Владимир Зубик: «Большинство активистов, выступающих против строек, – гопники и шантажисты»

Собственник стройкомпании «Интергал-Буд» – о давлении на бизнес, господдержке, финансовой «подушке безопасности» и Вадиме Столаре

Владелец одной из крупнейших строительных компаний «Интергал-Буд» Владимир Зубик не любит интервью. Чаще всего он общается со СМИ письменно, присылая ответы на вопросы через пресс-службы. Mind настоял на личном общении.

За три часа, которые длилась беседа, застройщик рассказал многое. Основные вопросы сводились к тому, почему «Интергал-Буд» стал антигероем среди строительных активистов. По словам Владимира Зубика, это последствия его нежелания отдать долю в компании. Он утверждает, что митинги на стройплощадках, под отделами продаж и стенами КГГА носят заказной характер. Как и расследования специализированной комиссии, созданной в Верховной Раде.

При этом «Интергал-Буд» не является каким-то исключением, утверждает ее собственник. С подобным так или иначе столкнулись все крупнейшие игроки рынка недвижимости. «Каждый решал свои проблемы самостоятельно. Я считаю, что потакать шантажистам – это значит навсегда попасть в рабство. И это не мой путь», – подчеркнул он.

Мы расспросили Владимира Зубика и о том, считает ли он свою компанию надежной, как формируются финрезервы, и поддерживает ли государство – в нынешнем его виде – крупных девелоперов.

О претензиях «строительных активистов»

– В прошлом году «Интергал-Буд» часто попадал в новости из-за скандалов со стройактивистами.  Компания даже написала открытое письмо президенту, в СБУ, МВД, где обвинила различные общественные организации, которые проводили митинги, в пособничестве рейдерству.  

– Мы обращались к руководству страны в связи с деятельностью псевдоактивистов, мы пытались сплотить строительное сообщество. Потому что те проблемы, которые возникли, были не только у нас, но и у других застройщиков.

Владимир Зубик: «Большинство активистов, выступающих против строек, – гопники и шантажисты»

Что происходило? В марте-апреле многие компании пережили «ретро» 1990-х годов, когда бандформирования, которые называли себя активистами, вламывались на площадки, били рабочих, технику, ломали заборы и везде было вымогательство денег.

– И сколько просили?

– Разные суммы. И $300 000, и $700 000. И это происходило не только на наших площадках, но и на площадках других застройщиков. Каждый решал свои проблемы самостоятельно. Не знаю, как у кого получалось, – откупались или нет. Я считаю, что потакать шантажистам – это значит навсегда попасть в рабство. И это не мой путь.

– В офисе президента как-то отреагировали?

– Каких-то реальных шагов мы не ощутили.

– А вы что-то предлагали?

– Мы предлагали навести порядок, чтобы начал работать закон. Чтобы началась реакция правоохранителей на откровенно бандитские действия. Кроме силовых приемов, о которых я уже рассказывал, началась еще и  масштабная информационная атака против нас в социальных сетях, СМИ и т. д. Часто для этого использовали фейковые общественные организации, которые как под копирку писали заявления в правоохранительные органы, посты в соцсетях, митинговали под КГГА.

Один из представителей псевдоактивистов заявил, что они силовыми методами ограничиваться не будут, а привлекут и депутатский корпус. Я тогда не поверил, но через месяц при Верховной Раде была сформирована временная следственная комиссия по борьбе с коррупцией в ГАСИ (Временная следственная комиссия Верховной Рады по вопросам расследования фактов коррупции в органах государственного архитектурно-строительного контроля и надзора. – Mind). И свою деятельность они почему-то начали с рассмотрения работы «Интергал-Буда». Хотя наша компания на сегодня, наверное, самая стабильная и надежная на рынке!

Читайте также: Рейтинг надежности застройщиков – 2021: у кого покупать квартиру

– То есть вы связываете митинги стройактивистов, нападения на стройплощадки, публикации в соцсетях и в СМИ с расследованием спецкомиссии в ВР?

– Если мне в лицо этот человек сказал, что они начнут нас «кошмарить» через своих депутатов, а через месяц формируется комиссия, то как бы все очевидно.

– А какие вопросы рассматривались на этой комиссии?

– Комиссия имеет абсолютно правильные цели: разобраться с коррупцией в разрешительной сфере, реформировать ГАСИ, защитить бизнес. Но почему-то определенная группа депутатов начала через комиссию обращаться в Генпрокуратуру, ГБР, КГГА с другими целями.

– С какими?

– Создать силовое давление на определенных участников рынка. То есть все поставлено с ног на голову. Не защищает бизнес от чиновников-коррупционеров, а пытается затравить компании, которые успешно работают.  Вместо того чтобы спросить у ГАСИ, почему одни застройщики получают разрешения, а другие – лишь абсурдные отписки, несмотря на выполнения всех требований законодательства.

Некоторые СМИ пишут, что инициирует «процесс» по нашей компании близкий к Вадиму Столару депутат Наталья Приходько... Я не буду этого отрицать. Для этого нужно просто посмотреть записи заседаний ТСК – и будет видно, что именно по нашим вопросам она проявляет активность.

Владимир Зубик: «Большинство активистов, выступающих против строек, – гопники и шантажисты»
Фото: Тетяна Довгань/Mind.UA

Есть несколько людей в комиссии, которые, на мой взгляд, выполняют заказ. Фактически парламентскую площадку вместо дискуссии о реформах и диалога с участниками рынка пытаются использовать для сведения счетов. Это совершенно неправильно.

О реформе ГАСИ

– Вы предлагаете ликвидировать ГАСИ?

– Нужно реформировать саму систему. Здесь на поверхности очень простой ответ: нужно убрать все ненужные звенья в этой цепи. Существуют строительные госнормы, и они четко ограничивают и указывают правила застройки территории, наличие социальной инфраструктуры, этажность и т. д. Максимум, что после этого нужно – администрация главного архитектора, которая состыкует желание застройщика с теми правилами, которые прописаны в стройнормах.

Но несмотря на это, мы проходим еще один контрольный барьер – экспертизу. Но даже после этого у нас еще один орган – ГАСИ, которая, по сути, «обилечивает» застройщиков, выдавая разрешения на входе и на выходе.

Я выступаю за то, чтобы ГАСИ не было. По большому счету, и экспертиза не нужна. Если мы говорим, что обеими руками за Европу, так давайте следовать этому правилу и делать, а не только говорить.

В Европе есть Офис главного архитектора, куда подаются все застройщики в лице архитектора. И он подает документы на застройку и забирает их. И все. Тот же Офис главного архитектора приходит и смотрит: соответствует ли объект первоначально утвержденному проекту. Просто возьмите опыт любой европейской страны, где действуют унифицированные правила оформления разрешительных документов для застройщика.

– Сейчас предлагают передать функции инспекторов частным лицам.

– Мне нравится эта инициатива. Экспертизу сейчас делают частные компании, нет монополии. Это значительно лучше, чем сделать три госоргана вместо одного – ГАСИ.

Складывается определенный парадокс. Чиновники всех уровней озабочены отсутствием инвестиций. Так давайте уберем эти барьеры и откроем ворота частным предпринимателям, частной инициативе и будем двигать экономику.

Но все структуры, подобные ГАСИ, являются коррупционными и мешают развитию. У нас и без них проблем хватает: война на востоке, несовершенная работа судебной и правоохранительных систем. Из-за этого наша страна не может быть гаванью для инвесторов. 

Владимир Зубик: «Большинство активистов, выступающих против строек, – гопники и шантажисты»

Например, при прежней власти ГАСИ для многих застройщиков рынок был закрытым. Мы получили разрешительные документы только на один-два проекта, а могли бы реализовать за это время 20–30 проектов. И мы же не единственные! Теперь вы представляете масштабы вреда ГАСИ в том виде, в котором она существовала?

О «помощи» силовиков

– Возвращаясь к теме псевдоактивистов. Ваше обращение в правоохранительные органы что-то дало?

– Мы обращались в МВД по поводу конкретного объекта, расположенного на ул. Кудряшова, который был атакован рэкетирами. Туда приезжали авто полиции, задержали этих титушек, которые попали на стройплощадку и избили строителей, нанесли материальный ущерб. Но на следующий день эти парни организованно возвращались обратно. Полиция чисто формально включалась в процесс, но ничего не произошло. Это не общественная организация, а обычные вымогатели под видом общественной организации.

– И чем закончилось ваше противостояние?

– Попытки троллить проект информационно и административно иногда происходят. Но проект мы отстояли, он успешно реализуется. 

– Прошлый год был тоже непростым для застройщиков. Обыски, внезапные суды, расследования коснулись почти всех крупнейших застройщиков. Если не ошибаюсь, то только «Киевгорстрой» не пострадал.

– «Киевгорстрой» в одно время очень серьезно был атакован...

– Вы говорите о «молодой команде» Черновецкого, когда компанию пытались передать в частные руки?

– Нет, позже. Когда из гранатомета стреляли по отделу продаж. Я точно не знаю, но злые языки утверждают, что контроль над компанией пытался установить один хорошо всем известный народный депутат, которого СМИ раньше часто называли «смотрящим» за Киевом. 

– Вы говорите о Вадиме Столаре?

– Я не буду называть конкретные фамилии. Но мы все понимаем, о ком речь.

– Если все сводить к этому, то непонятно, почему у BUDevelopment СБУ проводила обыски. Этой компании тоже приписывают участие Вадима Столара.

– А причем тут СБУ? Я не слышал о том, что у офисов продаж упомянутой вами компании стояли палатки псевдоактивистов и нанятые титушки хватали за руки потенциальных покупателей. Потому что все эти бабушки и псевдоактивисты с битами на площадках – это как раз привет от бывшего «смотрящего» и его партнеров.

Владимир Зубик: «Большинство активистов, выступающих против строек, – гопники и шантажисты»

Вы думаете они не предлагали нам отдать долю в компании в обмен на беспроблемное получение разрешений? Мы отказались и имеем то, что имеем: проплаченные митинги, псевдоактивистов, бездеятельность правоохранительных органов, комиссии в ВР и т. д.

О разделе рынка

–  Прошлый год у меня оставил внутреннее ощущение передела рынка. Но не спланированного, а хаотичного.

– Происходят естественные процессы. Как только порядка становится меньше, активируется криминалитет. И вы правы насчет прошлого года… За 17 лет в бизнесе я не помню, когда мы в строительстве испытывали такие трудности и сталкивались с пренебрежением власти к нашим проблемам. Подобное было в начале 90-х, когда правоохранительные органы сотрудничали с криминалом и вообще не реагировали на запросы предпринимателей. Такой был период в истории Украины, но это было давно и все об этом забыли. А сейчас складывается такое ощущение, что все возвращается. То, что происходило последние пять-шесть лет – это остановка бизнеса, когда кучка людей пытаются монополизировать рынок. Да еще и поборы выросли.

– Отчего же? Еще были нулевые, расцвет рейдерства.

– Наверное, в нулевые я работал в неинтересной для рейдеров отрасли. Да, как я говорил, коррупция была, есть и будет, но она была конструктивной.

  – Скажите, пожалуйста, как вы дальше планируете отстаивать компанию?

– Так же, как это мы делали все это время: предавая публичности действия рейдеров и коррупционеров.

– В вашем голосе не чувствуется ностальгия по 90-м...

– На вызовы нужно смотреть по-философски. По большому счету все эти трудности нас закаляют, воспитывают и мотивируют.

Владимир Зубик: «Большинство активистов, выступающих против строек, – гопники и шантажисты»

У меня есть партнеры в бизнесе, и они решительно настроены. В отличии от других компаний, которые отступили, мы как никто другой, тратим немалые усилия, чтоб показать проблему всему обществу. Мы с ней боремся, мы рассказываем. Может, поэтому и создается впечатление, что нас больше всех обижают. Но это не так.

О финансовой устойчивости

– Информационные атаки, наверняка, снижают продажи. За что вы будете строить?

– У нас хорошие продажи. У компании есть деньги, чтобы завершить все принятые на себя обязательства. Мы никогда не начинаем строить, не имея всех необходимых средств для этого. Вспомните 2008 год. Кризис, продажи у всех остановились. Стояло большинство стройплощадок. И единственная компания, которая продолжила выполнять свои обязательства и строить, – это «Интергал-Буд». Мы тогда не присутствовали в Киеве, а работали на рынках Мукачева, Ровно, Львова, Черновцов. Все дома построены, причем – качественно.

– У вас есть финансовые резервы под каждый проект?

– Конечно!

– А на какой период они запланированы?

– Так, чтобы закончить объект до ввода в эксплуатацию.

– То есть с нуля и до конца?

–   Именно. Подобная практика, как я читал, есть у Никонова (Игорь Никонов, основатель KAN Development – Mind).

–   Да, это было наше с ним интервью.

– Это единственная возможность гарантировать покупателям, что они получат квартиру, за которую уплатили деньги. Смотрите, у нас масштабные проекты, которые позволяют возводить сразу несколько домов одновременно: от пяти и больше. Однако мы соблюдаем очередность и строим ровно столько, на сколько хватает средств. И не учитываем в расчетах деньги, которые могут прийти от продажи квартир.

Владимир Зубик: «Большинство активистов, выступающих против строек, – гопники и шантажисты»

Мы пережили кризис 2008 года, пережили 2014-й, когда в офисы врывались гопники с оружием и требованием денег. Поэтому текущая ситуация неприятная, но мы знаем, как с ней бороться. У нас сформировалась большая аудитория лояльных клиентов. Все хорошо. Вопрос только в том, что мы можем строить намного больше. Мы можем активнее развиваться. А для этого нужен нормальный инвестиционный климат, законодательная база и прозрачные правила игры на рынке.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS