Старт от земли: какие инновации запускают аграрии
Как технологии помогают фермерам повышать урожайность и продажи

«Сельское хозяйство часто рассматривается сторонним обывателем как консервативная и отсталая отрасль во внедрении технологий. Но это довольно далеко от истины. Агропроизводители уже давно применяют инновации и даже были одними из первых пользователей самоходных комбайнов на основе искусственного интеллекта. Благодаря дронам, спутниковому мониторингу, машинному обучению, финансовой аналитике и многому другому это десятилетие станет еще большим прорывом в сельском хозяйстве», – считает специалист по digital-агрономии Corteva Agriscience Алексей Коваленко.
Mind совместно с платформой Reactor.ua продолжает серию публикаций об инновациях. В этой статье рассказываем о трех технологических продуктах для агросектора, которые создали украинские IT-компании и/или используют отечественные сельхозпроизводители.
Ранее издание писало об украинских MedTech-разработках, сервисе, который помогает управлять операциями на складе онлайн, тандеме дронов и вездеходов-амфибий, технологии, превращающей автомобиль в гаджет на колесах, и решениях для e-commerce.
Спутниковый мониторинг

Проблематика. «С ростом населения на планете и многочисленными экологическими вызовами становится все труднее поддерживать устойчивое развитие сельского хозяйства и отвечать на потребность человечества во все большем объеме пищи», – отмечает Delivery менеджер IT-компании N-iX Андрей Палий.
Когда именно лучше высаживать разные культуры? Какие удобрения использовать? Как предусмотреть возможные заболевания растений? Как обеспечить максимально хороший урожай? Эти и другие вопросы становятся все более актуальными для аграриев.
Решение. В 2017 году N-iX разработала мобильное приложение и десктопную платформу для аграриев. Функционал на основе спутникового мониторинга помогает фермерам оперативно получать актуальные данные об урожае и проблемах на полях, предотвращать болезни культур, планировать работу с почвой, прогнозировать и повышать урожайность.
Для начала работы в приложении аграрий вводит в систему следующие данные:
- Географическое расположение участков, где выращиваются культуры.
- Высаженные культуры или деревья. «В программе есть базовый каталог культур, который создали и поддерживают специалисты компании. Например, аграрий выбирает из списка яблони. Далее система спрашивает, какие именно яблони посажены. Такая точность важна, ведь потом программа анализирует данные урожайности и выдает рекомендации», – поясняет Палий.
- Тип почвы. Специалисты N-iX работают с провайдерами в разных странах, которые предоставляют им информацию о грунте. В зависимости от расположения поля система может подсказать аграрию, какой тип почвы именно на его участке. Если же информация о конкретном участке отсутствует – фермер самостоятельно выбирает тип из заданного каталога.
После этого фермер получает доступ к обработанным спутниковым изображениям своих полей и широкому спектру аналитики. К примеру, он может отслеживать рост культур по картинкам со спутника, которые специалисты N-iX присылают раз в неделю.
«Команда N-iX работает с различными провайдерами спутниковых изображений. Спутники летают по своим орбитам и круглосуточно делают гигабайты снимков. Задача IT-специалистов – идентифицировать нужное изображение и взять в работу именно тот участок, который нужен аграрию. Если поле сфотографировано различными спутниками – выбирается изображение с наилучшим качеством», – рассказывает Delivery менеджер N-iX.
После отбора снимков специалисты работают с вегетационным индексом (Normalized Difference Vegetation Index, NDVI). «Проработав каждый пиксель, они выдают новое цветное изображение. Именно по этому изображению аграрий анализирует темп роста своих культур. И ему не нужно выезжать на поле за этими данными», – поясняет Палий. Ежедневно только от одного из спутниковых провайдеров команда N-iX обрабатывает 2000–7000 снимков.
Также программа анализирует, что следует изменить, чтобы получить нужный фермеру результат. Например, в зависимости от высаженной культуры система подсказывает, что перед следующей посадкой нужно повысить/уменьшить показатель кислотности почвы.
Применение на практике. N-iX разработала спутниковый мониторинг по заказу крупной аграрной группы, одного из лидеров агрорынков Ирландии, Великобритании, Польши и Румынии. Мобильное приложение и десктопная платформа используются аграриями этого холдинга с 2017 года. «С тех пор мы продолжаем шлифовать функционал и ежедневно обрабатываем поступающие фермерам данные. Они получают доступ к анализу информации, которая позволяет следить за высаженными культурами, выявлять болезни растений и лечить их до того, как будет нанесен серьезный ущерб. Эти и другие решения трансформируют агроотрасль. IТ делает фермерство более устойчивым», – отмечает Delivery менеджер N-iX.
Фотометрия в смартфоне

Проблематика. Украина – на шестом месте в мире по объему производства кукурузы. «Каждому фермеру важно заранее оценить урожайность этой культуры, чтобы иметь возможность спланировать пред- и уборочные операции, транспортировку, хранение. Агрономы выезжают на поле кукурузы, которая находится на стадии молочной или молочно-восковой зрелости, разламывают кочан, считают количество зерен в ряду и количество рядов. Далее умножают на массу семян и получают данные о биологической урожайности, которые уже можно использовать для планирования», – рассказывает Сергей Резниченко, руководитель агрономического отдела Corteva Agriscience (международного производителя семян и средств защиты растений).
Упростить и ускорить этот «процесс» можно при помощи технологий.
Решение. В сентябре 2020 года Corteva вывела на украинский рынок собственную разработку – фотометрию. «У фермеров теперь появилась возможность просто отсканировать початок кукурузы смартфоном, внести прогнозируемую массу 1000 семян и получить результат. А початок останется дозревать на растении. Данные сохраняются в смартфоне. При необходимости можно обозначить поле, на котором была сделана оценка», – поясняет Резниченко.
Опция фотометрии добавлена в бесплатное мобильное приложение «Агро-помощник Pioneer», которое компания DuPont Pioneer (предшественница Corteva) запустила в 2016 году.
По словам Резниченко, создавать технологию начали 6 лет назад ученые и разработчики компании. Сначала фотометрией пользовались только специалисты. Со временем инструмент вызвал интерес у фермеров, и компания решила добавить его в приложение для пользователей.
Результат. Специалист по digital-агрономии Corteva Agriscience Алексей Коваленко рассказывает, что благодаря машинному обучению технология помогает фермерам улучшить скорость и точность определения биологической урожайности в поле.
Фотометрия позволяет:
- прогнозировать урожайность за два месяца до сбора урожая;
- автоматизировать подсчет зерен с помощью алгоритмов компьютерного распознавания.
Новую технологию (как и другие функции приложения) фермеры могут использовать в поле без подключения к интернету. По данным Corteva Agriscience, у приложения «Агро-помощник Pioneer» около 3000 активных пользователей в Украине.
«Наша цель в том, чтобы предложить технологию, обеспечивающую мгновенную и измеряемую ценность. Сейчас Corteva работает над дальнейшим совершенствованием и расширением функций программы с помощью погодных наблюдений и алгоритмов машинного обучения. Благодаря этому в приложение получится добавить больше полезной информации о проблемах, с которыми может столкнуться агропроизводство, и путях их решения», – дополняет Коваленко. По его словам, компания продвигает и другие технологии для фермеров: дроны, агрополигоны и т. п.
Agro management

Проблематика. Многие компании, обслуживающие сельскохозяйственные предприятия (дистрибьюторы химии, удобрений, техники, других товаров), имеют в отделах продаж «некоторые трудности» с реализацией из-за описанного ниже хаоса, в определенной степени влияющего и на выращиваемую продукцию и ее будущий сбыт:
- Неструктурированные данные о хозяйствах/клиентах. Каждый сотрудник работает со своими данными. Вся информация хранится у менеджера в блокноте, excel-файлах. История коммуникации с клиентом отсутствует.
- Неструктурированный процесс продажи. Сотрудники ездят к клиентам хаотично, как правило, к тем заказчикам, с которыми хорошо общаются. А руководство попросту не имеет инструментов для отслеживания эффективности менеджеров.
- Подготовка отчетности занимает дни, а иногда недели.
- Мотивация менеджеров считается месяцами, сотрудники не понимают, как начисляется бонус в течение сезона, а выплаты происходят с большой задержкой из-за длительных и сложных вычислений.
- От момента общения с клиентом до получения им коммерческого предложения иногда проходят недели.
- В подготовке заказа и выставлении счета участвует 3–5 человек в компании.
- Сложности в оперативном планировании, так как в сезон информация по остаткам и планам очень быстро меняется, нет инструмента, который позволяет оперативно этим управлять.
Решение. В середине 2018 года компания Sales Up выпустила на рынок платформу для управления продажами Agro management. IT-решение состоит из пяти блоков.
Портрет клиента 360 view:
- формирование единой базы хозяйств, сельскохозяйственных предприятий, дистрибьюторов;
- учет структуры посевной площади с автоматическим расчетом потенциала;
- ведение истории парка техники;
- категоризация и сегментация контрагентов с помощью скоринговой модели;
- управление жизненным циклом клиентов с автоматическим присвоением статуса.
Управление заказами:
- сквозной процесс обработки заказа от формирования запроса до отгрузки товара;
- подбор продуктов в заказ по аналогам и сопутствующим товарам;
- работа с частично обеспеченными и не обеспеченными заказами;
- согласование и визирование условий заказа;
- управление маржинальностью заказов.
Управление полевыми сотрудниками:
- управление действиями на визите (чек-ин/чек-аут, оформление заказа, приглашение на мероприятия, управление структурой посевных площадей);
- подбор комплектующих и дополнительного оборудования в заказ;
- инструмент управления доступными заменами и аналогами комплектующих;
- создание заказов / коммерческих предложений;
- управление ценообразованием с учетом затрат (например, Freight, PDI, Customs clearance, VAT, Gross Profit).
- отображение текущих показателей выполнения плана (план продаж, фактические продажи, текущий процент начисления согласно матрицы бонусов).
Управление спецтехникой:
- подбор комплектующих и дополнительного оборудования в заказ;
- инструмент управления доступными заменами и аналогами комплектующих;
- управление ценообразованием с учетом расходов (например, Freight, PDI, Customs clearance, VAT, Gross Profit).
Построение плана продаж:
- возможность планирования в двух подходах: сверху-вниз и снизу-вверх;
- управление разными срезами (например, план продаж со структурой: регион, филиал, менеджер, категория клиентов, культура, продукт);
- возможность планирования разных показателей (например, оплаты, отгрузки, штуки, литры, дебиторская задолженность);
- планирование неограниченного количества представлений (например, план продаж, потенциал контрагента, план маржинального дохода заказов, планирование дебиторской задолженности, операционного дохода филиала);
- формирование моделей прогнозирования продаж.
Также разработчики запустили мобильное приложение для менеджеров. Оно позволяет создавать заказы и в поле – без подключения к интернету.
Применение на практике. По данным Sales Up, Agro management используют более 15 компаний: Egritech, «Бизон-Тех», «Агросем», «Август Украина», «Украгроком», «Астра», Agrii и т. д.
Результат. «Сотрудники Egritech в одном из своих выступлений сообщали, что благодаря Agro management у них рост продаж составил около 35%. К тому же, по разным замерам от наших клиентов, решение помогает высвободить время менеджера на 15–25%. А освободившееся время сотрудник может эффективно распределить на привлечение новых клиентов», – поясняет сооснователь и СЕО Sales Up Александр Андроник.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы приглашаем вас стать частью Mind Club. Для этого необходимо оформить подписку за $7 в месяц.
Нам очень важна ваша поддержка!
Почему мы вводим платную подписку?
Настоящая качественная и независимая журналистика требует много времени, усилий и затрат, это действительно не дешево. Но мы верим в перспективы деловой журналистики в Украине, потому что верим в перспективу Украины.
Именно поэтому мы создаем возможность платной ежемесячной подписки – Mind Club.
Если вы читаете нас, если вам нравится и вы цените то, что мы делаем, – предлагаем вам вступить в сообщество Mind.
Мы планируем развивать Mind Club: объем материалов и доступных сервисов и проектов. Уже сегодня, все члены клуба:
- Помогают создавать и развивать качественную независимую деловую журналистику. Мы сможем и в дальнейшем развиваться и повышать качество наших материалов.
- Получают свободный от баннерной рекламы сайт.
- Получают доступ к «закрытым» материалам Mind (к ежемесячному выпуску, в котором мы исследуем и анализируем, как работают целые отрасли, к еженедельным аналитическим итогам).
- Свободный доступ к ивентам Mind для подписчиков и специальные условия на другие события Mind.
- Smart Power. Владельцы бизнеса, которые станут подписчиками Mind, получат доступ к агрегатору системных нарушений от аналитиков Mind и партнеров «Cкажи.uа». Если у вашего бизнеса возникли проблемы с непорядочными чиновниками или конкурентами – мы проанализируем, является ли их поведение системным, и вместе сможем решить эту проблему.
- Мы и в дальнейшем будем развивать Mind и добавлять полезные журналистские рубрики и сервисы для вашего бизнеса.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости. Поддержите нас всего за 196 грн в месяц.
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.
- на основі біомаси, Україні необхідно створювати фонд зеленої відновлюваної енергії https://www.youtube.com/watch?v=L xPgnTjCa5E&t=1s Ваш коментар...