Помог: как Зеленский предлагает поддержать бизнес в карантин
Что предполагает соответствующий президентский законопроект

Президент Владимир Зеленский зарегистрировал в Верховной Раде три законопроекта, направленные на поддержку бизнеса на время карантина. Один из них 0 о социальной помощи предпринимателям (№4429).
Как будет реализована выплата такой помощи и какой бизнес может на нее рассчитывать, рассказала Mind СЕО Nota Group, директор по правовым вопросам «Октава Капитал»Татьяна Андрианова.
Президент Украины сразу после выздоровления и выписки из больницы подал в ВР законопроект о социальной помощи бизнесу на период противоэпидемических мер, связанных с коронавирусом (к слову, ему сразу присвоили статус «неотложный»).
Благими намерениями
Не прошло и полгода сложной эпидемиологической ситуации, как государство поняло, что его поддержка бизнесу не будет лишней.
Дабы мы не сетовали на то, что правительство слишком долго собиралось с мыслями, разработчики законопроекта в пояснительной записке к нему не забыли упомянуть о том, какие меры уже были приняты.
На сегодняшний день из мер, введенных государством во время карантина, – мораторий на проведение госнадзора в сфере хозяйственной деятельности и налоговых проверок, а также приостановлены некоторые сроки по получению административных услуг.
Возможно, для кого-то это прозвучит убедительно, но точно не для украинского бизнеса. Последнему пришлось столкнуться с такими карантинными активностями госорганов, как обыски, блокировки налоговых операций, невыполнение судебных решений и прочими неофициальными «антикризисными» мерами по наполнению бюджета. Но сегодня не об этом.
Итак, законопроект разработан с целью обеспечить финансовую помощь хозяйствующим субъектам, которые пострадали в результате действия усиленных ограничительных мер Кабмина, связанных с предотвращением распространения COVID-19. Также документ ставит целью ослабление административного давления на бизнес для поддержки его экономической активности и расширения круга субъектов предпринимательства для получения государственной поддержки.
Что предусматривает законопроект?
Материальная помощь. Выплата одноразовой материальной помощи лицам, которые могут потерять часть заработной платы или дохода из-за введения ограничительных мер, а также хозяйствующим субъектам с целью сохранения рабочих мест. Кроме того, у некоторых предприятий появится возможность получить одноразовую компенсацию расходов, понесенных на уплату ЕСВ.
Арендаторам государственного или коммунального имущества. Продление действия договоров аренды государственного имущества, а также отмена арендной платы для предприятий, работа которых была временно приостановлена из-за карантинных ограничений, на время действия карантина и в течение одного месяца с дня окончания действия таких договоров.
Продление лицензий на алкоголь. Запрет на приостановление и аннулирование лицензий на розничную торговлю алкоголем за несвоевременную оплату очередного платежа за лицензию.
Страховой стаж для безработных. Предлагается включать в страховой стаж период, в течение которого застрахованное лицо получает пособие по частичной безработице во время карантина.
Удержание коэффициента зарплат при расчете пенсий физлиц. Для ФЛП предусматривается возможность сделать доплату к размеру минимального страхового взноса за месяцы уменьшения дохода во время карантина.
Одноразовый помощник
Одноразовая помощь государства в размере 8000 грн для наемных работников и физлиц-предпринимателей будет предоставляться по их собственному обращению на Едином государственном веб-портале электронных услуг.
Такую помощь могут получить наемные работники предприятий и ФЛП у которых на 31 октября этого года основной вид деятельности относится к «льготному перечню». Это основное правило, но, кроме него, предусмотрен ряд исключений.
Для наемных работников исключающие факторы такие:
- предприятие, на котором они работают, не начислило ЕСВ за III квартал 2020 года;
- средняя зарплата превышает 30 000 грн;
- работа по совместительству.
В свою очередь физлица-предприниматели не смогут получить одноразовую помощь государства, если:
- они зарегистрированы предпринимателями меньше, чем три месяца;
- оплатили ЕСВ меньше, чем за три месяца (на момент вступления в силу Закона);
- они задействованы не только в деятельности ФОП, но и работают как наемные сотрудники.
Ответственность за достоверность информации, указанной в заявке на такую помощь, возложена на само физлицо, поэтому, если говорить о помощи наемным работникам, им придется самостоятельно проверять информацию о предприятии, на котором они работают.
Подобная одноразовая помощь предусмотрена и для юрлиц-работодателей, которые были вынуждены сократить продолжительность рабочего времени своих работников в том числе из-за простоя. Такие компании могут после внедрения карантинных ограничений запросить компенсацию для таких сотрудников в размере до 8000 грн на одного человека.
Такая материальная помощь не предоставляется:
- при регистрации предприятия менее чем за три месяца до вступления в силу закона;
- компаниям, которые уже получают помощь по частичной безработице;
- для сотрудников, которые числятся в штате менее трех месяцев на момент обращения за такой помощью;
- для сотрудников, которые работают по совместительству.
Кроме того, у предприятий есть возможность получить одноразовую компенсацию расходов на ЕСВ, если их основной вид деятельности относится к обозначенному в «льготном перечне».
Сумма компенсации рассчитывается как среднее значение оплаченных предприятием единых взносов за последние перед вступлением в силу закона 10 месяцев.
Кто пострадавшие?
И напоследок самый интригующий вопрос: кто относится к наиболее пострадавшим категориям, которые попали в перечень льготных видов деятельности?
Сам законопроект умалчивает, кому именно будет оказана помощь, но по недавнему заявлению министра цифровой трансформации Михаила Федорова на его официальной странице в фейсбук, государственную компенсацию смогут получить компании и ФЛП в случае, если их основной вид деятельности (первый КВЕД компании, указанный в Едином государственном реестре) относится к следующему перечню:
- 47 – розничная торговля (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами);
- 55 – временное размещение;
- 56 – деятельность по обеспечению блюдами и напитками;
- 59.14 – демонстрация кинофильмов;
- 90 – деятельность в сфере творчества, искусства и развлечений;
- 93 – деятельность в сфере спорта, организации отдыха.
Список вполне логичный, но, возможно, у многих вызовет недоумение, что тут делает «розничная торговля», ведь, к примеру, даже во время карантина выходного дня продуктовые магазины не закрывались, и, более того – для многих стали единственным развлечением.
Но можем вас успокоить – получать помощь смогут те предприятия, которые имеют не только соответствующий вид деятельности, но и при условии, что конкретно для них действуют карантинные ограничения, которые не позволяют свободно вести бизнес-деятельность.
Оценивать существенность такой помощи для конкретного бизнеса не стану, ведь сам факт такой инициативы уже может согреть душу молодого бизнесмена, но в целом есть надежда на то, что обязательства государства предоставлять бизнесу финансовую помощь, – добавит некой рассудительности при принятии очередных карантинных ограничений.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.