«В Украине с программным обеспечением гораздо лучше, чем в Китае»
Банковский аналитик из Шанхая Феликс Янг – о том, чем Украина может помочь китайским «единорогам» и почему в Поднебесной растет спрос на диджитал-трансформацию

Сегодня услуги украинских IT-специалистов востребованы не только в США и Европе, где, как принято считать, нас ценят за сравнительную дешевизну услуг. Нашими айтишниками интересуются и в Азии – регионе, который имеет самые прочные позиции на рынке недорогого аутсорсинга. Аналитик китайской консалтинговой компании, которая специализируется на исследованиях азиатского рынка в области банковских услуг и финансовых технологий, приехал в Украину по приглашению компании Luxoft. Феликс Янг получил финансовое образование в Лондоне, долгое время работал в China Merchants Bank, а сейчас занимается исследованиями и консалтингом в области FinTech в Kapronasia, которая базируется в Шанхае. В интервью Mind эксперт рассказал о последних трендах в использовании платежных систем и банковской деятельности на китайском рынке, а также о том, чем Украина может быть интересна инновационным компаниям из Поднебесной.
«Единорогами» в мире технологий принято называть компании-стартапы, за короткое время достигшие капитализации $1 млрд и больше.
Tencent – один из трех крупнейших интернет-холдингов в Китае, его основные конкуренты – Alibaba Group и Baidu. Tencent торгуется на Гонконгской бирже и, по версии Bloomberg, является самой дорогой китайской компанией и пятой по стоимости в мире, с капитализацией на ноябрь 2017 года свыше $500 млрд. Она известна как создатель самого популярного в Китае сервиса обмена мгновенными сообщениями QQ (когда-то создавался как копия ICQ), а также мобильной коммуникационной системы WeChat, запущенной как сервис передачи голосовых и текстовых сообщений в 2011 году.
Alibaba Group работает в сфере электронной коммерции и торгуется на Нью-йоркской фондовой бирже, ее капитализация на данный момент составляет $452 млрд. В группу входят такие крупные торговые площадки, как Taobao и AliExpress, платформа для электронных платежей AliPay.
– Насколько технологичны сегодняшние китайские банки? Какие финучреждения доминируют на рынке – традиционные или инновационные?
– Технологический прогресс в нашем банковском секторе есть, но он очень медленный. Большинство крупных банков – государственные. И они слишком велики для того, чтобы легко перейти в какую-то новую сферу. При этом на рынке платежей доминируют частные FinTech-компании, такие как Alibaba или Tencent. И это беспокоит традиционные банки, даже не только потому, что они уже потеряли этот бизнес.
– А почему?
– Потому что вместе с платежами они теряют данные, информацию о своих клиентах. Они проводят платежи, но не знают, что именно люди покупают. И это действительно серьезно, потому что создает дистанцию между банками и их клиентами. Банкам сложнее принимать решения о кредитах, им сложнее рекламировать какие-то услуги среди целевой аудитории.
– Какая доля рынка платежей принадлежит государственным банкам?
– Я могу предположить – 20%. При этом рынок онлайн-платежей – почти полностью у таких компаний, как WeChat и Alipay, это «дочки» Tencent и Alibaba соответственно. Но это если говорить о рынке в деньгах, а не о количестве транзакций. Потому что хотя в традиционных банках платежи совершаются гораздо реже, они имеют значительно более высокую стоимость. Люди по-прежнему предпочитают переводить средства через госбанки, так как считают, что это более надежно. Тогда как при интернет- или мобильных покупках риски ниже, и там все происходит через частные системы с помощью QR-кода. В Китае уровень проникновения смартфонов превышает 80%, и они используются повсеместно. С мобильного телефона вы можете сделать почти любую безналичную покупку.
– Традиционные банки что-то предпринимают в связи с тем, что тут их вытесняют новые FinTech-компании?
– Они пытаются, но чаще терпят неудачу. Например, Chine Union Pay – ассоциация платежных карт в Китае – не так давно вывела на рынок технологию платежей через мобильные телефоны, чтобы конкурировать с WeChat и Alipay. Но этот продукт не очень удобен для людей, которые уже давно используют WeChat и Alipay. Сегодня это не то, что пользователи могут быстро адаптировать в своей повседневности. Поэтому я считаю, что консервативные банки уже проиграли битву в этой области.
– На чем тогда они фокусируются и как собираются отыграться?
– Пытаются защитить и улучшить другие свои бизнесы. До 70–80% в их портфелях – это B2В-сегмент, корпоративные кредиты. При этом, чтобы выиграть битву, банки либо фокусируются на какой-то уникальной нише, либо перестраивают работу в существующих. Скажем, одни пытаются заниматься теми же корпоративными кредитами с более низкими затратами. Ведь маржа по ним снижается. Другие, например China Merchants Bank, фокусируются на розничном кредитовании. Их бизнес на кредитных картах – самый большой в Китае. Популярен также wealth management – управление активами для частных и юридических лиц, страхование. Чтобы сохранять позиции в потребительских кредитах, многие выводят это направление на отдельные дочерние компании, которые могут быть более гибкими и легкими в управлении.
– Как инновации проникают в потребительское кредитование?
– Действительно, FinTech-компании наступают и в этом направлении. У WeChat есть «дочка» WeBank – это полностью онлайновый банк. Он только пару лет как вышел на рынок потребительских кредитов. За это время объем выданных им займов составил 100 млрд юаней, то есть около $15 млрд. Это примерно равно объему, который имеют банки с 20-летней историей.
– Как у них так получилось?
– WeChat в Китае – это более диверсифицированный и мощный Facebook, которого у нас нет. Через WeChat можно делать все – отправлять видео, звуковые сообщения, большие файлы, делать покупки в интернете и в офлайновой рознице, общаться с друзьями, так как это в первую очередь социальная сеть. Тут более 800 млн пользователей. Для продвижения своих банковских услуг WeChat использует рекламу, которая таргетирована на самую платежеспособную аудиторию. Тех, кто, согласно анализу данных, может быть благонадежным заемщиком. Это не более 20% пользователей. Зато процент одобрения тут очень высок, и получить кредит удобно и быстро. Это занимает несколько секунд, и вы можете взять до 50 000 юаней.
– Кредитные ставки выше, чем в госбанках?
– Ставка около 20–30% в год. Китайское правительство просто установило верхнюю планку в размере 36% в год. Любая процентная ставка свыше считается незаконной. Это намного выше, чем в государственных банках, где стоимость кредитов составляет 5–6% в год. Однако фактически большинство людей не имеют доступа к банковским кредитам. 70% китайцев никогда не получали кредиты в банках и не имеют кредитной истории. Банки ничего не знают о них, и процент отказов слишком высок. При отказе частные лица обращаются в одну из множества контор, которые специализируются на мелком розничном кредитовании, и там шанс получить ссуду повышается до 30–60%. Но ставки, как правило, выше, чем у WeBank.
– По вашему прогнозу, эта ситуация с дорогими и малодоступными кредитами для частных лиц будет меняться?
– Вряд ли. Банки фокусируются на тех, у кого есть высокооплачиваемая работа, стабильный доход, кредитная история. «Синие воротнички», малый бизнес им неинтересны, потому что риски тут слишком высоки. Тем более что правительство также стимулирует банки иметь более стабильный бизнес с меньшими рисками. Но это очень большой сегмент потребителей, что создает хорошие потенциальные возможности для технологичных компаний нового типа. Крупные банки не собираются заниматься этим нишевым рынком. Однако банки могут инвестировать или создавать собственные небольшие кредитные компании для покрытия этой отрасли. Многие лицензированные компании потребительского кредитования в Китае контролируются банками. Они тоже не хотят отказываться от этих возможностей.
– Какую долю в WeChat занимает банковский бизнес, делает ли компания на него ставку в будущем?
– Уверен, что да, потому что их основной – медиабизнес – уже достиг потолка роста: почти у каждого есть WeChat. Теперь нужно это как-то монетизировать, развивать новые сервисы. Финансовые услуги – очень перспективное направление. Пока их доля в бизнесе, думаю, не больше 10%. Но платежи – это же только небольшая доля тех доходов, которые вы можете тут иметь. Самый высокомаржинальный бизнес – это кредитование, и компания нацелена на него. Тут у нее огромное преимущество в связи с тем, что она является соцсетью и имеет огромную базу пользователей.

– Насколько высока на рынке банковских услуг конкуренция со стороны других инновационных компаний?
– Очень высока конкуренция между традиционными банками. Но пока инновационные компании не представляют масштабной угрозы. Ведь им сложно получить банковскую лицензию. А те, кто получили, – только начали развиваться. Кроме WeChat, есть еще AliPay, через которую проходят все платежи сервисов Alibaba. Именно у AliPay сегодня 54% на рынке мобильных платежей, тогда как у WeChat – 38-40%. Причем AliPay появился гораздо раньше, но WeChat быстро его догнал. Благодаря одному очень удачному продукту – они запустили свой знаменитый RedPackage. Это быстро стало очень популярным.
– Что это такое?
– В Китае есть традиция на рождественские праздники друзьям и близким дарить «красный конверт» с деньгами. WeChat создал возможность дарить этот же красный конверт с цифровыми деньгами онлайн – через веб-версию или мобильный. У AliPay тоже есть свой онлайновый банк, MyBank. Они пока менее успешны, чем WeBank, поскольку не имеют доступа к такой большой аудитории пользователей. Зато они обслуживают весь е-коммерс-бизнес Alibaba. Другие игроки на этом рынке есть, но они намного меньше по размерам, и не так масштабны по охвату различных видов услуг. А эти два онлайн-банка активно развиваются во всех сегментах – мобильные платежи, потребительское кредитование, е-коммерс.
– Кто в будущем может угрожать этой дуополии WeChat и AliPay?
– Компании, которые активно инвестируют в технологии. Например, группа Ping'An, которая изначально была крупной страховой компанией в Китае. Сейчас они получили большинство лицензий на финансовые услуги. Теперь с бизнесом в банковской сфере, страховании, фондовой бирже и так далее они растут очень быстро, потому что используют новые технологии – облачные сервисы, мобильные приложения. Следует понимать, что китайский рынок настолько огромен, что даже 1% – это гигантская сумма денег. По данным PwC, в мире среди пяти крупнейших компаний-«единорогов» (стартапы, достигшие капитализации в $1 млрд. – Mind) четыре являются китайскими компаниями FinTech. В целом Alibaba и Tencent удивительно выросли именно потому, что сделали ставку на инновационные технологии и благодаря своей огромной клиентской базе.
– Во что именно они инвестируют?
– У них есть свои огромные инновационные центры. Они инвестируют в облачные технологии, большие данные, дополненную реальность и искусственный интеллект, системы распознавания лиц, технологии Blockchain. При этом в отраслях они не ограничиваются финансами или розничной торговлей. Alibaba фокусируется на электронной коммерции и кино. Tencent инвестировал в здравоохранительную и игровую индустрии.
– В Китае хватает своих программистов? Что там знают об украинских IT-компаниях?
– Если говорить о таких гигантах, как Alibaba и Tencent, они могут себе позволить находить и растить таланты в собственных инновационных центрах. Если им не хватает ресурсов – для них даже проще и быстрее поглотить какого-то игрока с мирового рынка, чем создавать команды с нуля. Но, к сожалению, в целом ПО – это не то, в чем мы сильны в Китае. Думаю, в Украине с этим гораздо лучше, и вы можете нам помочь.
– Что вы думаете об украинском FinTech и насколько заметно здесь проникновение технологий в сектор банковских услуг?
– Я в Украине – в первый раз и пробыл тут недолго. Заметил, что люди иногда пользуются картами, намного чаще – кэшем. Вы используете электронные кошельки? Я особо не заметил.
– Да, это не очень популярно.
–Мне нужно еще понаблюдать, чтобы дать свою оценку.
– Зачем вы приехали в Украину? Какие у вас совместные проекты с Luxoft?
– У нашей компании значительный опыт в банковской отрасли, FinTech и в том, как развиваться на китайском рынке. Все это может быть интересно для компании, которая хотела бы предоставлять услуги китайской финансовой индустрии. Большинство наших клиентов – иностранные компании. Возможно, Luxoft станет одним из них – это амбициозная и быстрорастущая компания.
– В какой сфере ее услуги интересны?
– В первую очередь банки интересуются так называемой цифровой трансформацией – переводом традиционных бизнесов на онлайн-платформы.
– В Китае правительство как-то поддерживает инновационные компании?
– Скорее стимулирует. Например, для банков с государственным капиталом есть обязательства по предоставлению определенной доли кредитов малым и средним технологическим компаниям. По собственной воле они бы этого не сделали, потому что крупные компании являются гораздо более надежными и прибыльными заемщиками. Шанхай и Шэньчжэнь – наши финансовые центры и эквивалент Силиконовой долине. Здесь инновационный малый и средний бизнес может арендовать офисы с льготными ставками. Существует также период льготного налогообложения для них.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].