Кандидатская по экономике Юлия Тимошенко и энергетика

Кандидатская по экономике Юлия Тимошенко и энергетика

Анализ слов и действий кандидата, а также возможных решений в случае победы на президентских выборах

Этот материал также доступен на украинском
Кандидатская по экономике Юлия Тимошенко и энергетика
Председатель правления ОАО «Укргидроэнерго» Семен Поташник, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко и министр топлива и энергетики Украины Юрий Продан во время торжественного запуска первого гидроагрегата на Днестровской ГАЭС, 22 декабря 2009
Фото: УНИАН

Mind продолжает публикацию редакционного анализа решений, которые предлагают (а чаще – не предлагают) по отдельным отраслям кандидаты в президенты Украины. С полным перечнем вопросов, на которые мы искали «ответ» у кандидатов, можно ознакомиться здесь; все материалы специального проекта Mind «Кандидатская по экономике» – здесь.

Читайте также: Кандидатская по экономике. Ответы Юлии Тимошенко: государственные финансы, рынки и макроэкономика

Читайте также: Кандидатская по экономике: подводные камни программы лидера БЮТ, рецензия Mind

Читайте также: Кандидатская по экономике. Юлия Тимошенко, промышленность и приватизация

Читайте также: Кандидатская по экономике. Юлия Тимошенко и аграрии

Читайте также: Кандидатская по экономике. Юлия Тимошенко, дороги, связь и цифровой разрыв

Читайте также: Кандидатская по экономике. Юлия Тимошенко и газ

Предвыборный штаб Юлии Тимошенко частично предоставил ответы на вопросы Mind, но энергетику обошел стороной. Поэтому Mind проанализировал высказывания кандидата, касающиеся развитию отрасли на встречах с бизнесом и медиа, но с определенной поправкой на историю работы Тимошенко в должностях в Кабмине.
Например, в 2000 году, благодаря активному содействию Юлии Тимошенко, в украинской энергетике была введена система распределительных счетов за электроэнергию. 
Это обеспечило финансовую стабилизацию отрасли, которая до того тонула в бартерных расчетах. Леди Ю, благодаря этому факту, внесла свое имя в историю отечественной энергетики.
От ее возвращения представители отрасли ожидают усиления государственного управления в ТЭК, но не в лучших сценариях.
Один из возможных кандидатов на роль руководителя топливно-энергетического блока в правительстве Тимошенко – экс-министр топлива и энергетики и экс-председатель НКРЭ Юрий Продан. Как управленец Юрий Васильевич обладает способностью противостоять олигархическим кланам в энергетике. Но к энергетическим реформам в украинских реалиях относился скептически.

О введении конкурентного энергорынка

С официального сайта Юлии Тимошенко, апрель 2017 года
Українські високопосадовці через Верховну Раду України протягують корупційний законопроект щодо так званого ринку електричної енергії, який у підсумку призведе до значного подорожчання електричної енергії для населення.

До порядку денного у порушення всіх регламентних процедур внесено урядовий законопроект №4493 про так званий ринок електричної енергії, що не має жодного відношення до ринку, а у кінцевому рахунку призведе до тотального подорожчання електроенергії для громадян України.

Комментарий Mind

В случае победы Юлии Тимошенко на президентских выборах ее команда окажется в комичной ситуации. А именно: ей придется обеспечить выполнение закона «О рынке электрической энергии» ‒ того самого документа, от которого Леди Ю не оставила камня на камне в своем критическом выступлении перед журналистами в апреле 2017 года.

И хотя спич Тимошенко носил популистский характер, он позволяет предположить, что особых симпатий к либерализации энергорынка Юля Владимировна не испытывает. Тем не менее отменить энергореформу уже нельзя.

Грядущие новации обозначены в Энергетической стратегии Украины на период до 2035 года и осуществляются в рамках обязательств Киева перед Энергетическим Содружеством и Договора об ассоциации между Украиной и ЕС.

Кроме того, внедрение конкурентного оптового рынка электроэнергии в Украине является ключевым условием интеграции отечественной энергосистемы в европейскую ENTSO-E.

Однако существует еще третий путь: реформу отложить. Тем более что с 1 июля этого года конкурентный энергорынок, как того велит закон, запустить все равно не удастся.

Несмотря на вал торжественных реляций и деклараций, практическая подготовка к либерализации энергорынка в Украине хромает на обе ноги. Да и сама отрасль, по правде говоря, пока к старту конкурентного рынка не готова.

И если Юлия Владимировна не станет торопиться перерезать «красную ленточку», никто из энергетиков на нее особо не обидится. Важно только, чтобы процесс откладывания энергореформы не затянулся до конца президентской каденции Тимошенко.

О самообеспечения Украины газом и углем

Из сообщения агентства «Интерфакс-Украина», январь 2019
В последующие 5 лет наша страна получит энергетическую независимость. У нас есть четкий план действий, и мы готовы работать в данном направлении. Ведь получив энергетическую независимость, Украина укрепит и свою политическую свободу. В нашей стране достаточно ресурсов, чтобы обеспечить газом и углем себя и своих партнёров.

Комментарий Mind

После того как Украина перешла на мировые цены на уголь и газ, тезис о необходимости достижения 100-процентного самообеспечения углеводородами территории выглядит анахронизмом. В условиях глобальной рыночной экономики наращивание добычи или производства того или иного товара в отдельно взятой стране целесообразно при наличии соответствующих естественных преимуществ.

Украина отличается наиболее сложными горно-геологическими условиями добычи угля в мире. И если себестоимость «черного золота» на некоторых украинских шахтах будет в два раза выше, чем в голландских или южноафриканских портах, такой уголь частные тепловые генкомпании покупать не станут.

Энергетическая безопасность в современном понимании – это не только и не столько наличие энергоресурсов в собственных недрах.

Это прежде всего платежеспособная, конкурентная и устойчивая экономика, а также наличие диверсифицированных источников и маршрутов поставок. Включая как отечественных добытчиков в лице рентабельных энергокомпаний, так и внешних поставщиков.

О строительстве завода по производству ядерного топлива в Украине

Из сообщения агентства «Интерфакс-Украина», январь 2019
Украина богата на залежи урана. Однако завода по производству ядерного топлива в нашей стране уже давно нет. [Мы должны] построить такой завод в период своего президентства и наладить его эффективную работу.

Комментарий Mind

В сентябре 2010 года был объявлен победитель конкурса по строительству завода ядерного топлива в Украине. Им стал российский ТВЭЛ, который обошел американскую Westinghouse.

Времена тогда для мирного атома были светлыми и оптимистичными. В настроениях атомщиков преобладало ожидание мирового ядерного ренессанса. И ТВЭЛ, и Westinghouse тогда в своих планах рассчитывали на рост ядерного мирового рынка и расширение масштабов бизнеса.

Радужные настроения длились недолго. В марте 2011 года грянула авария на «Фукусиме-1», после чего началась переоценка систем безопасности на всех мировых АЭС. Параллельно с переоценкой росли капитальные затраты на строительство новых атомных энергоблоков.

А еще несколькими годами позже на планете начался бум возобновляемой энергетики. Безусловно, мирный атом не уйдет в небытие и продолжит жить – до конца XXI века как минимум.

Однако не везде, а только в отдельных странах и регионах. Инвестировать от $7 млрд в сооружение атомного энергоблока мощностью 1200 МВт при цене энергии солнца и ветра 4–5 центов за 1 кВт-час для большинства государств нецелесообразно.

Один из вероятных сценариев дальнейшего развития ядерной энергетики Украины – это поэтапное закрытие, в период с 2030 по 2040 год, 10 из 13 действующих энергоблоков «тысячников».

Станет ли Westinghouse в условиях подобной перспективы торопиться строить завод вместо ТВЭЛа (контракт с которым давно разорван) – вопрос умозрительный. По крайней мере, Юлии Тимошенко (или любому другому новому президенту), перед тем, как брать лопату в руки, желательно согласовать свои планы с потенциальным подрядчиком.

О развитии возобновляемой энергетики

Алексей Рябчин, депутат от «Батькивщины», соавтор законопроекта об инвестиционной привлекательности строительства объектов возобновляемой энергетики, принятого в сентябре 2018 года

Послідовна підтримка альтернативної енергетики – це шлях до енергетичної незалежності України,  до залучення нових інвестицій та зменшення негативного впливу на навколишнє середовище.

Алексей Рябчин, интервью телеканалу «Громадський», липень 2018
«Батьківщина» працює над тим, щоб не тільки великі вітчизняні та міжнародні гравці, а й всі українці змогли безперешкодно інвестувати й заробляти на «зеленій» трансформації української економіки. Зараз розробляється відповідний законопроект, який передбачає можливість людям об’єднуватися в енергетичні кооперативи, інвестувати в розвиток «зеленої» енергетики і заробляти на цьому.

Комментарий Mind

Юлии Владимировне, как и членам ее будущей правительственной команды по ТЭК, следует осторожно относиться к пафосным «зеленым» заявлениям народных депутатов, даже если они из собственной фракции.

Не секрет, что многие нардепы на сегодня являются либо популистами, либо прямыми лоббистами интересов «зеленого» бизнеса в Украине. По крайней мере, задача, чтобы все украинцы смогли «безперешкодно інвестувати й заробляти на «зеленій» трансформації української економіки», настораживает.

Во-первых, украинская энергосистема и без того работает сейчас в условиях существенного профицита, когда общая генерирующая мощность раза в два превышает мощность потребления.

Во-вторых, энергосистема не резиновая и бесконечно принимать электроэнергию от всех желающих заработать на ВИЭ не сможет. Очень быстро наступит технический дефолт.

И в-третьих, далеко не бездонными являются и карманы отечественных потребителей электричества, из которых будет оплачиваться напрямую «зеленая трансформация».

Что же касается крупных ВИЭ, упорядочить процесс их строительства и снизить «зеленые» тарифы, которые сейчас в Украине самые высокие в мире, поможет законопроект о внедрении аукционов на сооружение ВИЭ. Именно на скорейшем запуске «зеленых» аукционов новому топливно-энергетическому блоку следует сосредоточиться в первую очередь.

О реформе угольной промышленности

Из проекта постановления о некоторых вопросах подготовки проекта Основных направлений бюджетной политики на 2019 год. Зарегистрирован в ВР 17 апреля 2018 года. Один из авторов – Юлия Тимошенко.
Забезпечення умов для підвищення енергоефективності та енергонезалежності шляхом: повного виходу держави із власності вугледобувних підприємств шляхом їх повної приватизації або закриття (збиткових та неперспективних вугільних шахт).

Комментарий Mind

Абсолютно правильное решение, которое, впрочем, требует детального анализа по каждой шахте в отдельности, а также привлечения существенных финансовых и организационных ресурсов для выполнения поставленной задачи. Программ реформирования угольной отрасли в Украине написано много, но ни одна из них так и не была выполнена.

В последние годы президентства Виктора Януковича объем ежегодных дотаций в угольный сектор достигал 15 млрд грн при курсе гривны к доллару 8:1. В сравнении с прежними цифрами сейчас на нужды отрасли выделяют из госбюджета копейки.

Сегодняшнюю ситуацию с большинством государственных шахт можно охарактеризовать следующим предложением: «И не закроешь, и не приватизируешь, а финансировать нечем».

Однако, в отличие от нынешних молодых «реформаторов», Юлия Владимировна в свою бытность вице-премьером и премьером обладала достаточным желанием и упорством, чтобы углубляться в проблематику реального сектора экономики на производственном практическом уровне.

Получалось или не получалось ‒ вопрос другой. Но если Тимошенко удастся сформировать команду дееспособных компетентных управленцев, которые наконец-то начнут заниматься угольным «не паханным полем», это будет для нее большим плюсом.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате