Заболело в мире
12,521,347
Умерло в мире
560,834
Вылечилось в мире
6,901,607
Заболело в Украине
52,843
Умерло в Украине
1,372
Вылечилось в Украине
25,661
Бег по крыше: как реформа строительного рынка загнала его в коллапс

Бег по крыше: как реформа строительного рынка загнала его в коллапс

Переформатирование главного контролирующего органа – ГАСИ – могут поручить Михеилу Саакашвили

Этот материал также доступен на украинском
Бег по крыше: как реформа строительного рынка загнала его в коллапс
Михеил Саакашвили во время встречи со своими сторонниками в Одессе
Фото: УНИАН

Реформу Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ) может возглавить Михеил Саакашвили, глава исполнительного комитета Национального совета реформ. Об этом Mind сообщили три независимых источника.

ГАСИ называют самым коррупционным ведомством на стройрынке. По словам бывшего премьера Алексея Гончарука, за каждый квадратный метр нового объекта застройщики платили в ГАСИ $5 «на входе», то есть за получение разрешения на строительство, и $5 за квадрат «на выходе» – за ввод в эксплуатацию. «Все по пять» – так среди игроков рынка называлась данная коррупционная схема.

Именно ликвидацию этого ведомства президент Украины Владимир Зеленский проанонсировал в марте во время презентации поэтапной реформы. Спустя три месяца чиновники начали озвучивать новые предложения о функциях ГАСИ.

Пока идет переходной этап, работа строительного рынка практически заморожена: выдача разрешительной документации упала в несколько раз.

Mind разбирался, как проходит реформа ГАСИ, что предлагают чиновники, и как это может отразиться на судьбе всех игроков.

Почему Е-кабинет не взлетел?

В декабре власти запустили электронный кабинет застройщика в тестовом режиме. Для теста системы выбрали здания самой простой категории СС1 (небольшой дом, гараж, теплица и т. п. – Mind). Отзывы пользователей были положительными. Основные плюсы – внятный функционал и отсутствие человеческого фактора. При полном пакете разрешительных документов декларации на начало строительных работ и ввод в эксплуатацию подавались без проблем.

Строители крупных проектов работали же в старом режиме по схеме «все по пять». Особенно на это жаловались в регионах. Усугубляла ситуацию и постоянная смена руководства ГАСИ под девизом борьбы с коррупцией.

В прошлом году в Украине сдали в эксплуатацию 11 млн кв. м жилья и около 4 млн кв. м нежилых помещений. Таким образом, по схеме «все по пять» чиновники ГАСИ заработали $150 млн только на зданиях, сданных в 2019 году. И это не считая инфраструктурных проектов, объектов альтернативной энергетики, промышленных зданий, агросооружений и т. п.

Е-кабинет перестал функционировать в марте, после начала реформы ГАСИ, инициированной премьер-министром Денисом Шмигалем. Однако от идеи Е-кабинета власти не отказались. И 20 мая на заседании Кабмина утвердили план по созданию и внедрению Единой государственной электронной системы в сфере строительства. Нормативно-правовые акты должны вынести на рассмотрение Кабмина до 31 июля.

На какой стадии реформа ГАСИ сейчас?

Напомним, реформа «от Шмыгаля» предполагала ликвидацию ГАСИ и создание вместо нее трех новых структур:

  1. Государственной инспекции градостроения Украины (Державна інспекція містобудування України, ДІМУ);
  2. Государственной сервисной службы градостроения Украины (ДССМУ),
  3. Государственного агентства по вопросам технического регулирования градостроении Украины (ранее эти функции выполнял один из департаментов Минрегиона).

Если коротко обрисовать ситуацию, то сейчас архстройконтроля уже нет, разрешительную функцию со скрипом по-прежнему выполняет ГАСИ. Вопрос с правопреемником ведомства открыт.

Пожар, случившийся в начале апреля на одном из этажей здания, в котором располагается ГАСИ, и уничтоживший часть архивов, по словам одного из участников рынка, «был знаком, что реформу не остановить».

Первые маленькие шажки сделаны спустя два месяца старта реформы, в начале мая. Новосозданное ГИГУ (ДІМУ) получило главу Юрия Васильченко, возглавлявшего ранее ГАСИ. А сама ГАСИ – временного руководителя Богдана Федоренко.

Две остальные структуры пока имеют лишь названия. Еще не разработаны положения, прописывающие их функционал, не назначены и руководители.

На тематическом совещании с игроками рынка, проходившем в Кабмине на минувшей неделе, был и Михеил Саакашвили. На момент выхода этого материала он не ответил на запрос Mind о том, в каком формате видит свое участие в реформировании ГАСИ. Но его присутствие на правительственной встрече можно считать косвенным подтверждением «причастности».

На том же мероприятии премьер Денис Шмыгаль предложил подкорректировать функционал ГАСИ.  «Нигде в Европе нет контроля строительства на входе, есть градостроительные условия и ограничения, за которые кто-то несет персональную ответственность. Необходимо отделить контрольную функцию, убрать лицензирование как ненужное, забрать контроль на «входе» и поставить контроль лишь на этапе ввода в эксплуатацию», – сказал премьер.

Как реформа отражается на рынке?

В этом году количество разрешительных документов, выданных ГАСИ, упало в разы. Это хорошо видно на инфографике, подготовленной компанией URBANDATA.

Количество разрешений на старт строительных работ

Например, по словам президента Игоря Кушнира, ХК «Киевгорстрой» никак не может сдать в эксплуатацию несколько готовых жилых домов, которые возводил «Укрбуд».  

Количество разрешений на ввод в эксплуатацию

«Новое предложение премьера меня пугает. А нынешний хаос уже разогнал с рынка всех иностранцев. Если отменить контроль на «входе», то количество «схем» резко вырастет, а качество объектов снизится. То, что происходит сейчас, – нам покажется цветочками» – так прокомментировал Mind предлагаемые новшества владелец одной из крупных столичных девелоперских компаний, пожелавший сохранить анонимность.

При этом в стране растет количество незаконного строительства и строительства со значительными нарушениями действующего законодательства. Об этом сказано в письме Александра Слободяна, исполнительного директора Ассоциации городов, которое он направил премьеру и профильному министру. «Ситуация является недопустимой, поскольку создаст ряд негативных последствий в сфере градостроения: возникновение аварийных ситуаций, нарушение нормального функционирования линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, объектов коммуникаций, связи, энергетики», – сказано в письме.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате