Кто в доме монополист: какие уроки можно извлечь из отключения Криворожской ТЭЦ

И почему реформа рынков газа и коммунальных услуг провалилась, толком так и не начавшись

Впервые в этом сезоне «Нафтогаз» попытался воплотить в жизнь новую идеологию работы с теплокоммунэнерго – отключать потребителей от поставок газа за долги даже в отопительный сезон. И хотя первый блин вышел комом, зато «Нафтогаз» смог оценить протестное настроение украинцев.

Наибольший резонанс вызвало отключение от газа Криворожской ТЭЦ. Более 300 000 жителей части города остались без тепла в середине ноября.

И если бы не митинги в Кривом Роге, то вряд ли в Украине услышали о Смеле, Шепетовке, Кропивницком и Херсоне, где также приостановили подачу газа для ТКЭ. И тем более никто бы не упомянул о Павлограде в Днепропетровской области, Золотом, Северодонецке и Горском в Луганской области, Новом Роздоле и Новояворовске Львовской области.

Фактически в каждой области есть отдельные города или микрорайоны в городах, где население не получает тепло. То есть проблема охватила всю Украину.

Не остается в стороне и Киев, где более 20% жилого фонда, по состоянию на 13 ноября, формально подключена к отоплению, а фактически дома находятся в режиме ожидания тепла после «ремонта». Во всех случаях главной причиной стала позиция «Нафтогаза», который не выделяет номинации (лимиты, необходимые объемы газа) для ТКЭ. Соответственно, облгазы не могут позволить теплокоммунэнерго отбирать газ из сетей.

Почему так происходит? Формальные причины – существующие задолженности за газ предприятий ТКЭ, а также несвоевременные выплаты субсидий из бюджета. В итоге страдает население, структура долгов которого перед ТКЭ может быть совсем другой. Конечный потребитель является более добросовестным плательщиком и оплачивает более 90% стоимости потребленных энергоносителей. О долгах ТКЭ Mind писал недавно – общие долги ТКЭ, ТЭЦ и облгазов перед монополистом уже превышают 60 млрд грн.

Читайте также: Почему «Нафтогазу» все должны

Конфликт вокруг отопления разгорелся из-за силового развития событий в Кривом Роге, где протестующие захватили «Криворожгаз» и нанесли ущерб технике облгаза, что осложнило возможность проводить ремонтные работы. На следующий день жители Кривого Рога приехали под стены «Нафтогаза», но уже не были такими активными и не применяли силу.

Кому тяжелее всего? Заложниками конфликтов вокруг поставок тепла становятся именно облгазы, поскольку они не могут нарушить условия кодекса ГРС и поставлять газ должникам без разрешения (номинаций) «Нафтогаза». А сложные отношения между облгазами и «Нафтогазом» вызваны желанием НАК получить контроль за газовыми сетями, которые, используя монопольное положение на рынке поставок, имеют возможности зарабатывать на манипуляциях с учетом газа и давить на выбор поставщика бизнесом.

Читайте также: Сакральные знания: как можно воровать газ в Украине

Поэтому текущая ситуация, когда в глазах населения именно облгазы не поставляют газ, довольно удобна и выгодна для «Нафтогаза» в борьбе за контроль над поставки и учетом газа. Компания стремится получить влияние на газовые сети, а с ними – и доступ к средствам, которые население оплачивает как за потребленный газ, так и за его транспортировку.

О чем думает «Нафтогаз»? И весь 2017, и весь 2018 год «Нафтогаз» конфликтовал со всеми облгазами, не подписывал с ними акты приема-передачи газа, насчитывал поставленный газ для населения не по 7000 грн за 1000 куб. м, а по рыночной цене 14 000–20 000 грн, что приводило к росту задолженности.

При этом «Нафтогаз» систематически акцентировал, что таким образом продолжается «борьба» с облгазами Дмитрия Фирташа и манипуляциями с учетом.

Читайте также: Нюансы газового бизнеса: МВФ нанес удар по схемам на газовом рынке

В ходе нынешнего конфликта вокруг Кривого Рога «Нафтогаз» заявил, что из 1146 ТКЭ только 22 предприятия по Украине имеют подобные проблемы. Хотя по официальным данным, только 637 предприятий ТКЭ получили номинации или лимиты газа от «Нафтогаза» на «льготных» условиях.

По информации Mind, в большинстве случаев номинацию позволяла получить лояльность компании к позиции «Нафтогаза». Такие решения также координировались с представителями властных кругов: правительством и президентской вертикалью.

Как реагирует госрегулятор? Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКУ) выразила обеспокоенность срывом отопительного сезона в Кривом Роге и Херсоне: «Нацкомиссия обеспокоена неудовлетворительной организацией начала отопительного сезона в городах Кривой Рог и Херсон. Такая ситуация вызвана тем, что производители тепловой энергии АО «Криворожская теплоцентраль» и АО «Херсонская ТЭЦ» остаются без газоснабжения, что делает невозможным обеспечение теплом домов жителей г. Кривой Рог и г. Херсон».

НКРЕКУ также подтвердила: У НАК «Нафтогаз Украины» нет имеет оснований для поставок природного газа указанным объектам из-за задолженности, а операторы газораспределительных систем (облгазы) не могут осуществлять поставки природного газа таким предприятиям.

То есть, с одной стороны, НКРЕКУ выполнила требования законодательства о рынке газа и удовлетворила условия кодекса ГРС, согласно которому «Нафтогаз» и облгазы не должны поставлять газ должникам. Но с другой – в НКРЕКУ не знают ответа на вопрос, кто же теперь должен решить вопрос долгов за газ.

Кто крайний? В НКРЕКУ сделали ожидаемый шаг и переложили ответственность на правительство Украины, Фонд государственного имущества, органы местной власти, которые, как заявили в регуляторе, должны «консолидировать усилия и принять все необходимые меры для срочного восстановления газоснабжения объектам производителей тепловой энергии и начала отопительного сезона 2018–2019 годов».

В результате президент Порошенко – к которому в НКРЕКУ как раз не обращались – решил провести срочное совещание для поиска вариантов решения проблем с теплоснабжением. «По просьбе херсонского городского головы Владимира Николаенко президент Украины назначил совещание для решения проблемы с получением номинаций на газ для ряда государственных предприятий Херсона, Кривого Рога, Смелы», – сообщили в Херсонском городском совете.

Со своей стороны, председатель правления НАК Андрей Коболев рекомендовал решить проблему долгов Криворожской ТЭЦ за счет выплат ГП «Энергорынок». Но попал впросак. Директор ГП «Энергорынок» Юрий Гнатюк заявил, что Криворожская теплоцентраль никогда не продавала электроэнергию, и, соответственно, государственное предприятие «Энергорынок» не может иметь перед ней никакой задолженности.

«Криворожская ТЭЦ – чисто тепловая и никогда не продавала электрическую энергию в «Энергорынок». Каждый должен заниматься своим делом, и если человек хочет коснуться вопроса оптового рынка электроэнергии, пусть изучит материальную базу, а потом уже дает рекомендации, куда и кому какие средства платить», – с возмущением заявил Гнатюк.

Чему это все научило Украину? Ситуация с отключенными от тепла городами продемонстрировала несколько негативных тенденций рынка газа и тепла, и сразу преподнесла четыре главных урока для рынка энергоносителей.

Административное влияние на рынок газа и тепла никуда не исчезло. Пример «Киевтеплоэнерго», когда президент и правительство решали этот вопрос, достаточно показателен. И сейчас также власть вынуждена перечеркивать все свои заявления об установлении рыночных условий и вмешиваться в региональные проблемы с теплом.

Вслед за реформой рынка газа провалилась и реформа условий предоставления услуг для потребителей. Сегодня само население страдает от невозможности изменить поставщика тепла или газа и отсутствия механизмов защиты своих интересов в суде (в частности, компенсации убытков).

Еще одна глобальной реформа в Украине – децентрализация – тоже не всегда эффективна. Передача вопросов тарифообразования, долгов ТКЭ, формирования органами местного самоуправления суммы субсидий или разницы в тарифах – это все рано. Местная власть оказалась неспособной самостоятельно решать все эти проблемы.

Государство потеряло контроль за процессами в «Нафтогазе». НАК монополизировала рынок газа и сделала первые шаги к монополизации рынка теплоснабжения. И это своим заявлением также признает независимый «регулятор» НКРЕКУ, когда решение вопроса с подачей тепла возлагает на политическую власть, а не требует решения проблемы от «Нафтогаза».

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS