Телеком-регулятор поддержал законопроект о блокировке сайтов

Телеком-регулятор поддержал законопроект о блокировке сайтов

Провайдеры считают: принятие документа может привести к тому, что украинский пользователь получит медленной интернет по европейской цене. Почему?

Цей матеріал також доступний українською
Телеком-регулятор поддержал законопроект о блокировке сайтов
Фото Shutterstock

На своем последнем заседании НКРСИ одобрила законопроект №6688 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия угрозам национальной безопасности в информационной сфере». «Комиссия выразила позицию о целесообразности его принятия с замечаниями и предложениями», – сообщается на сайте телеком-регулятора.

Документ был зарегистрирован в парламенте 12 июня. В нарушение норм Регламента ВР его пытались вынести на рассмотрение на следующий день – 13 июня. Попытка не удалась: поименное голосование набрало только 158 «лайков». Сейчас документ проходит установленные Регламентом процедуры, в том числе и согласование профильным регулятором.

Mind выяснял, кто проиграет и выиграет в случае принятия законопроекта.

Какие новации предлагают нормы документа? Изменений очень много. Рассмотрим главные.

Во-первых, операторов и провайдеров телекоммуникаций хотят обязать временно блокировать онлайн-ресурсы не только по вердикту суда, но и по решению прокурора, следователя. «Досудебная блокировка может привести к злоупотреблениям должностными лицами этим правом», – считает Максим Головня, старший юрисконсульт по регуляторным отношений lifecell.

Во-вторых, основанием для принятия решений следователем, прокурором, согласно законопроекту, является «распространение через ресурс (сервис) информации, с использованием которой совершаются тяжкие или особо тяжкие преступления». По мнению юристов, такая абстрактная формулировка может позволить правоохранителям по своему усмотрению трактовать нормы закона и стать «стимулом» коррупции. «Эта норма оставляет поле для разночтений. Ведь вполне безобидная информация может использоваться для совершения преступления. Например, информация о пробках на дорогах, погоде, проведении того или иного фестиваля, – считает партнер, соучредитель AxonPartners Денис Бережной. – Также стоит обратить внимание на то, что досудебная блокировка является временной – на срок до 48 часов, после чего она отменяется или может быть продлена. Однако количество «продлений» в законопроекте не ограничено».

В-третьих, предлагается запустить Единый реестр исполнения судебных решений и применения санкций в сфере телекоммуникаций. Создавать, формировать и вести реестр будет поручено телеком-регулятору. В базу будут включаться доменные имена, адреса страниц сайтов и/или сетевые адреса, позволяющие идентифицировать линии доступа или узлы сети интернет, содержащие информацию, распространение которой в Украине запрещено.

В-четвертых, операторов, провайдеров хотят обязать за свой счет закупить оборудование для блокировки ресурсов. «Перечень оборудования будет определяться совместно Госспецсвязи и СБУ. Как это бывает в сфере госзакупок, есть опасения по поводу навязывания операторам покупки оборудования определенного производителя», – считает Денис Бережной.

В-пятых, участников телеком-рынка предлагают штрафовать не только за неблокировку сайтов, а за целый ряд мелких нарушений. Например, 1% годового дохода оператора, провайдера – штраф за отсутствие должностного лица компании в течение первого дня проверки НКРСИ. «Считаю негативной инициативой то, что значительно увеличивается размер административно-хозяйственных санкций, которые составляют до 5% от годового дохода», – объясняет Максим Головня.

Кто лоббирует принятие? По официальной версии, соавторы проекта №6688 – депутаты Татьяна Чорновил («Народный фронт»), Иван Винник (БПП) и Дмитрий Тымчук («Народный фронт»). При попытке подачи его на рассмотрение в парламент законопроект поддерживали преимущественно депутаты из БПП, «Народного фронта» и Радикальной партии Олега Ляшко.

Перед голосованием председатель СНБО Александр Турчинов официально озвучил свою поддержку, жестко раскритиковав депутатов, которые завалили клон №6688 – законопроект №6676 «Депутаты, которые не голосовали за защиту собственной страны, прикрывая свои деструктивные действия и бизнес-интересы пустым популизмом и демагогией, являются соучастниками киберагрессии против Украины. Депутаты, работающие несколько дней в месяц, наверное, очень устали и со следующей недели идут в многомесячный очередной отпуск. Они даже не удосужились включить в повестку дня закон, который имеет ключевое значение для киберзащиты государства».

Сколько будет стоить государству, отрасли и абонентам? «Реализация не требует дополнительного финансирования из Государственного бюджета Украины», – говорится в пояснительной записке к документу.

Операторам, провайдерам выполнение возложенных обязанностей обойдется в круглую сумму. По подсчетам Интернет Ассоциации Украины, на закупку правильного оборудования для анализа трафика отрасль должна будет потратить около $1 млрд. Также участникам телеком-рынка придется расширить штат сотрудников, которые будут регулярно отслеживать и выполнять решение о блокировке. «Для рынка телекоммуникаций это будет разрушительным, так как вся расходная часть ложится на их плечи», – считает Юрий Котляров, партнер практики Juscutum:

Рядовым абонентам принятие нововведений грозит повышением тарифов. «Операторы резонно отмечают, что новации могут существенно повлиять на конечную цену услуги для потребителя в связи с грядущими затратами и ограничениями», – рассказывает Денис Бережной.

Кто проиграет от принятия законопроекта? Вышеуказанные телекомщики и их абоненты. «По итогам украинский пользователь получит интернет-цензуру, медленной интернет от нескольких провайдеров-монополистов по «европейской» цене. И это под лозунгом защиты информационной безопасности государства, которое, собственно и состоит из этих пользователей», – считает председатель правления ИнАУ Александр Федиенко.

Под «прицелом» могут оказаться информационные ресурсы, не нарушающие нормы законодательства. Их, вероятно, будут пытаться блокировать по заказу конкурентов, политиков и чиновников.

Опасения высказывают и представители интернет-магазинов. «В случае одобрения предложенных изменений следственные органы имеют право инициировать блокировку любого онлайн-ресурса, если он, по их субъективному мнению, угрожает национальной безопасности государства. Под запрет могут попасть не только электронные медиа и СМИ, но и e-commerce-сервисы, логистические компании, финансовый сектор, консалтинговые организации и производители программного обеспечения», – считают в Ukrainian E-commerce Expert.

Кто выиграет? По мнению Александра Федиенко, выиграют спецслужбы,которые получат чрезвычайные полномочия; представители тех политических сил, которые боятся политической конкуренции и делают ставку на интернет-цензуру; нечестные чиновники, которые не преминут воспользоваться заложенными в законопроектах новыми возможностями для коррупционного давления на бизнес. А также несколько зарубежных производителей оборудования по анализу трафика, которое, несмотря на высокую стоимость, не гарантирует полной блокировки и оставляет массу возможностей для ее обхода.

Каковы шансы быть принятым? Высокие. Законопроект поддерживают коалиционные фракции парламента, а также одобрил профильный регулятор, несмотря на протесты телеком-отрасли. Кроме того, документ разрабатывался для запуска механизмов реализации решения СНБО «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)», введенного в действие Указом президента Украины от 15 мая. Законодательное подспорье  для указа рано или поздно будет принято.

Оценка Mind: противоречивая. Опыт России и Китая показывает: с какими бы благими намерениями ни запускали блокировку (борьба с распространением детской порнографии, прекращение самоубийств подростков и т. д.) – в конечном итоге она становится инструментом политической цензуры и конкурентных войн.

В Украине ситуация осложняется тем, что нормы законов и их трактовка «нечистыми на руку» правоохранителями и чиновниками – это, как говорят в Одессе, три большие разницы.

Спорным остается и вопрос противостояния российской пропаганде с помощью блокировок. Допустим, все распространители фейков Кремля будут сразу выведены в офлайн. Что им помешает через пару минут, часов подняться на другом домене? А такие примеры уже были. Между тем за последние годы активных информационных атак украинцы научились распознавать дезу, проверять фактаж.

Сторонники законопроекта заявляют, что в условиях войны блокировка российских сервисов поможет защитить наших военных от утечки данных в иностранные спецслужбы. Однако уже первые месяцы АТО научили украинских военнослужащих не пользоваться социальными сетями, сервисами и программами, доступ к которым даже теоретически может быть у ФСБ. К большому сожалению, некоторым это «обучение» стоило жизни.

Еще с 2014 года для госчиновников и политиков начали проводиться семинары, на которых подробно объясняли, почему нельзя использовать российские почтовые сервисы, как передавать секретную информацию. Сегодня эти уроки не усвоили разве что потенциальные самоубийцы или «консервы» Кремля.

Единственный плюс от принятия законопроекта и уже введенного в действие Указа президента о санкциях – потери рекламных бюджетов российскими сайтами и, соответственно, перечисление меньшего объема налога на прибыль в казну РФ.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно