Лайкни меня немедленно: сколько кандидаты в президенты тратят на рекламу в Facebook
Mind посчитал, сколько денег в марте вложили в рекламу на страницах соцсети главные кандидаты на пост президента Украины

В середине марта социальная сеть Facebook ввела в Украине новые правила публикации политической рекламы. Теперь рекламодатель обязан указывать, кто эту рекламу оплачивает. А сами посты и бюджеты на их продвижение указываются в специальном разделе – «Библиотеке политической рекламы».
Mind решил посчитать, сколько денег на продвижение потратила тройка самых рейтинговых кандидатов: Петр Порошенко, Юлия Тимошенко и Владимир Зеленский.
При анализе учитывались посты, которые находились в рекламе с 1 марта по 27 марта включительно. Стоит учитывать, что «Библиотека политической рекламы» Facebook работает неидеально. При загрузке по одному и тому же запросу может отображаться разное количество постов. Редакция Mind попыталась сделать обзор максимально точным, но из-за технических проблем библиотеки погрешности не исключены.
Для большинства постов источник финансирования не указан. Также Facebook не показывает точные охваты и объем потраченных денег, только ориентировочные – максимальные, а иногда и минимальные. Этого достаточно, чтобы оценить масштабы кампаний. Мы решили отталкиваться от максимальных цифр, указанных в «Библиотеке политической рекламы».
3-е место: Петр Порошенко

Mind проанализировал пять страниц с предвыборной агитацией нынешнего президента страны: «Петро Порошенко», «Успішна Україна», «Порошенко2019», «Блок Петра Порошенка Солідарність» и «Україна – Солідарність – НАТО».
Лидером по «выкачиванию» денег в марте стало видео о результатах деятельности президента. В его продвижение дважды вливали до $5000. Но пост каждый раз блокировался за то, что он «нарушает правила рекламной деятельности Facebook» без уточнения деталей.

В топе незабаненной рекламы – два следующих поста, в распространение каждого из которых вложили до $5500. Видео со слоганом «Кандидатів багато – Президент один!» показали аудитории до 2 млн раз.

А пост «Нова українська армія – гарантія нашої незалежності!» набрал до 1,5 млн показов.

До $5000 потрачено на раскрутку видео о стратегии Порошенко.

Также до $5000 влито в распространение видео со слоганом «Сильна армія. Боротьба з бідністю. Підвищення зарплат. Є тільки один лідер, який виконує свої обіцянки». Пост продвигали пять раз. Один из них неудачно – реклама забанена. Суммарно видео набрало до 2,5 млн показов.

35 из 67 найденных редакцией рекламных постов оплачены с Facebook-страниц «Петро Порошенко» и «Порошенко2019». Остальные – неизвестными спонсорами.
2-е место: Юлия Тимошенко

Редакция промониторила семь страниц с рекламой лидера БЮТ: «Юлія Тимошенко», «Батьківщина», «Я за Тимошенко – Фанклуб», «Юлю у президенти», «Свободная Тимошенко», «Кияни за Тимошенко» и «Сергій Тарута – Sergiy Taruta».
Больше всего денег (до $20 000) в марте потрачено на продвижение трех одинаковых постов с видео пресс-конференции, на которой рассказывали о результатах опроса 2,5 млн украинцев.

До $10 600 влито в неоднократное распространение поста о коррупции в армии.

Сергей Тарута вложил до $9000 в призывы голосовать за лидера БЮТ. Этот месседж политик небесплатно продвигал 17 раз.

До $5500 спущено на рекламу двух постов с цитатами волонтера Геннадия Друзенко в поддержку Тимошенко.

Около трети из всех 133 оплаченных постов были посвящены дискредитации нынешнего президента: «Юлія Тимошенко про Порошенка та Луценка: Тупий та ще тупіший…», «Порошенко зрадив Україну, заробляючи на крові! Згодні? Ставте лайк!», «Чинна влада наживається на людях і буде покарана за це! Підтримуєте? Ставте лайк!», «…проти чинного президента України в Європейському Союзі, у Великій Британії та у США відкрито справи зі звинуваченнями у відмиванні коштів». К слову, «факты» из последнего утверждения оказались фейком.

Несколько постов с такими месседжами, к примеру, с призывами к импичменту президента, были забанены. «Эта реклама больше не показывается, так как она нарушает правила рекламной деятельности Facebook», – отмечается в «Библиотеке рекламы».

Кто оплачивал большую часть рекламы Тимошенко – неизвестно: 89 из 133 выявленных постов продвигались без указания источника финансирования. Из остальных постов: 21 оплатило ООО «Современные рекламные решения», 6 – ОО «Я за Тимошенко – Фанклуб»; Сергей Тарута во всех своих 17 рекламных постах отмечал себя источником финансирования.
1-е место: Владимир Зеленский

Владимир Зеленский стал рекордсменом по количеству рекламных постов в Facebook. Только в марте их было около 600. Реклама кандидата шла как минимум с 11 страниц. Самая активная из них называется «Команда Зеленского», с нее в рекламу запущено 445 постов, которые показали аудитории 22,4 млн раз. Затраты на посты с этой страницы составили до $73 300 – это почти 80% всех затрат на Facebook-продвижение Зеленского в марте.

На этой странице есть как общие посты, рассчитанные на всю Украину, так и направленные на конкретный населенный пункт. Вдобавок к настройкам геотаргетинга такие посты содержат обращения к жителям – например, «Привіт, Буча!» или «Привіт, Горішні Плавні».
Отдельно рекламу на свои регионы давали страницы «Команда Зеленського в Чернігові» (57 постов на $8000), «Команда Зеленського у Хмельницькому» (16 постов на $1999), «Команда Зеленського у Харкові» (18 постов на $ 2598) и др.

Для тех постов, где указан плательщик рекламы, это всегда ОО «Команда Зеленського» и его представительства в регионах.
Самым дорогим за весь исследуемый период стал пост с презентационным видеороликом «Новий президент – скоро». Его бюджет составил $1000–5000, а охват – до миллиона показов. Этот же ролик проходил и в других рекламных постах, но с меньшими бюджетами.

Для большинства постов о Зеленском стоимость продвижения в марте составила до $100.
О чем Зеленский говорит с подписчиками. Ключевой месседж кампании Зеленского сейчас – это «иди на выборы и проголосуй» в разных интерпретациях. Очевидно, «команда Зе» рассчитывает, что более высокая явка обеспечит ее кандидату лучшие результаты. Часть постов имеют образовательный характер (например, как проголосовать, если ты моряк и находишься в плавании, или какие документы взять с собой на участок).

Часть постов призывают подписчиков участвовать в выборах в качестве не только избирателей, но и наблюдателей.

Часть постов содержат абстрактные призывы («Ми готові змінити все. А ти готовий?») или подталкивают избирателей к коммуникации с кандидатом.

Из нестандартных для кампании Зеленского постов можно отметить опрос, созданный страницей «Зе Айтишник», где кандидат пытается выяснить у аудитории, считают ли его «марионеткой Коломойского».

Бюджеты на антирекламу
В «Библиотеке политической реклам» Mind нашел также несколько страниц с неизвестными «меценатами», заточенных под антирекламу определенных кандидатов. На странице Карусель2019 с «лестными» отзывами о нынешнем президенте страны было размещено 26 рекламных постов с небольшим бюджетом (до $2600). В рекламе продвигались четыре темы: «Сітки» Петра Порошенка», «Структура, штатний розпис, адреси штабів, імена та деталі про тих, хто купує виборців у столиці», «На Хмельниччині запустили схему агітації священників і лікарів на користь Порошенка», «Як в день голосування завести адмінресурс на виборчі дільниці».
На странице Петро Incognito тоже негусто: 7 постов с общим бюджетом до $700. Ключевые месседжи: «Виборчі штаби Порошенка лише на зарплати в місяць витрачають щонайменше 6,4 мільйонів доларів!», «15 фактів про те, як Петро Порошенко та його оточення тісно пов’язані з Росією!».
Более внушительные вливання редакция обнаружила на странице НевірЮ. 13 постов вытянули из кармана «доброжелателей» до $25 193 в марте. В лидерах по затратам посты с видео «Куди Юля поділа 389,9 мільйонів?!», «Нова-Стара Брехня», «Тепер ви розумієте, чому її рейтинг впав на 15% за 10 днів. Тимошенко видає чужі ідеї за «Новий економічний курс». В продвижение каждого из них вложили до $5000.
Активнее всего антирекламой Зеленского занималась страница под названием «Слуга урода». В марте от имени этой страницы было опубликовано всего 28 рекламных постов, но бюджет продвижения составил до $47 900. Главные месседжи, которые транслировались: «Зеленский – не Голобородько» (персонаж Зеленского из сериала «Слуга народа». – Mind), «Зеленский – марионетка Игоря Коломойского», «Смешной? – да. Стоит ли доверять ему? – нет». Кто финансировал эту рекламу, в библиотеке не указано.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы приглашаем вас стать частью Mind Club. Для этого необходимо оформить подписку за $7 в месяц.
Нам очень важна ваша поддержка!
Почему мы вводим платную подписку?
Настоящая качественная и независимая журналистика требует много времени, усилий и затрат, это действительно не дешево. Но мы верим в перспективы деловой журналистики в Украине, потому что верим в перспективу Украины.
Именно поэтому мы создаем возможность платной ежемесячной подписки – Mind Club.
Если вы читаете нас, если вам нравится и вы цените то, что мы делаем, – предлагаем вам вступить в сообщество Mind.
Мы планируем развивать Mind Club: объем материалов и доступных сервисов и проектов. Уже сегодня, все члены клуба:
- Помогают создавать и развивать качественную независимую деловую журналистику. Мы сможем и в дальнейшем развиваться и повышать качество наших материалов.
- Получают свободный от баннерной рекламы сайт.
- Получают доступ к «закрытым» материалам Mind (к ежемесячному выпуску, в котором мы исследуем и анализируем, как работают целые отрасли, к еженедельным аналитическим итогам).
- Свободный доступ к ивентам Mind для подписчиков и специальные условия на другие события Mind.
- Smart Power. Владельцы бизнеса, которые станут подписчиками Mind, получат доступ к агрегатору системных нарушений от аналитиков Mind и партнеров «Cкажи.uа». Если у вашего бизнеса возникли проблемы с непорядочными чиновниками или конкурентами – мы проанализируем, является ли их поведение системным, и вместе сможем решить эту проблему.
- Мы и в дальнейшем будем развивать Mind и добавлять полезные журналистские рубрики и сервисы для вашего бизнеса.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости. Поддержите нас всего за 196 грн в месяц.
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].
Оказывается большие деньжищи в фейсбуке крутятся! Не ну я знал, что политики на рекламу тратят огромное количество денег, но насчёт соц сетей как-то не задумывался.