Discuss Discuss
Крипта и финмон: кто кого?

Крипта и финмон: кто кого?

Как закон о финмониторинге изменит рынок виртуальных активов 

Цей текст також доступний українською
Крипта и финмон: кто кого?

28 апреля в силу вступил закон о финансовом мониторинге. Новые нормы коснулись субъектов первичного финансового мониторинга – банков, платежных организаций, бирж, других организаций, входящих в этот список, и их клиентов.

Ранее Mind писал, в частности, как покупать недвижимость, учитывая данный документ, и как он повлияет в целом на этот рынок.

Сегодня о том, как уже в скором времени изменится рынок виртуальных активов (ВА) для их владельцев и профессиональных игроков, и о многом другом Mind рассказал СЕО #HACKATHONHUB, резидент Reactor.ua Павел Чабанов.

Сфера виртуальных активов все еще ожидает внедрения требований документа. До конца июля Минцифры должно разработать порядок проведения финмониторинга ВА. 

Что уже изменилось

Введение новых правил финмониторинга создало для многих украинцев ряд неудобств в проведении привычных финансовых операций. В частности, закон сделал невозможным без идентификации пополнить банковскую карту на сумму свыше 5 000 грн.

Субъекты первичного финмониторинга получили новые требования к ведению деятельности. Обязательной процедурой стала идентификация всех операций. А также более тщательная проверка клиентов, которые расцениваются как «подозрительные». Новые нормы внедряются в связи с рекомендациями FATF, обновленными в прошлом году. Они разработаны в целях борьбы с коррупцией, торговлей оружием и наркотиками.

Что касается рынка ВА, то закон о финмониторинге вводит основные понятия для этой сферы в правовом поле и предусматривает регулирование операций. Станет ли документ подспорьем для создания благоприятных условий для криптовалютного бизнеса или будет направлен на запреты и ограничения, мы узнаем наверняка в ближайшие месяцы. Но о том, как будут работать основные нормы закона, можно говорить уже сейчас. Для этого достаточно знать особенности технологии криптоактивов и правила нашего рынка.

Как внедрение закона повлияет на состояние рынка ВА

Сегодня существует два рынка виртуальных активов:

  • первый – состоящий из профессиональных участников, главным образом централизованных бирж, желающих взаимодействовать с госсектором;
  • второй представляет собой рынок договоренностей или внебиржевых сделок, также называемый OТС (over the counter). Здесь идет стихийная продажа и покупка наличных и криптовалюты. 

Закон о финмониторинге скажется только на первом. Инстанции, дающие возможность торговать и обменивать криптоактивы, обяжут сдавать отчетность в соответствии с новыми критериями, проводить KYC (Know your customer – «знай своего клиента») и AML (anti-money laundering – «борьба с легализацией денежных средств») по отношению к своему клиенту.

Поле договоренностей регулировать невозможно. Этот рынок продолжит существовать по своим правилам. Его участника финмониторинг может коснуться только в случае, если будет необходимо задекларировать актив. Например, завести наличные средства, полученные при продаже биткоина на стихийном рынке, в банк для безналичных расчетов. Без выхода за рамки рынка OTC средства держателя виртуальных активов не могут попасть под действие названного закона.

Чего не стоит бояться: миф о крипте и финмониторинге

После принятия закона в соцсетях много писали о том, что представители власти смогут изымать ВА с биткоин-адреса в целях установления источника дохода. На самом деле без приватного ключа владельца криптовалюта не может быть заблокирована, заморожена или изъята. Для этого спецслужбы должны заполучить приватный ключ, который может храниться где угодно. Например, в облаке, на любом из девайсов, он может быть разделен по частям и записан на физических предметах, находящихся в разных точках мира. Если владелец не передаст ключ добровольно, изъять ВА не удастся.

Блокировка или изъятие ключа возможно только в случае, если он хранится на централизованной бирже. При наличии у представителей власти подозрений в том, что средства были получены преступным путем, учреждение может передать им ВА клиента.

Также в течение нескольких месяцев в профессиональном сообществе неоднократно поднимался вопрос обеспечения защиты данных отправителя транзакции. Проблема заключалась в том, что в соответветствии с новыми нормами, их необходимо вносить в  качестве дополнительных сведений в тело перевода. Но при размещении такой информации в блокчейне она автоматически становится публичной. Как этого избежать? Решением стало шифрование данных транзакции, «прочитать» которые могут только отправитель и получатель. Эту технологию мы создали в рамках #HACKATHONHUB.

Какие кошельки стоит использовать для хранения криптоактивов

Хранить криптоактивы можно на централизованных биржах Binance, Huobi, CEX, Kuna и других. Внутри подобных цифровых платформ вы имеете возможность открыть свой кошелек. Но здесь ваши средства рискуют попасть под финмониторинг. Если есть цель этого избежать, рекомендую пользоваться децентрализованными кошельками, такими как Ledger, Trust Wallet, Electrum, нативный Bitcoin Wallet, Ethereum, MetaMask.

Централизованные биржи дают возможность в открытом поле оборачивать и приумножать свой виртуальный актив. Рынок договоренностей также позволяет сделать это. Здесь участники зарабатывают на отдельных транзакциях, храня валюту на перечисленных выше защищенных кошельках.

Последствия введения закона: чего ждать

Анонимность транзакций останется возможной только при торговле на децентрализованных биржах, таких как Binance DEX, Polanex и OTC-рынке. Но криптовалюта свою анонимность не потеряет. Это часть технологии, и если она исчезнет, крипта превратится просто в цифровой актив.

Серьезным упущением на уровне легализации криптоактивов выглядит игнорирование такого универсального инструмента идентификации личности, как адрес биткоина с приватным ключом подписи. Он способен стать полноценной заменой ЭЦП и ИНН, использоваться как цифровая подпись, сделать невозможной подделку паспортов.

Закон о финмониторинге ВА создан в первую очередь для контроля централизованных бирж. С введением норм документа для украинцев не станет сложнее покупать или продавать криптоактивы у субъектов, подпадающих под финмониторинг. Не будет проблем также с подтверждением происхождения средств, заработанных на бирже. А если регулятор посчитает ВА нелегальным и заблокирует, нести ответственность за это будет субъект, а не его клиент.

Но риск постоянных блокировок и наша неидеальная судебная система, когда речь идет о возможности отстоять свою правоту, может привести криптовалютный рынок к упадку.  Это произойдет, если вектор внедрения закона по отношению к субъектам финмониторинга будет направлен на выкачивание средств. В этом случае наш рынок ВА станет таким же пустым и безжизненным, как и фондовый. Работать в нем не будет смысла. И весь трафик виртуальных активов уйдет в сферу ОТС.