Коронавирус vs бизнес: как карантин повлиял на логистику
Как наладить перевозки после возобновления транспортного сообщения

Коронавирус сильно ударил по логистике. Небо и море были практически закрыты, страны не могли заказывать товар из Китая. Что случилось с цепочками поставок в мире и как это повлияло на бизнес и потребителей, рассказал Mind эксперт в области логистики, основатель компаний CoreTeka и WareTeka, Александр Исаченко.
Как логистика приняла удар коронавируса
Логистика в мире выполняет поддерживающую функцию – обслуживает бизнес. А экономика работает только тогда, когда проводят торговые операции, обмениваются товарами.
В мировых цепочках поставок многое зависело от Азии. При этом все началось в Китае, откуда Европа и другие регионы заказывали товары. Несмотря на спрос, Китай не мог выполнить заказы, потому что здесь были остановлены порты и введены карантинно-санкционные меры.
Со временем ситуация изменилась в противоположную сторону: Китай поднял экономику и готов был отправлять товар, но ввели карантин в других странах.
Создаваемый десятилетиями механизм остановился. Здесь можно привести аналогию: был хороший оркестр, дирижер в виде руки рынка. Мы отправляем этот оркестр в отпуск на 2 месяца, затем собираем заново, меняем часть его представителей и хотим, чтобы он звучал так же мелодично. Это невозможно: чтобы все восстановилось, должно пройти время,
Какой сегмент логистики пострадал больше всего
Это два направления. Сначала приняла удар морская логистика. Главный фактор – снижение логистических потоков из Китая. В пике товарооборот снизился на 30-40%. Некоторые аналитики говорят о том, что эти цифры будут расти.
Крупнейшие объемы перевозок направления Азия – Европа проходят через Суэцкий канал. Комиссия за переход судна составляет $700 000 за 20 000 TEU (единица измерения грузоподъемности). Сейчас налог «раскидывается» на 10 000 TEU. Получается, одни грузоотправители готовы платить больше, другие – нет.
Плюс падение цены на топливо привело к тому, что перевозчикам намного выгодней сделать огромный круг через ЮАР. При этом сроки доставки увеличились.
Второй пострадала авиалогистика. Главный фактор – остановка товарооборота, даже на уровне отгрузок, из-за закрытия неба.
Игорь Смелянский, генеральный директор «Укрпошты», рассказал, что, если раньше проблем с авиаперевозками не было, то сейчас ситуация изменилась. По его словам, чтобы доставить товар из Китая, нужно построить сложноподчиненный маршрут через Гонконг.
Чтобы отгрузить и отправить самолет, необходимо договориться с локальными операторами, что сделать непросто. Если самолет прилетит в Украину, он не может вернуться в Азию пустым. Поднять его в воздух – задача, которая упирается в стоимость доставки.
Как нарушения в цепочках поставок повлияли на экономику
Экономика сильно зависит от коммерческой деятельности. Аналитики говорят о снижении мирового ВВП в лучшем случае на 15%.
Даже Швеция, которая не вводила значительные ограничения, не избежала удара. 20% производства страны работало на экспорт. Другие страны не могли покупать из-за закрытия границ, усложнения процедур транспортировки и растаможивания. Экономика Швеции замедлилась приблизительно на 15%.
Сейчас все внимательно наблюдают за экономикой Китая, где ожидался отложенный спрос. Он действительно произошел, но не смог покрыть те потери, которые понесла экономика.
Как нарушения сказались на покупательском спросе
Наглядный пример – автопром. Даже отсутствие простой составляющей,такой как контроллер регулировки сидения, причиняет неудобства водителям и влияет на безопасность. Маленький компонент может остановить производство в автоиндустрии.
На заводе Volkswagen в Германии цепочка поставок выглядела так: запчасть на автомобиль нужно поставить в определенный день, в конкретное время. Компания прогнозировала доставку каждого компонента. Это можно проецировать и на другие индустрии.
Отсутствие маленького контроллера и остановка производства влияет на потребителя. Есть товары, которые человек хочет приобрести, но не может. А есть продукция, которая не производится из-за отсутствия цепочки поставок. Это новая реальность.
Какие сегменты выросли во время изоляции
В первую очередь вырос сегмент доставки последней мили. В Украине «Укрпошта», «Нова Пошта», Zakaz.ua, Glovo сделали скачок вперед за счет того, что люди долгое время не готовы были выходить на улицу и взаимодействовать друг с другом.
Но есть такие страны, как Испания. Из 53 000 сотрудников, обслуживающих почтовую систему страны, на «передовой» осталось только 11 500. Возможности обрабатывать заказы не было, не говоря уже о росте.
Зато британский ритейлер Tesco взял в штат порядка 2500 водителей и 5000 работников склада, чтобы справиться с объемами. Спрос на сегмент доставки вырос, но не каждый бизнес может его удовлетворить.
Почему сегодня склад играет главную роль в цепочке поставок
Склад – ключевой элемент в цепочке поставок, поскольку логистика – это больше, чем одна транспортировка.
В Азии, когда судно из Китая плывет в Европу, отправители хранят товар на складах. Когда они получают заказ, отправляют его через экспедиторов или почтовые службы. До прибытия к месту назначения товар преодолевает 1–3 склада на территории отправителя. Стоимость транспортировки снижается.
Сейчас наблюдается перекос: снизился товаропоток и прогнозируемость доставки – у бизнеса освободился склад. Место на складе какое-то время остается пустым. Если бизнес работает с ритейлом, нужно увеличить наличие товаров.
Например, бизнес работает с ритейлером. Заказчика не волнует, что у поставщика нет товара, ему важно обеспечить спрос покупателя. Если раньше поставщик понимал, что ему нужно 10 000 м² склада, то теперь он прогнозирует, придет ли товар или нет когда придет– через день или через неделю. Чтобы не подводить ритейлера, поставщик увеличивает складскую площадь до 15 000 м² и хранит больше товара.
Как бизнесу наладить логистику
Необходимо изучить ситуацию с точки зрения того, как можно перестроить цепочки поставки и отношения с поставщиками. Также стоит посмотреть на архитектуру бизнеса и понять, в какой бизнес-модели происходит работа с партнерами.
Если раньше бизнес-модель строилась на работе с ритейлерами, дистрибьюторами, нужно посмотреть в сторону собственного построения канала продаж в виде e-commerce и активно развивать экспертизу.
Запуск данного формата – это налаживание совершенно нового вида бизнеса с другими процессами. И здесь стоит рассмотреть вариант работы с 3PL-операторами. Поскольку все, у кого была собственная логистика, пострадали очень сильно.
REACTOR.UA – открытая платформа инноваций, предлагает инфраструктуру и инструменты для успешной работы с инновациями.
Резиденты платформы – компании, открытые к инновациям, акселераторы, инкубаторы, инновационные хабы, лаборатории, продуктовые технологические команды.
Став резидентом платформы REACTOR.UA, вы сможете:
- работать с лучшими мировыми технологическими решениями и стартап-командами, способными реализовать любые инновационные идеи;
- искать решение своих инновационных вызовов, используя менторскую поддержку резидентов – агентов инноваций;
- совместно с резидентами проводить открытый поиск инновационных идей;
- быть в курсе ведущих инновационных практик и мировых трендов;
- тестировать идеи просто, быстро и с минимальными затратами;
- войти в число инновационных компаний Украины, приняв участие в Innovation Index.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].