для подписчиков и специальные условия на другие события Mind.
- Smart Power. Владельцы бизнеса, которые станут подписчиками Mind, получат доступ к агрегатору системных нарушений от аналитиков Mind и партнеров «Cкажи.uа». Если у вашего бизнеса возникли проблемы с непорядочными чиновниками или конкурентами – мы проанализируем, является ли их поведение системным, и вместе сможем решить эту проблему.
- Мы и в дальнейшем будем развивать Mind и добавлять полезные журналистские рубрики и сервисы для вашего бизнеса.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости. Поддержите нас всего за 196 грн в месяц.
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].