Американский ответ: по кому ударят санкции против РФ

Американский ответ: по кому ударят санкции против РФ

И как теперь будут чувствовать себя влиятельные страны

Цей текст також доступний українською
Американский ответ: по кому ударят санкции против РФ
Фото Getty Images/Global Images Ukraine

Вчера, 2 августа, президент США Дональд Трамп подписал закон об ужесточении антироссийских санкций. Они могут затронуть интересы не только российских политиков, чиновников и олигархов, но и украинского бизнеса, а также компаний из других государств, настроенных на совместные проекты с Россией. Проблемы могут возникнуть, если речь идет о сотрудничестве в оборонной и горнодобывающей промышленности, металлургии, нефтегазовом секторе, в сфере финансов, морского и железнодорожного транспорта. Также попасть под санкции могут бизнесмены и политики из РФ и зарубежных стран, если окажутся фигурантами докладов Минфина, Госдепа и Нацразведки США о коррупционных связях с президентом России Владимиром Путиным, которые должны быть подготовлены в течение 180 дней с момента подписания закона.

Кому грозят санкции? Теперь иметь партнеров в России становится рискованным делом. Новый закон позволяет США отслеживать и блокировать доступ как к корпоративным финансам, так и к личным банковским счетам тех, кто будет замечен в сделках с российскими бизнесменами, подозреваемыми в коррупции или финансировании вооруженных кампаний Кремля с нарушением международного права.

Например, в Украине под санкциями рискует оказаться бывший партнер «Газпрома» Дмитрий Фирташ, который контролирует большинство облгазов, обеспечивающих поставки газа коммерческим предприятиям и частным домохозяйствам. С марта 2014 года США безуспешно добиваются его экстрадиции из Австрии в связи с обвинениями в коррупции. Несмотря на украинское гражданство Фирташа, американские правоохранители называют его «высокопоставленным лицом российской преступности». На днях подконтрольная Фирташу компания «РГК Трейдинг» объявила о выходе на европейский газовый рынок. 

Какова позиция Дональда Трампа? Трамп больше не сможет самостоятельно отменять или смягчать антироссийские санкции без согласия Конгресса. Для этого президенту США придется готовить специальный доклад с обоснованием своих целей и их последствий. А конгрессмены будут решать одобрять или нет такую инициативу.

Хотя Трамп сомневается в конституционности некоторых положений нового закона и опасается обострения отношений с другими странами, своим правом наложить вето на его принятие он не воспользовался. В сложившейся ситуации вето конгрессмены без проблем смогли бы преодолеть. Кроме того, закон содержит условие, которое открывает перед Трампом возможности для самостоятельных маневров. Оно позволяет американскому президенту выводить из-под действия санкций конкретные сделки, если они «не вносят существенного изменения во внешнюю политику США по отношению к России».

Против кого направлен закон? В законе говорится, что США будут продолжать «выступать против трубопровода «Северный поток – 2» из-за его вредного воздействия на энергетическую безопасность Евросоюза, развитие газового рынка в Центральной и Восточной Европе и на энергетические реформы в Украине».

Несмотря на украинский акцент, поводом для усиления антироссийских санкций стала вовсе не агрессивная политика Кремля, которая привела к аннексии Крыма Россией в 2014 году и вооруженному противостоянию на Донбассе, которое продолжается уже более трех лет. Причиной ужесточения политики Вашингтона в отношении Москвы стало расследование американских спецслужб о вмешательстве России в выборы президента США в 2016 году, победителем которых стал Трамп. Также в этой истории, по словам Трампа, фигурирует Украина. Но официальных итогов расследования пока нет.

Чего ждать Украине? В новом антироссийском законе Украине отведена особая роль. Именно в разделе об энергобезопасности Украины говорится о необходимости «сделать приоритетом экспорт американских энергоресурсов для того, чтобы создавать новые рабочие места, помогать союзникам и партнерам и укреплять внешнюю политику США».

После того как вчера стало известно о подписании Трампом антироссийских санкций, президент Украины Петр Порошенко опубликовал приветствие на своей странице в «Фейсбуке» по этому поводу. «Это еще раз подтверждает стратегическое направление отношений Украины и Соединенных Штатов», – отметил он и также обратил внимание, что санкции «будут действовать до полного освобождения украинской земли».

В сообщении Посольства Украины в США уточняется, что закон предусматривает создание Фонда для противодействия российскому влиянию и финансирование для него в размер $250 млн на 2018–2019 финансовые годы. Также на реализацию инициатив по поддержке энергетической безопасности Украины планируется выделить $30 млн.

Какова реакция России? «Де-факто это ничего не меняет. Ничего нового нет» – так подписание Трампом закона о санкциях прокомментировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Он также сказал, что ответные меры в отношении США «уже были приняты».

На прошлой неделе российский МИД потребовал от американской стороны сократить к 1 сентября количество сотрудников дипмиссии США в стране на 755 человек, с 1210 до 455 сотрудников. Также американским дипломатам запретили использовать дачу в подмосковном поселке Серебряный Бор и складские помещения на Дорожной улице в Москве.

Больше негативных эмоций подписание Трампом нового санкционного закона против России вызвало у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. «Во-первых, надежде на улучшение наших отношений с новой американской администрацией – конец. Во-вторых, России объявлена полноценная торговая война», – написал он на своей странице в «Фейсбуке».

Торговая война, о которой говорит Медведев, затрагивает прежде всего российскую торговлю газом в ЕС, которая обеспечивала стабильные доходы для госкорпорации «Газпром». Закон об усилении антироссийских санкций  представляет  Россию как конкурента на газовом рынке.

Как санкции скажутся на других странах? США обвиняют Кремль в том, что он использует газ как инструмент политического давления. Поэтому Соединенные Штаты намерены заблокировать инвестиции в строительство «Газпромом» новых трубопроводов, в том числе «Северного потока – 2», из-за которого Украина может остаться без доходов от транзита российского газа (около $2 млрд в год).

Но этим недовольна Германия, компании которой активно развивают бизнес с Россией в энергетике. Министр экономики ФРГ Бригитте Циприс резко раскритиковала антироссийские санкции США, которые, по ее словам, противоречат международному праву. «Американцы не могут наказывать европейские фирмы за то, что они работают с определенной страной… Так что будет правильно, если Еврокомиссия в ближайшее время примет решение об ответных мерах», – заявила Циприс.

Зачем это все Штатам? Антироссийские санкции, которые новый американский закон ввел на неограниченный срок, сделают непривлекательным бизнес с РФ в нефтегазовой отрасли. Они будут способствовать тому, чтобы зарубежные энергокомпании отказывались от совместных с Россией проектов из-за высоких политических рисков и переориентировались на сотрудничество с США, укрепляя доминирующие позиции этой страны на международной арене.

Стремясь восстановить американскую экономику, Трамп сделал ставку на увеличение поставок сжиженного газа в Европу, в основном через терминалы на Балтийском море в Польше, а также новые газопроводы, в том числе в направлении Украины. Экспортный потенциал США составляет около 180 млрд куб. м газа в год. Ожидается, что в ближайшие три года за границу начнет поступать примерно половина этого объема.

Сейчас в США работает только один газовый терминал для загрузки танкеров. Но администрация Трампа уже одобрила строительство 11 новых объектов. Это обеспечит масштабное энергетическое наступление, которое изменит расклад не только на европейском и мировом газовом рынке, но и в геополитике.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно