План действий BEPS 2.0: что предполагает дальнейшая реформа международного налогообложения

План действий BEPS 2.0: что предполагает дальнейшая реформа международного налогообложения

Какие компоненты включает план и когда ожидать изменений

Цей текст також доступний українською
План действий BEPS 2.0: что предполагает дальнейшая реформа международного налогообложения

Верховная Рада 16 января приняла во втором чтении и в целом проекты законов №1209-1 и №1210 о совершенствовании администрирования налогов и устранении технических и логических неувязок в налоговом законодательстве.

За что именно проголосовали народные избранники, Mind писал в материале «Все серьезно: как депутаты перекраивают налоговое законодательство».

Главная идея законопроектов – борьба с офшорами и оттоком капитала в низконалоговые юрисдикции. С этой целью в Украине вводятся правила налогообложения контролируемых иностранных компаний, новая отчетность по трансфертному ценообразованию, вводится взаимосогласительная процедура, ужесточаются требования к постоянным представительствам и т. д. (меры, предусмотренные Планом действий BEPS).

В прошлом году международное сообщество начало активно обсуждать воплощение нового этапа всемирной налоговой реформы – Плана действий BEPS 2.0.

Некоторые специалисты отождествляют эту реформу с революцией в международном налогообложении, ведь она предполагает существенное изменение в налогообложении не только цифровых гигантов (вроде Google, Facebook и Amazon), но и других «нецифровых» транснациональных компаний. Ожидается, что некоторые результаты работы в этой сфере будут озвучены на следующей встрече министров финансов и глав центральных банков G20 в феврале 2020 года.

Как BEPS 2.0 может положить конец налоговым гаваням и нездоровой конкуренции стран в предоставлении налоговых стимулов международным группам компаний, рассказали Mind руководитель группы ТЦО KPMG в Украине Николай Мишин и консультант группы Анна Шолохова.

Экономика XXI века характеризуется тем, что фирмы могут быть активно вовлечены в экономическую жизнь большого количества юрисдикций без значительного физического присутствия, а новые нематериальные факторы стоимости продукции или услуг становятся все более и более весомыми.

Как отмечается в докладе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), цифровая революция меняет нашу жизнь и общество с беспрецедентной скоростью и небывалым размахом, создавая при этом как огромные возможности, так и колоссальные проблемы.

Эксперты отмечают, что диджитализация, штучний̆ интеллект и роботизация станут главными драйверами роста мировой экономики до 2030 года. Кроме того, они прогнозируют, что уже в 2025 году почти четверть мирового ВВП будет приходиться на цифровую экономику благодаря диджитализации промышленности (сейчас, по разным оценкам, такая доля составляет от 4,5 до 15,5%). Поэтому неудивительно, что с 2015 года на повестке дня ежегодных саммитов G20 обязательно есть вопрос цифровой экономики.

Так, ОЭСР рассматривала этот проблемный вопрос в действии №1 Плана действий BEPS. Однако в отличие от успехов в реализации других мер противодействия BEPS, эксперты ОЭСР не нашли четких и согласованных решений по комплексному решению вызовов диджитализации. Так произошло, в частности, из-за конкурентных позиций многих государств по поводу долей «цифрового налога», которые должны быть распределены между различными странами.

Прогресс в решении спорных вопросов произошел только в июне 2019 года. Тогда предложения ОЭСР по поводу консенсуса в сфере налогообложения цифровой экономики поддержали министры финансов G20. Уже осенью 2019 года ОЭСР презентовала мировому сообществу максимально согласованные предложения по дальнейшей реформе международного налогообложения, за которой уже закрепилось название «План действий BEPS 2.0».

Что предусматривает План действий BEPS 2.0?

План действий BEPS 2.0 является реализацией Программы работы по решению налоговых вызовов, связанных с цифровой экономикой, принятой Inclusive Framework (группа из 135 стран, включая Украину, которые сотрудничают в рамках Программы расширенного сотрудничества Плана действий BEPS ОЭСР/G20) в мае 2019 года и состоящей из двух компонентов.

Компонент 1 (Pillar One) сосредоточен на решении вопроса, как имеющиеся правила международного налогообложения (в том числе традиционные правила трансфертного ценообразования (ТЦ) и применения принципа «вытянутой руки») могут быть модифицированы с учетом изменений, связанных с диджитализацией мировой экономики. Он касается правил распределения налоговых прав между юрисдикциями, а также нового порядка распределения прибыли.

Как отмечает ОЭСР, «в эпоху цифровых технологий распределение прав по налогообложению больше не может быть ограничено исключительно путем учета физического присутствия. Сегодняшние правила, которые существуют с 1920-х годов, больше не являются достаточными для обеспечения справедливого распределения прав по налогообложению в глобализированном мире».

Предложенный ОЭСР «унифицированный подход» (unified approach to Pillar One) предусматривает новые правила экономического присутствия ( nexus rules). Также предусмотрен и новый механизм распределения полученной прибыли.

Экономическое присутствие не ограничивается только физическим присутствием продавца в юрисдикции, в которой проживают потребители его товаров или услуг, а в значительной степени будет основываться на доходах, которые продавец получает от продаж в этой стране.

Если рыночная страна (то есть страна, где проживают потребители товаров или услуг) в соответствии с правилом экономического присутствия имеет право на долю дохода от реализации товаров (услуг), то применяется трехуровневый механизм распределения налогооблагаемой прибыли.

Он заключается в расчете:

  • суммы А (модифицированный метод распределения остаточной прибыли);
  • суммы В (метод частичного распределения);
  • суммы C (метод распределения прибыли по видам деятельности).

Такой механизм предполагает сохранение имеющихся правил ТЦ, но предусматривает дополнить их формульными расчетам (основанными прежде всего на объемах продаж) в более сложных сценариях торговых операций. В то же время применение «унифицированного подхода» предусматривает функционирование надежных механизмов предотвращения и разрешения споров между налогоплательщиком и рыночными странами.

Основной принцип Pillar One – компании должны платить налоги в странах, где получают прибыль, а не только по месту их юридической регистрации.

Pillar One касается прежде всего цифрового бизнеса и интернет-торговли, хотя и не ограничивается ими. Планируется, что действие Компонента 1 будет касаться крупных транснациональных компаний (ТНК) с объемом консолидированного дохода всех структур группы более 750 млн евро.

Компонент 2 (Pillar Two) сосредоточен на других проблемах, которые остались нерешенными в Плане действий BEPS, прежде всего по предотвращению возможности ТНК выводить прибыли в юрисдикции, где они вообще не подлежат налогообложению или облагаются по низкой ставке. В рамках этого компонента ОЭСР разработано Глобальное предложение о противодействии размыванию налоговой базы (Global Anti-Base Erosion, далее – GloBE).

Предложение GloBE предусматривает применение минимальной эффективной ставки налога для налогообложения прибыли ТНК и содержит четыре правила:

  1. «Правило включения дохода» (an income inclusion rule), согласно которому будет происходить налогообложение прибыли дочерних компаний (представительств, контролируемых компаний), если их прибыль облагается налогом по эффективной ставке, которая ниже согласованной минимальной ставки налогообложения.
  2. «Правило обязательных платежей» (an undertaxed payments rule), которое будет действовать путем отказа в признании налоговых расходов налогоплательщика или дополнительного налогообложения «источники» выплаты («налог на репатриацию») при осуществлении платежа в пользу связанной стороны, если этот платеж облагается в стране получателя налогом ниже минимальной ставки.
  3. «Правило перехода» (a switch-over rule), которое будет введено в договоры об избежании двойного налогообложения и позволит юрисдикции, с которой выплачивается доход (не облагается и/или облагается по низкой ставке), перейти от освобождения от налогов к налогообложению такого дохода по минимальной ставке.
  4. «Налоговое правило, которое дополнит правило обязательных платежей» (a subject to tax rule that would complement the undertaxed payment rule) предусматривает ограничение предоставления налоговых преимуществ по договорам об избежании двойного налогообложения при осуществлении платежей в пользу нерезидентов по отдельным видам дохода, если такие выплаты облагаются в стране получателя по ставке, которая ниже, чем минимальная ставка налогообложения.
Размер минимальной ставки налогообложения еще не определен и не обсуждается, в то же время в консультационном документе в нескольких примерах используется ставка 15%. Хотя в документе четко указано, что эта ставка была выбрана только для иллюстративных целей, однако она дает некоторое представление о том, какой размер специалисты ОЭСР считают разумным.
Целью GloBE является координация налоговой политики на глобальном уровне путем введения минимальной ставки налогообложения прибыли ТНК. Это позволит нивелировать целесообразность переноса компаниями доходов в юрисдикции с низкими или нулевыми налогами и прекратит нездоровую налоговую конкуренцию между государствами.

Pillar Two касается не только цифрового (высокотехнологичного) бизнеса, но и любой бизнес-модели.

Когда ожидать изменений?

В конце 2019 года Секретариат ОЭСР провел публичные обсуждения предложений по каждому из компонентов Программы работы по решению налоговых вызовов, связанных с цифровой экономикой. Сейчас среди стран – участников Inclusive Framework идут активные обсуждения полученных замечаний и предложений.

Ожидается, что результаты проведенной на этом этапе работы будут рассмотрены и одобрены Inclusive Framework в конце января и озвучены на следующей встрече министров финансов и глав центральных банков G20 в феврале 2020 года.

Заручившись политической поддержкой G20, ОЭСР планирует достичь глобального консенсусного решения по обоим направлениям BEPS 2.0 не позднее, чем в июле 2020 года.

Быстро двигаться к принятию согласованной позиции ОЭСР и Inclusive Framework заставляет тенденция к все более частому принятию государствами национальных правил налогообложения высокотехнологичных компаний (пример подала Франция, а за ней Италия, Чехия, Турция, Малайзия и т. д.).

Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа отметил, что «невозможность достичь соглашения до конца 2020 года значительно повысит риск того, что страны будут действовать в одностороннем порядке, что будет иметь негативные последствия для и без того хрупкой мировой экономики. Мы не должны допустить этого».

А значит, с большой вероятностью в течение следующих двух лет в международной налоговой архитектуре можно ожидать революционных изменений, которые будут иметь существенное влияние на всех участников мировой торговли.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно