Заболело в мире
12,521,347
Умерло в мире
560,834
Вылечилось в мире
6,901,607
Заболело в Украине
52,843
Умерло в Украине
1,372
Вылечилось в Украине
25,661
Туристический потенциал Украины, или Почему озокерит – новая нефть Львовщины
Партнерский материал

Туристический потенциал Украины, или Почему озокерит – новая нефть Львовщины

Каковы перспективы развития медицинского туризма в регионе

Этот материал также доступен на украинском
Туристический потенциал Украины, или Почему озокерит – новая нефть Львовщины

Западная Украина стала  популярной не только среди внутренних туристов, но и среди зарубежных как удачное место горнолыжного отдыха. В 2018 году карпатский регион посетили 5,31 млн отдыхающих, из них 81 000 – иностранцы. Такую статистику собрали мобильные операторы, проанализировав биллинг и данные об обслуживании в роуминге пользователей, находившихся здесь более двух суток и имевших иностранные SIM-карты.

Однако в регионе очень мало внимания уделяют другому потенциально важному и перспективному направлению – медицинскому туризму. Хотя его развитие и популяризация могут хорошо сработать на формирование привлекательности не только Украинских Карпат, но и страны в целом – и для туристов, и для инвесторов.

Сколько туристов едет в Карпаты?

С 2014 года Карпатский регион показывает ежегодный прирост туристического потока на уровне 8%. Из семи существующих зон отдыха во Львовской области активно действуют и развиваются Трускавец, Сходница и Моршин – так называемый курортный треугольник Карпат. Другие зоны – Великий Любень, Шкло, Немиров, Розлуч – увы, находятся в упадке.

По статистике управления туризма Львовской облгосадминистрации, на протяжении 2018 года в санаторно-курортных учреждениях Трускавца побывали 231 500 человек, из них 52 000 иностранцев – граждан 72 стран. Услугами отдыха в Моршине в том же году воспользовались почти 50 000 человек, в том числе около 5000 иностранцев. Сюда приезжали гости из Беларуси, России, Молдовы, Азербайджана, Туркменистана, Эстонии, а также Германии и Израиля.

Что их привлекает?

Большим преимуществом для развития туристической отрасли в рамках «курортного треугольника» Львовщины является тот факт, что здесь слабо ощущается сезонность. Поэтому спад в так называемый низкий сезон составляет лишь 7% от среднего туристического потока в другие периоды.

Наиболее известный среди туристов – Трускавец. Здесь отдыхающие могут не только выпить минеральной воды, но и пройти полный курс оздоровительных физиотерапевтических процедур – разнообразные обертывания, лечебные ванны, массажи, воспользоваться косметологическими услугами и т. д.

Также здесь находится уникальное учреждение – Клиника профессора Козявкина, где по системе интенсивной нейрофизиологической реабилитации лечат пациентов с детским церебральным параличом, остеохондрозом и другими неврологическими болезнями.

Что касается Сходницы, то это в первую очередь бальнеологический курорт. Но у него есть еще одно преимущество – близость к горам, что позволяет сочетать активный туризм и предоставление лечебно-оздоровительных услуг.

Моршин – еще одна локация, которая известна своими источниками и, в частности, лечебными процедурами с озокеритом. Кстати, в мире разведано четыре места с залежами этого природного углеводорода. И самое большое месторождение находится в городе Борислав вблизи Трускавца. Но оно, к сожалению, сейчас не разрабатывается.

Как развивать медицинский туризм в Карпатах?

Медицинский туризм можно разделить на две части: непосредственно медицинский туризм (предоставление профессиональных специализированных медицинских услуг в соответствующих учреждениях) и велнес (оздоровительный и реабилитационный) туризм, в котором в большей степени используются природные ресурсы: минеральные воды, лечебные грязи, лечебные соли и рассолы и озокеритолечение.

Основными направлениями медицинского туризма в Украине на сегодняшний день являются стоматология, имплантология, репродуктивная медицина, пластическая хирургия, офтальмология, реабилитация, физиотерапия, гинекология и урология, общая медицинская практика.

Но для развития медицинского туризма нужно создать соответствующую инфраструктуру и комплексный туристический продукт. Такие города, как Моршин, Трускавец и Сходница, имеют огромный потенциал в этом направлении, но их развитием почти никто не занимается.

Согласно опросу, который был проведен во время Форума медицинского туризма, который прошел в этом году в Трускавце, байеры (лица, осуществляющие закупку с последующей перепродажей туристического продукта и услуг клиник. – Mind) пока сталкиваются в Карпатах с рядом препятствий. Среди них – отсутствие прямого авиасообщения, сложность прохождения визовых и таможенных процедур, отсутствие необходимого количества качественных мест размещения и значительная загруженность имеющихся гостиниц уровня 4* и 5*. А также несформированность комплексного продукта для медицинского туризма и неразвитая инфраструктура для развлечений и отдыха в регионе.

Почему так происходит?

В советское время заполненность санаториев и гостиниц рассчитывалась на уровне государственного планирования. Оздоровление происходило путем предоставления путевок через систему социального страхования и профсоюзов.

Средняя посещаемость курортных зон Львовской области суммарно составляла 600 000–650 000 туристов ежегодно. Например, в 1985 году только Трускавец посетили около 350 000 отдыхающих. Но конкурентная составляющая полностью отсутствовала: туристы не могли выбирать, а у руководителей принимающих структур не было мотивации оперативно корректировать качество услуг.

После обретения Украиной независимости – с появлением рыночных отношений и открытием границ – появилась конкуренция как с небольшим количеством частных отелей, так и с иностранными рынками, где уровень сервиса был лучше в разы.

За последние годы значительно возросло количество иностранцев, приезжающих с целью оздоровления, начиная с лечения зубов и заканчивая пластическими операциями. Президент Украинской ассоциации медицинского туризма (УАМТ) Виолетта Янишевская ранее в интервью озвучивала данные, что за прошлый год в целом Украину для получения медицинских услуг посетили около 65 000 туристов. Каждый из них в среднем оставляет здесь $2000–2500.

По прогнозам Янишевской, доля иностранных туристов, приезжающих в Украину с целью диагностики и лечения, ежегодно будет расти на 10–15%.

Есть ли перспективы?

Максимальное использование потенциала, которым обладают курорты Украины, в частности и Львовской области, позволит еще больше нарастить этот показатель. Например, за счет создания нового конкурентного комплексного туристического продукта. Главным преимуществом должно стать соотношение качества и цены. Анализ конкурентоспособности рекреационной отрасли Львовской области показал, что есть возможность предоставлять комплексные туристические услуги по цене от $55/сутки.

Среди перечня сильных сторон еще и такие: географическое положение в Прикарпатье и на границе биосферного заповедника; специфический микроклимат; природные лечебные ресурсы; имеется базовая санаторная инфраструктура; квалифицированный медицинский персонал и школа подготовки персонала; незначительное влияние сезонности; уникальные услуги по оздоровлению, предоставляемые в регионе, среди которых есть и озокеритотерапия. Один из самых известных курортов, где используют озокерит в лечении, находится именно в Трускавце.

Но для начала нужно обеспечить соответствующие условия отдыха и оздоровления по мировым стандартам, чтобы привлечь туриста, который, выбирая между условным Трускавцом и зарубежным курортом, отдаст предпочтение первому.

В частности, это касается создания качественных мест размещения различных категорий клиентов. Значительный потенциал имеет сегмент категории 3*, который пока отсутствует. Также на повестке дня – создание комплексного туристического продукта (от авиачартеров или прямого рейса с трансфером в место пребывания до обеспечения питания по системе «все включено»), организация в одном центре клиник различного направления, чтобы обеспечить клиенту широкий круг медицинских услуг.

Впрочем, следует отметить, что с каждым годом туристам доступно всё большее количество отелей Карпат.

А еще необходимо сформировать развлекательную и иную туристическую инфраструктуру.

Реализация этих пунктов требует больших инвестиционных поступлений. Например, для строительства современного туристического комплекса и обеспечения сопутствующей инфраструктуры необходимо привлечь около $2 млрд.

Кто готов вложиться?

По словам Романа Матиса, руководителя управления инвестиционной политики Львовской ОГА,  территорией Трускавца, Моршина и Сходницы заинтересовались инвесторы, которые выступили с инициативой – создать здесь Медицинский парк. Проект предусматривает строительство новых гостиниц, медицинских центров, SPA и т. п. Его цель – сформировать базу для создания комплексного туристического продукта, который сможет дополнительно обслуживать до 1 млн медицинских туристов ежегодно.

Общий объем инвестиций, необходимых для осуществления этих планов, составляет около $1 мрлд. Проект должен стартовать уже в следующем году, а срок его полной реализации – восемь лет. Медицинский парк должен объединить в себе весь естественный лечебный потенциал региона и обеспечить отдыхающих всеми минеральными водами Львовщины, торфо-, грязелечением, а после восстановления добычи озокерита – и озокеритолечением.

Также парк создаст возможности для открытия в одном месте частных медицинских клиник различного направления. В частности, стоматологической клиники, клиники эстетической медицины и косметологии, клиники пластической хирургии, офтальмологической клиники, клиники репродуктологии, гинекологической и урологической клиники, клиники общей практики. А еще – центра лечения и профилактики диабета, реабилитационного центра, водо- и грязелечебницы, клиники восстановительной медицины и т. д.

Планируется, что медицинский парк будет принимать внутренних и иностранных туристов в соотношении 30% к 70%. Зарубежными клиентами Медицинского парка могут стать пациенты не только с постсоветского пространства, но и из стран Персидского залива, Европейского союза (стран бывшего Варшавского договора), Канады и Китая.

Что предстоит сделать?

Для обеспечения потребностей и нового объекта, и  уже работающих в рамках этой локации, как уже отмечалось выше, необходима развитая инфраструктура. Ведь пока низкое качество транспортного сообщения, отсутствие инфраструктуры для отдыха и развлечений и низкий уровень инженерной инфраструктуры курорта все еще отпугивают большое количество потенциальной клиентуры курортно-оздоровительного сегмента Украинских Карпат. И современного туриста, который хочет получить максимум за свои деньги, трудно привлечь в таких условиях.

В сопутствующую инфраструктуру проекта необходимо инвестировать около $700–800 млн. Здесь может пригодиться государственно-частное партнерство – например, при расширении возможностей международного аэропорта «Львов» или в ходе строительства нового аэропорта, создании качественного железнодорожного и автосообщения с курортным регионом.

Реализация инфраструктурного проекта позволит объединить Трускавец, Сходницу и Моршин в весомый центр медицинского туризма, сделав его основным рекреационным центром как для украинцев, так и для иностранцев.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате