Discuss Discuss
FMCG: как сформировать план выхода из карантина

FMCG: как сформировать план выхода из карантина

О новых трендах в этой сфере и о том, как подготовиться к новым вызовам

Цей текст також доступний українською
FMCG: как сформировать план выхода из карантина
Фото: pixabay

После ослабления карантина все больше магазинов открывают свои двери для покупателей. Однако карантин изменил все сферы нашей жизни, и рынок FMCG – не исключение. Потребители по другому выбирают и покупают. А значит, и продавцы должны адаптироваться к новой реальности.

Что изменится на рынке FMCG, когда страны вернутся к обычной жизни после карантина и как нужно будет приспосабливаться к новой реальности, ведь мир уже никогда не станет таким, как раньше? Каковы новые тренды в логистике, маркетинге, дистрибуции и как трансформируется коммерция? И что нужно учесть, чтобы остаться на рынке FMCG, рассказала Mind директор по развитию BERTA Group Ульяна Киричук.

Just In Time – подвел

Многие компании FMCG почувствовали серьезный вызов из-за обеспечения избыточного спроса потребителей во время карантина. И не только из-за роста онлайна, который требует иной логистики. Современная модель логистической цепочки «Just In Time» (JIT) не справилась с новыми реалиями глобальной экономики.

«Just In Time» – это система организации снабжения, основанная на минимизации затрат, связанных с созданием запасов. Компания поддерживает минимальный уровень запасов, которые могут удовлетворить заранее спланированный спрос. Стремительное развитие современных технологий и аналитических систем позволяет точно спрогнозировать спрос потребителей и, как следствие, всю цепочку поставки.

Работа по модели JIT привела к невозможности производственных и торговых компаний наполнить полки в нужный момент, это привело к проблемам даже в таких компаниях, как Amazon. А значит, новый подход к формированию запасов с обеспечением страхового запаса  станет трендом FMCG-компаний. В свою очередь это повлияет на продажи, скидки и акции, поэтому не удивляйтесь возвращению сезонных распродаж, стоковых магазинов и других маркетинговых трюков, направленных на продажу остатков со склада.

FMCG растет в онлайне

Кажется, в FMCG не оставалось ни одной компании, которая бы не перешла на общение со своими клиентами в онлайн. Интернет-магазины, маркетплейсы, B2B-порталы, мобильные аппликации – это неполный список решений для торговли в новых условиях. И если раньше статистика интернет-продаж товаров FMCG была незначительной – до 3%, то из-за карантина модель приобретения продуктов питания и товаров первой необходимости онлайн стала нормой жизни.

Однозначным лидером в построении маркетинговых стратегий и дистрибуции становится новый канал D2C (Direct To Consumer). Бренды, которые научились строить стратегию развития на базе прямого контакта с потребителем, получают неоспоримое преимущество.

Классические модели построения дистрибьюторских каналов больше не работают. Если вас нет в социальных сетях – вас вообще не существует. Новый потребитель требует персонализации и особого внимания, поэтому если вы не знаете, как выглядит «account of top fan» (страница поклонника), вы не сможете удержать его лояльность. Ориентация на «среднестатистического потребителя» больше не работает.

Об эффективной дистрибуции

D2C требует оперативной трансформации торговых компаний. Либо дистрибьюторы смогут стать частью стратегии развития бренда и предоставлять новые услуги, связанные с построением отношений бренда и конечного потребителя, либо будут исключены из торговой цепочки.

Дистрибуционная цепочка должна стать прозрачной, эффективной и менее затратной.

Не только продажи, но и все возможные коммуникации перешли в онлайн. Видеть своих офисных коллег или партнеров из другой страны или континента – абсолютно одинаково на экране планшета или ноутбука. Однако получить доступ к новым контактам, а тем более построить партнерство, не так просто, как прежде.

Крупнейшие FMCG-выставки отменены или перенесены, референс-визиты недоступны, а профильные конференции перешли в онлайн, часто без возможности обсуждения. Поэтому появилась острая необходимость поддержки приобретенных контактов и инициативы онлайн-встреч для общения и поиска новых возможностей.

Работать удаленно?

WFH (Work From Home). Долгое время эксперты спорили, возможна ли эффективная работа удаленно. Но еще никогда работа из дома не приобретала такого масштаба.

После того как пандемия пройдет и офисы снова заработают в полной мере, вполне вероятно, что многие компании вдруг поймут, что оплата ненужных офисных помещений может быть эффективным источником оптимизации затрат. Более того, они могут понять преимущества удаленной работы: доступность талантов, которые являются немобильными, рост мотивации сотрудников, уменьшение затрат на оплату больничных и т.д.

Пандемия коронавируса, вероятно, станет самым значительным событием за последние 100 лет. Это уже повлияло на мир беспрецедентным образом, и это влияние, скорее всего, будет только расти.

Так или иначе, FMCG-компании должны готовиться к тому, что мир после коронавируса будет кардинально отличаться от мира, каким он был в конце 2019 года, и они должны быть готовы быстро адаптироваться к этим различиям.

Доступность товаров ежедневного потребления для каждого из нас является чрезвычайно важной, поэтому компании-производители, дистрибьюторы и ритейл должны усвоить соответствующие уроки и обновить свои стратегии BCP (Business Continuity Plan). Необходимо учесть возможности чрезмерного потребительского спроса, импортных ограничений, отсутствия физических полок и закрытых магазинов, остановки транспортного сообщения и прочего.

Каждый кризис – это новые возможности, важно быстро оценить перспективы и оперативно ввести изменения, которые позволят не просто остаться на рынке, а выйти на новый уровень.

REACTOR.UA – открытая платформа инноваций, которая предлагает инфраструктуру и инструменты для успешной работы с инновациями.

Резиденты платформы – компании, открытые к инновациям, акселераторы, инкубаторы, инновационные хабы, лаборатории, продуктовые технологические команды.

Став резидентом платформы REACTOR.UA, вы сможете:

  • работать с лучшими мировыми технологическими решениями и стартап-командами, способными реализовать любые инновационные идеи;
  • искать решение своих инновационных вызовов, используя менторскую поддержку резидентов – агентов инноваций;
  • совместно с резидентами проводить открытый поиск инновационных идей;
  • быть в курсе ведущих инновационных практик и мировых трендов;
  • тестировать идеи просто, быстро и с минимальными затратами;
  • войти в список инновационных компаний Украины, приняв участие в Innovation Index.