Миллион за лицензию: кто и как получает разрешения на газодобычу в Украине
Почему не могут прийти к согласию Госгеонедра, Минтопэнерго и добытчики

В Украине фактически остановлен процесс выдачи специальных разрешений на изучение и разработку новых участков углеводородов. А не будет работы на новых участках – не будет новых залежей газа.
В 2017 году Государственная служба геологии и недр (Госгеонедра), которая отвечает за подготовку и проведение аукционов, смогла провести лишь два аукциона по продаже участков полезных ископаемых – в марте и декабре. И только на одном из них был выставлен один участок углеводородов. Зато вне аукционов малоизвестные компании получили около 30 участков – и это только то, что попало в открытые источники.
Самый громкий скандал разгорелся осенью, когда стало известно, что Госгеонедра в 2017 году проиграли в судах почти 20 спецразрешений на углеводородные участки, которые ранее принадлежали компании Golden Derrik. Эта компания была подконтрольна Эдуарду Ставицкому – министру топлива и энергетики (с декабря 2012 по февраль 2014 года). После смены власти в Украине и выезда Ставицкого в Израиль все упомянутые участки были арестованы и изъяты судами в пользу государства.
Впрочем, Эдуард Ставицкий продал Golden Derrik не очень публичному российско-украинскому бизнесмену Павлу Фуксу. Последний переименовал компанию в East Europe Petroleum LLC и начал судебные процессы по возврату всех участков Ставицкого, что в конце концов ему и удалось.
Недавно руководство Госгеонедр провело пресс-конференцию по итогам работы в прошлом году. Фактически это был доклад о том, что делала служба, чтобы не выставлять нефтегазовые участки на аукцион. Ранее свое мнение по этому поводу высказали украинские газодобытчики – государственные и независимые. Теперь есть комментарии к ситуации и со стороны регулятора. Mind попытается воссоздать полную картину событий, происходящих в сфере распределения углеводородных месторождений.
Куда исчезают участки для аукционов? На фоне оптимистичных заявлений премьер-министра Украины Владимир Гройсман о том, что в 2020 году страна станет энергетически независимой за счет масштабного развития собственной газодобычи, ряд госорганов ищет способы, как этому помешать. Речь идет как о центральных органах исполнительной власти, так и о местных. Ситуация почти критическая.
«Для нас 2018 год должен стать вызовом, чтобы хотя бы заставить государство создать предложение участков углеводородов, которые будут продаваться через аукцион», – заявил Даниил Майданик, председатель правления Ассоциации газодобывающих компаний Украины на недавней пресс-конференции.
В сентябре 2017 года эксперты общественной организации «Наука. Разведка. Добыча» совместно с ЧАО «Геофизическое оборудование «Надра» самостоятельно подготовили документы на 35 участков, из которых 23 – углеводородные, и прислали их в Держгеонедра, чтобы служба вынесла их на очередной аукцион. Предложенные участки охватывают площадь в 400 000 га и расположены на территории восьми областей.
Госгеонедра отказали потенциальным недропользователям, мотивируя это тем, что некоторые участки, указанные в заявлении, пересекаются с участками, которые Минтопэнерго хочет выставить на конкурс по процедуре «соглашения о разделе продукции».
Кто будет распределять углеводородную продукцию? В свое время в СМИ уже говорилось, что чиновники Минтопэнерго изобрели схему, которая попахивает аферой и политической коррупцией: в соответствии с этой инициативой привлекается добывающая компания, которая будет вести работы на участке, но часть продукции отдавать местной власти – поселковым, районным, областным чиновникам.
А местные чиновники уже будут решать: какой процент компания будет отдавать, а также – брать его деньгами или продукцией (газом, или нефтью, или конденсатом). Наиболее активно эту инициативу поддержали в Полтавской области, причем сразу положили глаз на уже изученные участки и на действующие месторождения госкомпании «Укргаздобыча». И Госгеонедра стали им помогать.
«По закону Украины «О разделе продукции» при Минтопэнерго создана комиссия, которая отобрала участки на предстоящий конкурс, который должен проводить Кабинет министров. Это участки: Варвинский, его площадь 5500 кв. км, Решетиловский – 2500 кв. км, и еще три участка. Госгеонедра отработали координаты, посмотрели, нет ли пересечения с другими участками, и направили заключения в Минтопэнерго, – объясняет отказ Олег Кирилюк, и. о. председателя Госгеонедр. – По закону о разделе продукции, если началась процедура проведения конкурса на участки по согласованным координатам, то по этим координатам уже не рассматриваются вопросы о проведении аукционов или выдаче специальных разрешений».
Как трактовать законодательство в свою пользу? По этому вопросу есть один нюанс: согласно закону «О соглашениях о разделе продукции», претендовать на долю из добытого может только государство в лице Кабинета министров, а никаких юридических норм по местной власти – нет. И никаких изменений в закон «О СРП» парламент не принимал. Поэтому Кабмин никак не может начать процедуру конкурса – он не будет отвечать схеме, выстроенной в Минтопэнерго.
Более того, в прошлом году Верховная Рада приняла закон №3038, согласно которому местные власти получать 5% ренты с каждого месторождения. Сейчас идет отработка механизма перечислений от компаний-добытчиков местным общинам. Но кое-кто все еще лелеет надежду лично «распределять продукцию».
«Инициатива Минэнерго касается соглашений о разделе продукции, и там идет периодическое обострение, такие упреки идут «А давайте устроим СРП на месторождениях УГВ». Давайте, а с кем? Они говорят: «Давайте устроим, а затем найдем с кем» – вот так это сейчас выглядит. Упреки Минэнерго – это не системная работа, я не вижу там конкретики», – рассказал об инициативе Минэнерго Олег Прохоренко, председатель правления «Укргаздобычи».
Также не следует забывать о законе «О принципах предотвращения коррупции», где есть статья о потенциальном конфликте интересов. А еще Госгеонедра нарушила собственную нормативную базу, которая определена постановлениями КМ №594 и №615: если на участок поданы заявки потенциальных недропользователей и на этот участок не выдана лицензия или специальное разрешение, то должен проходить аукцион.
Почему Госгеонедра становятся на сторону тех, кто аннулирует лицензии? Прослеживается тенденция – в службе с готовностью поддерживают все судебные решения, инициированные местными властями. И снова здесь самый активный – Полтавский облсовет. В сентябре 2017 года по инициативе полтавских депутатов Госгеонедра поддержали прекращение действия трех специальных разрешений НАК «Нафтогаз Украины». Речь идет о лицензии на разработку месторождений на Оболонской и Будищанско-Чутовской площади, а также лицензии на добычу газа на месторождении Писаревской площади.
НАК прошел уже два суда, но так и не понял, по каким причинам лицензии были приостановлены. Вместе с тем уже распространяется информация, что Госгеонедра эти участки собирается выставлять на торги или вообще отдать какой-то компании без всякого конкурса.
«Я хотел бы предупредить всех инвесторов, то, что им будут продавать – это чемодан без ручки, в эти площади «Нафтогаз» вложил примерно 1 млрд грн. Мы будем судиться через суд с любым новым лицензиатом по возврату нам как минимум этих средств, – предупредил собравшихся Андрей Коболев, председатель НАК «Нафтогаз Украины». – Как показывает жизнь в нашей стране, с циклом примерно в три года все подобные решения мы «откручиваем».
В мая 2017 года Госгеонедра вне аукциона продали за 3,8 млн грн малоизвестной фирме «Аркона Газ-Энергия» газоконденсатное Свистунковско-Червонолуцкое месторождение, которое опять-таки находится в Полтавской области. Лицензия на изучение этого месторождения была у «Укрнафты», которая проводила там активные работы с 2004 по 2010 год. Тогда же Госкомиссия по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) утвердила залежи: извлекаемые запасы газа – 1,06 млрд кубов, конденсат – 96 000 тонн.
«Укрнафта» готовила документы на промышленную разработку этого месторождения и оценила стоимость лицензии в 100 млн грн. Но для фирмы «Аркона Газ-Энергия» Госгеонедра исправила запасы: 320 млн кубов газа и 17 000 конденсата, и, соответственно, стоимость лицензии упала в 25 раз.
И 28 февраля «Укрнафта» проиграла Госгеонедра рассмотрение в Киевском апелляционном административном суде. Впоследствии она попыталась привлечь к расследованию Генеральную прокуратуру, но и передоверила все проверки прокуратуре Киева.
Как готовить документы, чтобы получать одни отказы? В 2017 году в Госгеонедра поступило на рассмотрение около 58 000 заявлений на изучение участков полезных ископаемых. Специалистами службы было подготовлено 1300 писем на согласование в областных советах и Минприроды.
И к концу года Госгеонедра получили из органов местного самоуправления около 70 отказов на согласование разработки месторождений углеводородов. Среди них и отказ Одесского облсовета на разрешение на разработку шельфа Черного моря. И тут возникает вопрос: как были сформулированы эти запросы Госгеонедр на разрешения по углеводородам, что им все отказывают? И мотив отказа Одесского облсовета вызывает большой интерес.
После аннексии Крыма у Украины на шельфе Черного моря осталось только 40 000 кв. км экономической зоны – раньше было более 130 000 кв. км. Начальные запасы достигали от 100 до 300 млрд кубов газа. Сейчас остались участки на северо-западе возле Одессы и на морской границе с Румынией – 37 млрд кубометров и еще около 10 млрд – на Азовском шельфе. Заявки на разработку этих территорий поступали только от «Укргаздобычи» (УГВ).
В апреле 2017 УГВ получила отказ от Госгеонедр из-за отрицательного ответа Одесского облсовета. Как заявил Олег Кирилюк, Одесский облсовет настаивает, чтобы на эти участки проводился открытый аукцион, а УГВ хочет их получить без аукциона.
«Мы здесь уже два года пытаемся доказать правительству и Службе геологии, что надо добывать газ на офшорном участке Черного моря. Устраивали конференции, приглашали чиновников, убеждали, а воз и ныне там. Я не понимаю, почему так. Поэтому впервые в истории вынуждены судиться с Госгеослужбой, доказывая, что имеем право на офшорные участки Черного моря», – объясняет Олег Прохоренко.
Как объяснить логику украинских чиновников: почти готовое к разработке газовое месторождение в Полтавской области Госгеонедра продают за бесценок с «черного хода» малоизвестной фирме. А территорию, граничащую с военным флотом страны-агрессора, который в любой момент может начать стрелять, хотят продать исключительно на аукционе? Вариантов ответа напрашивается три: жадность, некомпетентность или саботаж.
Ответственность должны нести все. От безответственных действий местной власти страдают не только государственные газодобытчики, такие же неудобства с получением новых участков испытывают и независимые компании.
«Премьер-министр Владимир Гройсман на совещаниях неоднократно предупреждал: если не будет сотрудничества местных общин с компаниями-добытчиками, это можно считать основанием, чтобы подать на увольнение местных чиновников, разговаривать с ними в другом тоне. Нефть и газ – это ресурсы государственного значения, есть государственная политика, и она предусматривает переход Украины к энергонезависимости. Не могут государственными ресурсами в одностороннем порядке распоряжаться те же полтавчане, или чиновники других областей», – считает Роман Опимах, исполнительный директор Ассоциации газодобывающих компаний Украины.
«Иногда возникает впечатление, что мы для кого-то стараемся... а мы работаем для украинцев: люди получают газ, получают зарплаты, государство получает налоги. Я даже предложил премьер-министру привязать процент роста нашей добычи к действиям и решениям областных советов и администраций. Пусть и они отвечают за газодобычу и энергонезависимость страны», – поддерживает коллегу и Олег Прохоренко.
Роман Опимах напомнил, что ни в одной стране мира госорган, который руководит выдачей геологических разрешений, не может быть более двух с половиной лет без постоянного руководителя. Это приводит к тому, что временный глава становится очень зависимым от различных политических влияний высших чиновников.
На сегодня в Украине, даже без постоянного руководителя, Госгеонедра имеют всю законодательную базу для проведения аукционов по продаже лицензий и специальных разрешений. Вот только для этого нужна политическая воля. А в украинских властных кабинетах этого не хотят понимать.
В конце декабря 2017 года в Конгрессе США провели слушания о состоянии развития нефтегазовой отрасли Украины и пришли к выводу, что под крышей Держгеонедр создана черная касса, через которую идет блокирование работы нефтегазодобывающих компаний в пользу определенного круга лиц. И чтобы получить лицензию, необходимо внести неофициальную плату – $1 млн. Информация была напечатана в польском издании wschodnik.
И здесь возникает риторический вопрос: неужели наши чиновники ждут публичного официального заявления от коллег из США, чтобы начать наводить порядок в выдаче лицензий на добычу углеводородов в собственной стране.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].