Заболело в мире
33,978,492
Умерло в мире
1,014,291
Вылечилось в мире
23,644,768
Заболело в Украине
213,028
Умерло в Украине
4,193
Вылечилось в Украине
94,443
Коронавирус vs бизнес: что запланировали изменить в Кодексе о банкротстве

Коронавирус vs бизнес: что запланировали изменить в Кодексе о банкротстве

Как власть готовится противостоять возможным банкротствам в результате коронакризиса

Этот материал также доступен на украинском
Коронавирус vs бизнес: что запланировали изменить в Кодексе о банкротстве

Кодекс Украины по процедурам банкротства вступил в силу почти год назад, 21 апреля 2019 года, а введён в действие с 21 октября 2019 года. К началу обострения ситуации с коронакризисом документ не нуждался в изменениях и должен был работать в обычном режиме. Однако после введения карантина многие компании уже ощутили его негативное влияние на свою деятельность. Поэтому неизвестно, как будет разворачиваться ситуация после отмены ограничительных мер. Исходя из этого законодатели уже сейчас пытаются предсказать негативные последствия и внести необходимые изменения в действующие документы.

Так, 10 апреля 2020 года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован первый проект закона №3322 о внесении изменений в Кодекс Украины по процедурам банкротства (о недопущении злоупотреблений в сфере банкротства на период осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19 ).

Какие шаги запланировали законодатели для предотвращения банкротств в результате коронакризиса и зачем вводить льготные периоды, рассказала Mind старший юрист юридической фирмы Hillmont Partners, эксперт по вопросам банкротства и реструктуризации Ольга Стахеева-Боговик.

Пояснительная записка к законопроекту вполне оправданно обосновывает важность принятия этого акта необходимостью предотвратить волну банкротств, которая может наступить в результате ограничительных карантинных мероприятий, ставших причиной падения экономической активности соответствующих хозяйствующих субъектов, а также необходимостью ввести механизмы, которые бы позволили субъектам в трудные времена выиграть время и получить возможность для восстановления платежеспособности.

Законопроект предлагает дополнить Заключительные и Переходные положения Кодекса Украины по процедурам банкротства (КПБ) новыми положениями, в частности:

«Льготный период-1»

Блок мероприятий, которые временно действуют на период карантина, то есть до 24 апреля 2020 года (если он не будет пролонгирован):

  • Установить новые возможности способов и процедуры проведения собрания/комитета кредиторов: а)дистанционно в режиме видеоконференции; б) путем опроса.
  • Предусмотреть возможность освобождения арбитражного управляющего от ответственности за несовершение действий, предусмотренных КПБ, из-за невозможности совершить такие действия из-за действия карантинных мероприятий.
  • Продлить сроки проведения предварительного заседания суда по делу о банкротстве (несостоятельности); обращения в рамках производства по делу о банкротстве (несостоятельности) о признании недействительными сделок, совершенных должником; действия моратория на удовлетворение требований кредиторов; объявления о проведении первого, повторного и (или) второго повторного аукциона; выполнения плана санации или реструктуризации долгов должника; внешнего управления, ликвидации, реструктуризации долгов должника и погашения долгов должника.

«Льготный период-2»

Блок мероприятий, которые временно действуют на период действия карантина и в течение 90 дней со дня его отмены:

  • Не допускать открытия производства по делу о банкротстве должников – юридических лиц по заявлению кредиторов по требованиям к должнику, возникшим с 1 февраля 2020 года.
  • Продлить (ред. – месячный) срок, в который руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением об открытии производства по делу о банкротстве в случае возникновения угрозы неплатежеспособности должника (когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами).
  • Предусмотреть возможность временного приостановления проведения аукциона по продаже имущества должника по решению комитета кредиторов/обеспеченного кредитора на льготный период-2.
  • Приостановить начисление процентов на обязательства должника перед кредиторами, которые реструктуризированы планом санации или реструктуризации долгов должника. Штрафные санкции за невыполнение должником таких обязательств не начисляются. Просроченные обязательства, предусмотренные планом санации или реструктуризации долгов должника, подлежат рассрочке на срок выполнения плана санации или реструктуризации долгов должника.

Каких «предохранителей» не хватает в законопроекте

Предложенные первым законопроектом изменения и дополнения в КПБ преследуют правильную цель и являются неотложными. При этом перечень предлагаемых мероприятий требует дальнейшего совершенствования и дополнения.
В частности, предложенные меры больше направлены на урегулирование порядка рассмотрения уже открытых дел о банкротстве, но не хватает установления правильных «предохранительных» мер, чтобы избежать таких дел.
  1. Идея предложения, которое касается случая наступления угрозы неплатежеспособности и обязанности руководителя должника совершить определенные действия является правильной, но  технико-юридическая формулировка недостаточно удачная.

    Что необходимо изменить: было бы целесообразно ее перефразировать: освободить руководителя предприятия-должника на период действия карантина от обязанности инициировать дело о банкротстве в случае наступления угрозы его неплатежеспособности из-за введения ограничительных мер. Кроме того, нужно сохранить условие: на 13 марта 2020 года должник должен был быть платежеспособным.
  2. Удачной является идея о недопущении открытии производства по делу о банкротстве по заявлению кредиторов, но считается неоправданной ссылка на требования к должнику, возникшие «с 1 февраля 2020 года».

    Что необходимо изменить: учитывая, что заявленные меры действуют на период действия карантина, а официально он был введен с 13 марта 2020 года, целесообразно было бы сделать привязку к 13 марта 2020 года, а не к 1 февраля 2020-го.
  3. Возможность временного приостановления аукциона, продления сроков проведения предварительного заседания суда по делу о банкротстве (несостоятельности) и т. д. не имеют никакого отношения к «спасению» бизнеса, который страдает от ограничительных карантинных мероприятий.

    Что необходимо предусмотреть: если процедура банкротства уже запущена до момента введения карантина, она должна дойти до логической развязки.
  4. Приостановление начисления процентов на обязательства должника перед кредиторами, реструктуризированные планом санации или реструктуризации долгов должника, являются не достаточно идейно правильным решением.

    Что необходимо предусмотреть: план санации сам по себе должен урегулировать эти вопросы и дальнейшую судьбу долгов, заложив соответствующую «схему» восстановления платежеспособности должника.
  5. В законопроекти не хватает предложений о защите и предоставлении «гарантий» заимодавцам или банкам.

    Что необходимо предусмотреть: последние могли бы в сложный период предоставить должнику заем (кредит) без риска признания недействительной такой сделки, совершенной должником в период в течение трех лет, предшествовавший открытию производства по делу о банкротстве, в рамках производства по делу о банкротстве (в порядке ст. 42 КПБ ).

Первые попытки всегда тяжелые. Но надеемся, что этот законопроект будет доработан должным образом и принят как можно быстрее, ведь нет времени медлить дальше.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате