Discuss Discuss
Старт от земли: какие инновации запускают аграрии

Старт от земли: какие инновации запускают аграрии

Как технологии помогают фермерам повышать урожайность и продажи

Цей текст також доступний українською
Старт от земли: какие инновации запускают аграрии
Фото: pixabay

«Сельское хозяйство часто рассматривается сторонним обывателем как консервативная и отсталая отрасль во внедрении технологий. Но это довольно далеко от истины. Агропроизводители уже давно применяют инновации и даже были одними из первых пользователей самоходных комбайнов на основе искусственного интеллекта. Благодаря дронам, спутниковому мониторингу, машинному обучению, финансовой аналитике и многому другому это десятилетие станет еще большим прорывом в сельском хозяйстве», – считает специалист по digital-агрономии Corteva Agriscience Алексей Коваленко.

Mind совместно с платформой Reactor.ua продолжает серию публикаций об инновациях. В этой статье рассказываем о трех технологических продуктах для агросектора, которые создали украинские IT-компании и/или используют отечественные сельхозпроизводители.

Ранее издание писало об украинских MedTech-разработках, сервисе, который помогает управлять операциями на складе онлайн, тандеме дронов и вездеходов-амфибий, технологии, превращающей автомобиль в гаджет на колесах, и решениях для e-commerce

Спутниковый мониторинг

Старт от земли: какие инновации запускают аграрии

Проблематика. «С ростом населения на планете и многочисленными экологическими вызовами становится все труднее поддерживать устойчивое развитие сельского хозяйства и отвечать на потребность человечества во все большем объеме пищи», – отмечает Delivery менеджер IT-компании N-iX Андрей Палий.

Когда именно лучше высаживать разные культуры? Какие удобрения использовать? Как предусмотреть возможные заболевания растений? Как обеспечить максимально хороший урожай? Эти и другие вопросы становятся все более актуальными для аграриев.

Решение. В 2017 году N-iX разработала мобильное приложение и десктопную платформу для аграриев. Функционал на основе спутникового мониторинга помогает фермерам оперативно получать актуальные данные об урожае и проблемах на полях, предотвращать болезни культур, планировать работу с почвой, прогнозировать и повышать урожайность.

Для начала работы в приложении аграрий вводит в систему следующие данные:

  • Географическое расположение участков, где выращиваются культуры.
  • Высаженные культуры или деревья. «В программе есть базовый каталог культур, который создали и поддерживают специалисты компании. Например, аграрий выбирает из списка яблони. Далее система спрашивает, какие именно яблони посажены. Такая точность важна, ведь потом программа анализирует данные урожайности и выдает рекомендации», – поясняет Палий.
  • Тип почвы. Специалисты N-iX работают с провайдерами в разных странах, которые предоставляют им информацию о грунте. В зависимости от расположения поля система может подсказать аграрию, какой тип почвы именно на его участке. Если же информация о конкретном участке отсутствует – фермер самостоятельно выбирает тип из заданного каталога.

После этого фермер получает доступ к обработанным спутниковым изображениям своих полей и широкому спектру аналитики. К примеру, он может отслеживать рост культур по картинкам со спутника, которые специалисты N-iX присылают раз в неделю.

«Команда N-iX работает с различными провайдерами спутниковых изображений. Спутники летают по своим орбитам и круглосуточно делают гигабайты снимков. Задача IT-специалистов – идентифицировать нужное изображение и взять в работу именно тот участок, который нужен аграрию. Если поле сфотографировано различными спутниками – выбирается изображение с наилучшим качеством», – рассказывает Delivery менеджер N-iX.

После отбора снимков специалисты работают с вегетационным индексом (Normalized Difference Vegetation Index, NDVI). «Проработав каждый пиксель, они выдают новое цветное изображение. Именно по этому изображению аграрий анализирует темп роста своих культур. И ему не нужно выезжать на поле за этими данными», – поясняет Палий. Ежедневно только от одного из спутниковых провайдеров команда N-iX обрабатывает  2000–7000 снимков.

Также программа анализирует, что следует изменить, чтобы получить нужный фермеру результат. Например, в зависимости от высаженной культуры система подсказывает, что перед следующей посадкой нужно повысить/уменьшить показатель кислотности почвы.

Применение на практике. N-iX разработала спутниковый мониторинг по заказу крупной аграрной группы, одного из лидеров агрорынков Ирландии, Великобритании, Польши и Румынии. Мобильное приложение и десктопная платформа используются аграриями этого холдинга с 2017 года. «С тех пор мы продолжаем шлифовать функционал и ежедневно обрабатываем поступающие фермерам данные. Они получают доступ к анализу информации, которая позволяет следить за высаженными культурами, выявлять болезни растений и лечить их до того, как будет нанесен серьезный ущерб. Эти и другие решения трансформируют агроотрасль. IТ делает фермерство более устойчивым», – отмечает Delivery менеджер N-iX.

Фотометрия в смартфоне

Старт от земли: какие инновации запускают аграрии

Проблематика. Украина – на шестом месте в мире по объему производства кукурузы. «Каждому фермеру важно заранее оценить урожайность этой культуры, чтобы иметь возможность спланировать пред- и уборочные операции, транспортировку, хранение. Агрономы выезжают на поле кукурузы, которая находится на стадии молочной или молочно-восковой зрелости, разламывают кочан, считают количество зерен в ряду и количество рядов. Далее умножают на массу семян и получают данные о биологической урожайности, которые уже можно использовать для планирования», – рассказывает Сергей Резниченко, руководитель агрономического отдела Corteva Agriscience (международного производителя семян и средств защиты растений).

Упростить и ускорить этот «процесс» можно при помощи технологий.

Решение. В сентябре 2020 года Corteva вывела на украинский рынок собственную разработку – фотометрию. «У фермеров теперь появилась возможность просто отсканировать початок кукурузы смартфоном, внести прогнозируемую массу 1000 семян и получить результат. А початок останется дозревать на растении. Данные сохраняются в смартфоне. При необходимости можно обозначить поле, на котором была сделана оценка», – поясняет Резниченко.

Опция фотометрии добавлена в бесплатное мобильное приложение «Агро-помощник Pioneer», которое компания DuPont Pioneer (предшественница Corteva) запустила в 2016 году.

По словам Резниченко, создавать технологию начали 6 лет назад ученые и разработчики компании. Сначала фотометрией пользовались только специалисты. Со временем инструмент вызвал интерес у фермеров, и компания решила добавить его в приложение для пользователей.

Результат. Специалист по digital-агрономии Corteva Agriscience Алексей Коваленко рассказывает, что благодаря машинному обучению технология помогает фермерам улучшить скорость и точность определения биологической урожайности в поле.

Фотометрия позволяет:

  • прогнозировать урожайность за два месяца до сбора урожая;
  • автоматизировать подсчет зерен с помощью алгоритмов компьютерного распознавания.

Новую технологию (как и другие функции приложения) фермеры могут использовать в поле без подключения к интернету. По данным Corteva Agriscience, у приложения «Агро-помощник Pioneer» около 3000 активных пользователей в Украине.

«Наша цель в том, чтобы предложить технологию, обеспечивающую мгновенную и измеряемую ценность. Сейчас Corteva работает над дальнейшим совершенствованием и расширением функций программы с помощью погодных наблюдений и алгоритмов машинного обучения. Благодаря этому в приложение получится добавить больше полезной информации о проблемах, с которыми может столкнуться агропроизводство, и путях их решения», – дополняет Коваленко. По его словам, компания продвигает и другие технологии для фермеров: дроны, агрополигоны и т. п.

Agro management

Старт от земли: какие инновации запускают аграрии

Проблематика. Многие компании, обслуживающие сельскохозяйственные предприятия (дистрибьюторы химии, удобрений, техники, других товаров), имеют в отделах продаж «некоторые трудности» с реализацией из-за описанного ниже хаоса, в определенной степени влияющего и на выращиваемую продукцию и ее будущий сбыт:

  • Неструктурированные данные о хозяйствах/клиентах. Каждый сотрудник работает со своими данными. Вся информация хранится у менеджера в блокноте, excel-файлах. История коммуникации с клиентом отсутствует.
  • Неструктурированный процесс продажи. Сотрудники ездят к клиентам хаотично, как правило, к тем заказчикам, с которыми хорошо общаются. А руководство попросту не имеет инструментов для отслеживания эффективности менеджеров. 
  • Подготовка отчетности занимает дни, а иногда недели.
  • Мотивация менеджеров считается месяцами, сотрудники не понимают, как начисляется бонус в течение сезона, а выплаты происходят с большой задержкой из-за длительных и сложных вычислений.
  • От момента общения с клиентом до получения им коммерческого предложения иногда проходят недели.
  • В подготовке заказа и выставлении счета участвует 3–5 человек в компании.
  • Сложности в оперативном планировании, так как в сезон информация по остаткам и планам очень быстро меняется, нет инструмента, который позволяет оперативно этим управлять.

Решение. В середине 2018 года компания Sales Up выпустила на рынок платформу для управления продажами Agro management. IT-решение состоит из пяти блоков.

Портрет клиента 360 view:

  • формирование единой базы хозяйств, сельскохозяйственных предприятий, дистрибьюторов;
  • учет структуры посевной площади с автоматическим расчетом потенциала;
  • ведение истории парка техники;
  • категоризация и сегментация контрагентов с помощью скоринговой модели;
  • управление жизненным циклом клиентов с автоматическим присвоением статуса.

Управление заказами:

  • сквозной процесс обработки заказа от формирования запроса до отгрузки товара;
  • подбор продуктов в заказ по аналогам и сопутствующим товарам;
  • работа с частично обеспеченными и не обеспеченными заказами;
  • согласование и визирование условий заказа;
  • управление маржинальностью заказов.

Управление полевыми сотрудниками:

  • управление действиями на визите (чек-ин/чек-аут, оформление заказа, приглашение на мероприятия, управление структурой посевных площадей);
  • подбор комплектующих и дополнительного оборудования в заказ;
  • инструмент управления доступными заменами и аналогами комплектующих;
  • создание заказов / коммерческих предложений;
  • управление ценообразованием с учетом затрат (например, Freight, PDI, Customs clearance, VAT, Gross Profit).
  • отображение текущих показателей выполнения плана (план продаж, фактические продажи, текущий процент начисления согласно матрицы бонусов).

Управление спецтехникой:

  • подбор комплектующих и дополнительного оборудования в заказ;
  • инструмент управления доступными заменами и аналогами комплектующих;
  • управление ценообразованием с учетом расходов (например, Freight, PDI, Customs clearance, VAT, Gross Profit).

Построение плана продаж:

  • возможность планирования в двух подходах: сверху-вниз и снизу-вверх;
  • управление разными срезами (например, план продаж со структурой: регион, филиал, менеджер, категория клиентов, культура, продукт);
  • возможность планирования разных показателей (например, оплаты, отгрузки, штуки, литры, дебиторская задолженность);
  • планирование неограниченного количества представлений (например, план продаж, потенциал контрагента, план маржинального дохода заказов, планирование дебиторской задолженности, операционного дохода филиала);
  • формирование моделей прогнозирования продаж.

Также разработчики запустили мобильное приложение для менеджеров. Оно позволяет создавать заказы и в поле – без подключения к интернету.

Применение на практике. По данным Sales Up, Agro management используют более 15 компаний: Egritech, «Бизон-Тех», «Агросем», «Август Украина», «Украгроком», «Астра», Agrii и т. д.

Результат. «Сотрудники Egritech в одном из своих выступлений сообщали, что благодаря Agro management у них рост продаж составил около 35%. К тому же, по разным замерам от наших клиентов, решение помогает высвободить время менеджера на 15–25%. А освободившееся время сотрудник может эффективно распределить на привлечение новых клиентов», – поясняет сооснователь и СЕО Sales Up Александр Андроник.