Mind продолжает публикацию редакционного анализа решений, которые предлагают (а чаще – не предлагают) по отдельным отраслям кандидаты в президенты Украины. С полным перечнем вопросов, на которые мы искали «ответ» у кандидатов, можно ознакомиться здесь; все материалы специального проекта Mind «Кандидатская по экономике» – здесь.
Читайте также: Кандидатская по экономике. Владимир Зеленский и АПК
Читайте также: Кандидатская по экономике. Владимир Зеленский, инновации, технологии и телеком
Энергетическая безопасность занимает одно из ключевых мест в государственной политике, которая реализуется на уровне президента страны. Но у кандидата Владимира Зеленского эта тема по ходу избирательной кампании не является популярной.
Во время встречи с бизнесом, март 2019:
В МВФ обращают внимание на образование цены газа.
Предвыборная программа Владимира Зеленского:
Украина должна перейти на обеспечение своих потребностей за счет собственных энергоресурсов, превратившись со временем в их экспортера на европейский рынок.
Комментарий Mind
Среди тезисов его выступлений Mind обнаружил только одну цитату, где кандидат в президенты обтекаемо высказался о том, какой должна быть цена на газ. Но он оставил за пределами публичной дискуссии вопрос о том, на каких принципах должна определяться стоимость газа для потребителей на украинском рынке, – пожалуй, наиболее спекулятивный вопрос в отечественной политике.
В программе Владимира Зеленского нашлось место популярному тезису об обеспечении Украины энергоресурсами и их экспорте.
Но энергоресурсы – понятие в современном мире весьма разнообразное. Как и в случае с ценой на газ, формулировки «команды Зе» поверхностны, а потому открывают возможности для широких трактовок.
Например, украинская электроэнергия и топливные пеллеты из биомассы уже много лет являются экспортным товаром. А в последние годы участники политического процесса в Украине все чаще акцентируют на необходимости развивать отечественную газодобычу, чтобы потребители меньше зависели от дорогостоящего импорта, а в перспективе могли полностью от него отказаться.
Для бизнеса в этом сегменте, который представлен частными компаниями и государственной «Укргаздобычей» из структуры госхолдинга «Нафтогаз Украины», важны дополнительные стимулы от государства, чтобы привлекать в разработку современные технологии, не говоря уже о политической стабильности в стране.
Предвыборная программа Владимира Зеленского:
Моя ціль – повна відкритість діяльності влади, автоматизація публічних процесів онлайн, зведення всього функціоналу держави до розмірів смартфону.
Комментарий Mind
Детенизация экономики, свобода конкуренции, привлечение инвестиций – актуальные тезисы для любой отрасли, мода на которые во время борьбы за симпатии избирателей с годами не проходит, а только усиливается.
И потому они также, как и у конкурентов, задекларированы в президентских обещаниях Владимира Зеленского. Но в этот общий поток красивых идей закралась одна, представляющая особую ценность для бизнеса, – это максимальное сокращение количества функций государства «до размера смартфона».
Реализация такого замысла на практике может привести к исполнению желаний «Нафтогаза», ведь нынешний топ-менеджмент НАК не скрывает своих симпатий тем антикризисным рецептам, которые ограничивают вмешательство государства и бюрократии в реформу компании.
Смысл в том, что когда государство обладает чрезмерно обширными регуляторными и контролирующими функциями, оно превращается в «организацию политических методов для обогащения» и «механизм узаконенного насилия», что роднит его с типичной криминальной организацией.
Лидера «команды Зе» не смущает его весьма поверхностное представление о проблемах экономики и бизнеса. Он рассчитывает на поддержку своей будущей команды как интеллектуального центра. Ее он планирует сформировать и представить на суд избирателей, если выйдет во второй тур президентской гонки, что мало у кого вызывает сомнения.
Хотя такой подход позволяет проявить максимальную гибкость в переговорах с потенциальными кандидатами, он связан и с определенными рисками. Предлагаем проанализировать наиболее вероятные из них.
Из-за отсутствия опыта в большой политике и специфической поведенческой модели Владимир Зеленский оказался в рядах популистов, влияние которых во многих странах мира усиливаются в ответ на запрос избирателей, разочарованных властью.
Те, кто не имеет опыта во власти, представляются более близкими народу, а потому и лучше знающими его реальные проблемы. Но решать политические задачи сложно в одиночку – это работа команды, членов которой должна объединять приверженность определенной идеологии, адаптированной с течением времени под специфику конкретной группы соратников.
У «команды Зе», очевидно, такого временного лага не будет – ей придется сходу бросаться в политический водоворот, доказывая свою дееспособность и компетентность.
Этот риск – следствие предыдущего. То, как он реализуется на практике, детально описал Иван Крылов в своей бессмертной басне «Лебедь, щука и рак». В ней каждый норовит тянуть воз в свою сторону, но он стоит на месте, вопреки отчаянным попыткам всех участников сюжета добиться прямо противоположного эффекта.
Так и в команде Владимира Зеленского: индивидуальность и уникальный опыт ее участников рискуют привести к перетягиванию каната, которое не сможет остановить даже ее лидер.
Главная причина этого кроется в отсутствии у Владимира Зеленского должного политического опыта и компетенции в вопросах, которые требуют если не узких специализированных знаний, то хотя бы базовых представлений.
Кроме того, внутренняя борьба среди политических соратников, как показывает опыт двух украинских революций наших дней, обостряется при исчезновении внешних врагов.
Игорь Коломойский – не единственный участник рейтинга самых богатых бизнесменов, с которым связывают политический взлет Владимира Зеленского.
Появление в его окружении уже на нынешнем этапе Айвараса Абромавичуса, министра экономического развития из «правительства камикадзе» Арсения Яценюка, уже породило слухи о том, что возможным бенефициаром популярности Владимира Зеленского среди избирателей готовится стать также Дмитрий Фирташ.
Повод для таких подозрений – в чиновничьем прошлом Айвараса Абромавичуса. Тогда весьма популярной была версия, что он подыгрывал своими действиями владельцу Group DF в защите интересов его титанового бизнеса, препятствуя корпоративной реформе государственной Объединенной горно-химической компании.
Политика также поддерживают киевские бизнесмены Александр Меламуд и Гарик Корогодский. Последний уже публично успел заявить, что планирует баллотироваться на пост мэра Киева.
Несмотря на множество скептических прогнозов о качестве политического управления страной, в профессиональном цехе Владимира Зеленского – среди артистов юмористического жанра, Mind обнаружил его коллегу, у которого есть вполне обоснованные аргументы в защиту лидера «команды Зе».
Это пародист Максим Галкин. В интервью программе Hard Day’s Night на телеканале «Дождь» он сказал, что уверен в способностях Владимира Зеленского изменить страну. Потому что «клоунада, в которую превратилась политика на просторах Советского Союза, нуждается в том, чтобы туда пришел профессиональный клоун, тем самым завершив эту картину».