Старт от земли: какие инновации запускают аграрии
Как технологии помогают фермерам повышать урожайность и продажи

«Сельское хозяйство часто рассматривается сторонним обывателем как консервативная и отсталая отрасль во внедрении технологий. Но это довольно далеко от истины. Агропроизводители уже давно применяют инновации и даже были одними из первых пользователей самоходных комбайнов на основе искусственного интеллекта. Благодаря дронам, спутниковому мониторингу, машинному обучению, финансовой аналитике и многому другому это десятилетие станет еще большим прорывом в сельском хозяйстве», – считает специалист по digital-агрономии Corteva Agriscience Алексей Коваленко.
Mind совместно с платформой Reactor.ua продолжает серию публикаций об инновациях. В этой статье рассказываем о трех технологических продуктах для агросектора, которые создали украинские IT-компании и/или используют отечественные сельхозпроизводители.
Ранее издание писало об украинских MedTech-разработках, сервисе, который помогает управлять операциями на складе онлайн, тандеме дронов и вездеходов-амфибий, технологии, превращающей автомобиль в гаджет на колесах, и решениях для e-commerce.
Спутниковый мониторинг

Проблематика. «С ростом населения на планете и многочисленными экологическими вызовами становится все труднее поддерживать устойчивое развитие сельского хозяйства и отвечать на потребность человечества во все большем объеме пищи», – отмечает Delivery менеджер IT-компании N-iX Андрей Палий.
Когда именно лучше высаживать разные культуры? Какие удобрения использовать? Как предусмотреть возможные заболевания растений? Как обеспечить максимально хороший урожай? Эти и другие вопросы становятся все более актуальными для аграриев.
Решение. В 2017 году N-iX разработала мобильное приложение и десктопную платформу для аграриев. Функционал на основе спутникового мониторинга помогает фермерам оперативно получать актуальные данные об урожае и проблемах на полях, предотвращать болезни культур, планировать работу с почвой, прогнозировать и повышать урожайность.
Для начала работы в приложении аграрий вводит в систему следующие данные:
- Географическое расположение участков, где выращиваются культуры.
- Высаженные культуры или деревья. «В программе есть базовый каталог культур, который создали и поддерживают специалисты компании. Например, аграрий выбирает из списка яблони. Далее система спрашивает, какие именно яблони посажены. Такая точность важна, ведь потом программа анализирует данные урожайности и выдает рекомендации», – поясняет Палий.
- Тип почвы. Специалисты N-iX работают с провайдерами в разных странах, которые предоставляют им информацию о грунте. В зависимости от расположения поля система может подсказать аграрию, какой тип почвы именно на его участке. Если же информация о конкретном участке отсутствует – фермер самостоятельно выбирает тип из заданного каталога.
После этого фермер получает доступ к обработанным спутниковым изображениям своих полей и широкому спектру аналитики. К примеру, он может отслеживать рост культур по картинкам со спутника, которые специалисты N-iX присылают раз в неделю.
«Команда N-iX работает с различными провайдерами спутниковых изображений. Спутники летают по своим орбитам и круглосуточно делают гигабайты снимков. Задача IT-специалистов – идентифицировать нужное изображение и взять в работу именно тот участок, который нужен аграрию. Если поле сфотографировано различными спутниками – выбирается изображение с наилучшим качеством», – рассказывает Delivery менеджер N-iX.
После отбора снимков специалисты работают с вегетационным индексом (Normalized Difference Vegetation Index, NDVI). «Проработав каждый пиксель, они выдают новое цветное изображение. Именно по этому изображению аграрий анализирует темп роста своих культур. И ему не нужно выезжать на поле за этими данными», – поясняет Палий. Ежедневно только от одного из спутниковых провайдеров команда N-iX обрабатывает 2000–7000 снимков.
Также программа анализирует, что следует изменить, чтобы получить нужный фермеру результат. Например, в зависимости от высаженной культуры система подсказывает, что перед следующей посадкой нужно повысить/уменьшить показатель кислотности почвы.
Применение на практике. N-iX разработала спутниковый мониторинг по заказу крупной аграрной группы, одного из лидеров агрорынков Ирландии, Великобритании, Польши и Румынии. Мобильное приложение и десктопная платформа используются аграриями этого холдинга с 2017 года. «С тех пор мы продолжаем шлифовать функционал и ежедневно обрабатываем поступающие фермерам данные. Они получают доступ к анализу информации, которая позволяет следить за высаженными культурами, выявлять болезни растений и лечить их до того, как будет нанесен серьезный ущерб. Эти и другие решения трансформируют агроотрасль. IТ делает фермерство более устойчивым», – отмечает Delivery менеджер N-iX.
Фотометрия в смартфоне

Проблематика. Украина – на шестом месте в мире по объему производства кукурузы. «Каждому фермеру важно заранее оценить урожайность этой культуры, чтобы иметь возможность спланировать пред- и уборочные операции, транспортировку, хранение. Агрономы выезжают на поле кукурузы, которая находится на стадии молочной или молочно-восковой зрелости, разламывают кочан, считают количество зерен в ряду и количество рядов. Далее умножают на массу семян и получают данные о биологической урожайности, которые уже можно использовать для планирования», – рассказывает Сергей Резниченко, руководитель агрономического отдела Corteva Agriscience (международного производителя семян и средств защиты растений).
Упростить и ускорить этот «процесс» можно при помощи технологий.
Решение. В сентябре 2020 года Corteva вывела на украинский рынок собственную разработку – фотометрию. «У фермеров теперь появилась возможность просто отсканировать початок кукурузы смартфоном, внести прогнозируемую массу 1000 семян и получить результат. А початок останется дозревать на растении. Данные сохраняются в смартфоне. При необходимости можно обозначить поле, на котором была сделана оценка», – поясняет Резниченко.
Опция фотометрии добавлена в бесплатное мобильное приложение «Агро-помощник Pioneer», которое компания DuPont Pioneer (предшественница Corteva) запустила в 2016 году.
По словам Резниченко, создавать технологию начали 6 лет назад ученые и разработчики компании. Сначала фотометрией пользовались только специалисты. Со временем инструмент вызвал интерес у фермеров, и компания решила добавить его в приложение для пользователей.
Результат. Специалист по digital-агрономии Corteva Agriscience Алексей Коваленко рассказывает, что благодаря машинному обучению технология помогает фермерам улучшить скорость и точность определения биологической урожайности в поле.
Фотометрия позволяет:
- прогнозировать урожайность за два месяца до сбора урожая;
- автоматизировать подсчет зерен с помощью алгоритмов компьютерного распознавания.
Новую технологию (как и другие функции приложения) фермеры могут использовать в поле без подключения к интернету. По данным Corteva Agriscience, у приложения «Агро-помощник Pioneer» около 3000 активных пользователей в Украине.
«Наша цель в том, чтобы предложить технологию, обеспечивающую мгновенную и измеряемую ценность. Сейчас Corteva работает над дальнейшим совершенствованием и расширением функций программы с помощью погодных наблюдений и алгоритмов машинного обучения. Благодаря этому в приложение получится добавить больше полезной информации о проблемах, с которыми может столкнуться агропроизводство, и путях их решения», – дополняет Коваленко. По его словам, компания продвигает и другие технологии для фермеров: дроны, агрополигоны и т. п.
Agro management

Проблематика. Многие компании, обслуживающие сельскохозяйственные предприятия (дистрибьюторы химии, удобрений, техники, других товаров), имеют в отделах продаж «некоторые трудности» с реализацией из-за описанного ниже хаоса, в определенной степени влияющего и на выращиваемую продукцию и ее будущий сбыт:
- Неструктурированные данные о хозяйствах/клиентах. Каждый сотрудник работает со своими данными. Вся информация хранится у менеджера в блокноте, excel-файлах. История коммуникации с клиентом отсутствует.
- Неструктурированный процесс продажи. Сотрудники ездят к клиентам хаотично, как правило, к тем заказчикам, с которыми хорошо общаются. А руководство попросту не имеет инструментов для отслеживания эффективности менеджеров.
- Подготовка отчетности занимает дни, а иногда недели.
- Мотивация менеджеров считается месяцами, сотрудники не понимают, как начисляется бонус в течение сезона, а выплаты происходят с большой задержкой из-за длительных и сложных вычислений.
- От момента общения с клиентом до получения им коммерческого предложения иногда проходят недели.
- В подготовке заказа и выставлении счета участвует 3–5 человек в компании.
- Сложности в оперативном планировании, так как в сезон информация по остаткам и планам очень быстро меняется, нет инструмента, который позволяет оперативно этим управлять.
Решение. В середине 2018 года компания Sales Up выпустила на рынок платформу для управления продажами Agro management. IT-решение состоит из пяти блоков.
Портрет клиента 360 view:
- формирование единой базы хозяйств, сельскохозяйственных предприятий, дистрибьюторов;
- учет структуры посевной площади с автоматическим расчетом потенциала;
- ведение истории парка техники;
- категоризация и сегментация контрагентов с помощью скоринговой модели;
- управление жизненным циклом клиентов с автоматическим присвоением статуса.
Управление заказами:
- сквозной процесс обработки заказа от формирования запроса до отгрузки товара;
- подбор продуктов в заказ по аналогам и сопутствующим товарам;
- работа с частично обеспеченными и не обеспеченными заказами;
- согласование и визирование условий заказа;
- управление маржинальностью заказов.
Управление полевыми сотрудниками:
- управление действиями на визите (чек-ин/чек-аут, оформление заказа, приглашение на мероприятия, управление структурой посевных площадей);
- подбор комплектующих и дополнительного оборудования в заказ;
- инструмент управления доступными заменами и аналогами комплектующих;
- создание заказов / коммерческих предложений;
- управление ценообразованием с учетом затрат (например, Freight, PDI, Customs clearance, VAT, Gross Profit).
- отображение текущих показателей выполнения плана (план продаж, фактические продажи, текущий процент начисления согласно матрицы бонусов).
Управление спецтехникой:
- подбор комплектующих и дополнительного оборудования в заказ;
- инструмент управления доступными заменами и аналогами комплектующих;
- управление ценообразованием с учетом расходов (например, Freight, PDI, Customs clearance, VAT, Gross Profit).
Построение плана продаж:
- возможность планирования в двух подходах: сверху-вниз и снизу-вверх;
- управление разными срезами (например, план продаж со структурой: регион, филиал, менеджер, категория клиентов, культура, продукт);
- возможность планирования разных показателей (например, оплаты, отгрузки, штуки, литры, дебиторская задолженность);
- планирование неограниченного количества представлений (например, план продаж, потенциал контрагента, план маржинального дохода заказов, планирование дебиторской задолженности, операционного дохода филиала);
- формирование моделей прогнозирования продаж.
Также разработчики запустили мобильное приложение для менеджеров. Оно позволяет создавать заказы и в поле – без подключения к интернету.
Применение на практике. По данным Sales Up, Agro management используют более 15 компаний: Egritech, «Бизон-Тех», «Агросем», «Август Украина», «Украгроком», «Астра», Agrii и т. д.
Результат. «Сотрудники Egritech в одном из своих выступлений сообщали, что благодаря Agro management у них рост продаж составил около 35%. К тому же, по разным замерам от наших клиентов, решение помогает высвободить время менеджера на 15–25%. А освободившееся время сотрудник может эффективно распределить на привлечение новых клиентов», – поясняет сооснователь и СЕО Sales Up Александр Андроник.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].