Discuss Discuss
Виртуальные активы: как блокчейн может сделать прозрачными бюджетные расходы

Виртуальные активы: как блокчейн может сделать прозрачными бюджетные расходы

И как новый закон повлияет на борьбу с коррупцией

Цей текст також доступний українською
Виртуальные активы: как блокчейн может сделать прозрачными бюджетные расходы

Закон «О виртуальных активах» уже успели рассмотреть в первом приближении и разобраться, чего стоит ожидать от его нововведений. Mind уже рассказывал о нормах этого документа и о перипетиях, предшествоваших его появлению. Сегодня о том, почему документ является первым шагом к прозрачной системе государственных финансов. Как закон может повлиять на улучшение экономической ситуации в Украине и почему может не понравится олигархам и контролирующих органам, рассказал Mind управляющий партнёр Blockchain Lab, резидент Reactor.ua Станислав Подячев

На прошлой неделе Верховная Рада приняла закон, регулирующий оборот виртуальных активов в Украине. Германия, Япония, Швейцария – не самая плохая компания, с которой нашей стране предстоит конкурировать за стартапы в сфере новых финансов. Несмотря на критику, радует бесспорный факт: государство смотрит на виртуальные активы как на благо, полезную вещь, а не пирамиду или игрушки для гиков.

С чего все начиналось

Платформа REACTOR.UA – ваш проводник в мире инноваций.
Мы знаем, как реализовать инновации с учетом лучших практик и в сжатые сроки.
Начните изменения уже сейчас!

Первая попытка заполнить законодательный вакуум в этом вопросе была предпринята еще прошлым составом парламента. В 2018 году народный депутат VIII созыва Алексей Мушак подал на рассмотрение законопроект, разработанный при участии игроков рынка. В том же году, осенью, нардеп Юрий Деревянко предложил, на наш взгляд, более смелый прогрессивный законопроект, предусматривающий реальные стимулы для развития рынка.

Однако обе инициативы не получили достаточной поддержки депутатов, из-за чего три года были потеряны.

Как будет работать документ 

Тем не менее пусть и с некоторым опозданием, но Украина с подачи нардепа Алексея Жмеренецкого все-таки смогла занять свое место среди стран, признавших очевидное: криптовалюты и блокчейн – это не будущее, а самое что ни на есть настоящее.

Нужно заметить, что оба вышеприведенных термина в тексте закона не встречаются ни разу, но члены рабочей группы по подготовке текста законопроекта объясняют этот факт желанием принять закон «на вырост» – вдруг разработчики децентрализованных реестров транзакций станут использовать, к примеру, направленный ацикличный граф или иную технологию, более совершенную, чем блокчейн.

Принятый закон, если его подпишет президент, станет основой для целого ряда подзаконных актов и гарантированно создаст не один десяток рабочих мест в регулирующих и контролирующих органах. Блокчейны же как работали, так и будут работать в Украине, Сальвадоре и по всему миру, так как сама их природа, можно сказать, «внетерриториальна».

Что ожидает сферу финуслуг

Украинские банки и крупные финкомпании уже начали проявлять интерес к местным проектам в этой сфере. Важно стать первым, кто предложит своим клиентам хотя бы банальную услугу – покупку и продажу биткоинов за наличную и безналичную гривну. Один такой сервис успешно работает в Украине уже более семи лет, продавая биткоины в терминалах. Вероятно, появятся и другие. А от конкуренции выиграет потребитель.

Отдельную благодарность коллектив авторов заслуживает за то, что проявил сдержанность и не пытался изобрести регулирование для развивающегося сейчас рынка децентрализованных финансов (DeFi).

Хотя могу предположить появление инструкции, согласно которой, например, алгоритмический стейблкоин DAI, обеспеченный другими виртуальными активами, будет подпадать под регулирование НБУ, а производный от него aDAI – под регулирование Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

В сферу научных интересов автора не входит анализ коррупционных рисков, изучение проявлений лоббирования интересов иностранных компаний, измерение близости к министерству различных блокчейн-ассоциаций, численность которых, в отличие от эмиссии биткоина, ничем не ограничивается. И даже налоги от криптомиллионеров, «золотой дождь» из которых обещают с такой же уверенностью, с которой министр-врач обещал защиту от ковида после первой прививки, обсуждать не интересно.

Каких трансформаций ожидают публичные финансы

Гораздо более содержательный и интересный разговор может получиться о будущих переменах в публичных финансах, когда технология блокчейн будет применена в этой сфере.

В публичном дискурсе бытует мнение, что процесс распределения государственных финансов (наших с вами налогов) – это почти всегда кулуарные переговоры, баланс интересов власть имущих, в том числе оппозиционеров, и олигархов разного уровня. Действительно, если сам государственный бюджет как документ, находится в свободном доступе, то движение денег в Госказначействе – это процесс, за которым обывателю следить очень сложно.

В последние годы наше общество сделало огромные шаги для увеличения уровня прозрачности госзакупок. Но и там, если верить журналистам, «есть области для улучшений».

Контроль в новой реальности

Теперь предлагаю смоделировать ситуацию, при которой налоги программируются – собираются и распределяются автоматически. Конечно, для этого необходимо будет пересмотреть сами основы налоговой системы страны. НДС как инструмент для обдирания потребителей и одаривания олигархов придется заменить более эффективным, низким и прозрачным налогом с продаж. Расходы на налоговые и силовые органы можно будет сократить в разы. На избирательные кампании перестанут сливаться миллиарды – кому будет интересна автоматизированная кормушка?

Но большие перемены начинаются с маленьких действий. Наверняка вы платите взносы в школьные фонды, из которых выплачиваются доплаты учителям, охранникам, покупаются пресловутые мячи и шторы. Задайтесь вопросом: сколько процентов из этих денег идет на содержание администрации фонда? Опрос друзей и знакомых автора показал среднюю цифру – 20%. Не многовато ли?

Как блокчейн может помочь снизить издержки? Для программиста задача звучит сверхпросто: с одной стороны – входящие данные, с другой – исходящие. Каждая транзакция видна. Видно, к примеру, кто задержал оплату в текущем месяце. В родительской группе можно вежливо напомнить об этом тому, кто забыл. Все разговоры об учителях-фаворитах директора, которым выплачиваются внеочередные премии, канут в Лету. Дети будут взрослеть в более справедливой среде.

Конечно, правящая элита, под которой автор имеет в виду прослойку лиц от главы родительского фонда до олигархов – все, кто получает выгоду от асимметрии информации, навряд ли обрадуется таким нововведениям.

Но государство Украина сделало первый шаг. Теперь дело за обществом.