mind
Налоговая амнистия на финишной прямой. Что принесло госбюджету разовое декларирование доходов физлиц
Налоговая амнистия на финишной прямой. Что принесло госбюджету разовое декларирование доходов физлиц

Налоговая амнистия на финишной прямой. Что принесло госбюджету разовое декларирование доходов физлиц

И для чего оно вообще было нужно

Цей текст також доступний українською This text is also available in English

Государственная налоговая служба (ГНС) 13 февраля сообщила о предварительных итогах налоговой амнистии, которая длится в Украине с 1 сентября 2021 года. По данным ГНС, за указанный период украинские налогоплательщики задекларировали доходы и активы на сумму 6,2 млрд грн, с которых был уплачен одноразовый сбор (налог) на сумму 380 млн грн. В том числе за время действия военного положения объем амнистированных активов составил 3,92 млрд грн, а сумма уплаченного сбора – 246,6 млн грн.

Mind разбирался, насколько эффективно прошло разовое декларирование в Украине и чего ждать налогоплательщикам после его окончания.

Как выглядит механизм налоговой амнистии? Одноразовое (специальное) декларирование или налоговая амнистия проходит в соответствии с нормами закона №1539-IX, который Верховная Рада приняла в июне 2021 года.

Процесс амнистии предполагает, что любое физическое лицо (гражданин Украины) может подать специальную декларацию, в которой указать доходы и активы, с которых не были уплачены налоги. Впоследствии декларант уплачивает разовый сбор, который де факто легализует те доходы и активы, которые были задекларированы. При этом налогоплательщику не грозят никакие последствия за уклонение от уплаты налогов – штрафы, пени и прочие санкции.

Что нужно указывать в разовой декларации? Подлежат декларированию:

  • валютные ценности (национальная и иностранная валюта, банковские металлы, депозиты);
  • недвижимое имущество (земля, квартиры, дома);
  • движимое имущество (автомобили, мотоциклы, самолеты, катера);
  • предметы искусства, антиквариат, ювелирные изделия;
  • доли в капитале компаний, другие корпоративные права;
  • ценные бумаги и прочие финансовые инструменты.

К слову, в декларации должны быть указаны активы не только на территории Украины, но и за ее пределами (например, средства на счетах в иностранных банках).

Поскольку декларирование является не обязательным, а добровольным, каждый налогоплательщик решает сам, участвовать в амнистии или нет. Если проигнорировать подачу декларации, Государственная налоговая служба будет считать, что:

  • у налогоплательщика в распоряжении есть активы на сумму, не превышающую 400 000 грн (в эквиваленте);
  • физлицо владеет квартирой/квартирами суммарной площадью до 120 кв. м, домом/домами площадью до 240 кв. м, нежилой недвижимостью площадью до 60 кв. м, земельным участком, площадь которого вписывается в норму бесплатной передачи (от 0,01 до 2 га);
  • налогоплательщик является собственником одного транспортного средства (это может быть автомобиль стоимостью до 400 000 грн, мотоцикл, вертолет, самолет или катер).

Какой налог необходимо уплатить после подачи декларации? Ставки одноразового сбора следующие:

  • 2,5% для тех декларантов, которые в ходе налоговой амнистии приобрели государственные облигации внутреннего займа со сроком обращения не менее 365 дней и без права досрочного погашения;
  • 5% для физлиц, которые задекларировали валютные ценности на счетах в украинских банках и другие активы на территории Украины;
  • 9% для налогоплательщиков, которые задекларировали валютные ценности на счетах в зарубежных банках и другие активы за пределами Украины.

Сбор можно оплатить сразу либо в рассрочку, тремя равными частями. Во втором случае ставка увеличивается до 3%, 6% и 11,5% соответственно. Уплата сбора производится в течение 30 дней после подачи декларации. Если налогоплательщик выбрал вариант рассрочки, первый платеж также нужно внести не позже чем спустя 30 дней, второй платеж – до 1 ноября 2023 года, третий – до 1 ноября 2024 года.

Как налоговая проверяет декларации? Согласно законодательству, ГНС имеет право в течение 60 дней после подачи декларации провести ее камеральную проверку. Она проходит дистанционно, без личного контакта между налогоплательщиком и налоговыми инспекторами.

Если фискалы обнаружат ошибки в декларации, которые в том числе привели к недоплате одноразового сбора, у физлица будет 10 дней на то, чтобы уплатить недостающую сумму, и 20 дней, чтобы подать уточняющую декларацию.

В том случае, если налогоплательщик не устранит ошибки, ответственности за это не будет. Тем не менее ГНС признает декларацию неподанной, а налогоплательщик автоматически попадет в число тех физлиц, которые проигнорировали амнистию.

Насколько налоговая амнистия оправдала ожидания? Когда депутаты только обсуждали законопроект о «нулевом» декларировании, речь шла о том, что амнистия позволит легализовать доходы и активы на сумму $20 млрд, а бюджет получит дополнительные поступления в размере около $1 млрд. В гривневом эквиваленте – это порядка 720 млрд грн и 37 млрд грн соответственно (если считать по текущему официальному курсу НБУ).

Кампания по декларированию завершается уже вот-вот – 1 марта. И, согласно данным, которые предоставил Mind налоговый комитет Рады, общая сумма задекларированных активов будет на уровне 7 млрд грн, а поступления в госбюджет составят где-то 400 млн грн. Поэтому уже можно сделать выводы об эффективности этого мероприятия.

Итого, будет амнистировано около 1% ожидаемой суммы, а госбюджет получит 1,3% запланированных поступлений. При этом в масштабах экономики сумма задекларированного капитала составит всего лишь 0,002% номинального ВВП Украины за 2022 год.

Для сравнения приведем результаты налоговой амнистии в других странах:

  • в Индонезии в 2016 году было задекларировано $367 млрд, что составляет почти 40% ВВП;
  • в Аргентине в 2016–2017 годах было амнистировано $117 млрд, или порядка 20% ВВП;
  • в Италии, где амнистия проходила в 2001–2002 годах, налогоплательщики задекларировали 73 млрд евро, это около 6% ВВП;
  • в Бельгии амнистия капитала, проведенная в 2004-м, позволила «поднять на поверхность» 17 млрд евро, что соответствует 5% ВВП.

По словам главы парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, который является одним из идеологов налоговой амнистии, успешному ее завершению помешала война.

«Введенные ограничения (со стороны НБУ.Mind) значительно усложнили вывод из тени валюты, в которой, как мы знаем, граждане держат сбережения. Именно поэтому мы приняли решение о продлении амнистии до 1 марта. Также своеобразную конкуренцию амнистии составил льготный режим налогообложения единым налогом по ставке 2%. Многие украинцы воспользовались этой системой как аналогом амнистии», – объяснил Даниил Гетманцев.

Исходя из этой статистики и тех планов, которые озвучивали власти, можно сделать вывод, что налоговая амнистия в Украине не принесла желаемых результатов. По крайней мере, если измерять эти результаты в деньгах. В то же время важно учитывать, что разовое декларирование является отправной точкой для всеобщего декларирования доходов и расширения налогооблагаемой базы. И вот с этой точки зрения амнистия явно сыграла «в плюс» ее авторам.

Последствия амнистии: чего ждать налогоплательщикам дальше? Еще на этапе подготовки разового декларирования инициаторы этого процесса не скрывали, что вслед за амнистией последует ужесточение контроля доходов граждан.

Как рассказывал Mind Даниил Гетманцев еще осенью 2019 года, основная задача амнистии «…дать налогоплательщикам возможность начать все с «чистого листа» перед тем, как имплементировать шаги плана BEPS и запускать автоматический обмен налоговой информацией».

В принципе, к 2023 году цели в отношении доходов граждан не изменились. По словам Гетманцева, евроинтеграционный путь Украины предполагает, что любые возможности для ухода от налогообложения должны быть заблокированы.

Таким образом, следующими шагами в отношении физлиц-налогоплательщиков станут:

  • Усиление финансового мониторинга, прежде всего – со стороны банков. У финучреждений все чаще будут возникать вопросы по поводу происхождения средств при открытии счетов физлиц и при крупных операциях/переводах.
  • Расширение полномочий налоговой в части доступа к данным о финансовом состоянии налогоплательщиков, которые фискалы будут в рамках автоматического обмена налоговой информацией (законопроект №8131, который принят в первом чтении).
  • Запуск механизма контроля доходов физлиц по расходам (так называемые косвенные методы), который позволит налоговикам определять реальное состояние граждан, анализируя их образ жизни. В таком случае за минимальной зарплатой спрятаться уже не получится и придется платить налоги с тех сокрытых доходов, которые вычислит налоговая служба.

Впрочем, все эти меры – перспектива точно не завтрашнего дня. Депутаты уверяют, что, пока в стране действует военное положение, никто в карманы граждан заглядывать не будет.

«Правительство не обращалось к нам ни с предложением о продлении периода амнистии, ни с инициативой о внедрении косвенных методов налогового контроля. Поэтому мы точно не будем внедрять косвенные методы во время военного положения», – заявил в комментарии Mind Даниил Гетманцев.

Но в том, что все без исключения доходы рядовых налогоплательщиков в перспективе станут объектом пристального внимания налоговых инспекторов, сомневаться не приходится. И это будут не только те самые косвенные методы, но и борьба с зарплатами в «конвертах», и ликвидация лазеек в упрощенной системе налогообложения, которые позволяют минимизировать налогооблагаемую базу.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно