Карантин vs бизнес: как действовать в эпоху ограничений
Ответы на главные вопросы

11 марта правительство Украины ступило на тропу войны с COVID-19 и опубликовало постановление о предотвращении распространения коронавируса в стране. Запретили посещение учебных заведений; проведение всех массовых мероприятий, в которых принимает участие более 200 человек. Это не касается мероприятий, необходимых для обеспечения работы органов государственной власти и органов местного самоуправления (парламент на «удаленку» не уходит). Ограничено количество пунктов пропуска через государственную границу.
Не остались в стороне от происходящего и столичные власти: согласно распоряжению КГГА, с 12 по 31 марта в Киеве приостановлено обучение в ВУЗах, школах, детских садах, работа театров, кинотеатров, музеев, развлекательных центров и развлекательных зон в ТРЦ, ограничено проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий. Под запретом также оказались все мероприятия с количеством участников более 60. А к менее масштабным мероприятиям предложено допускать граждан только после проверки их температуры.
Столь строгие меры кардинально меняют стиль работы большинства бизнесов по всей стране. Соответственно, у предпринимателей возникает множество вопросов о том, как теперь организовывать свою деятельность, каким образом обосновывать сбои в договоренностях с контрагентами и стоит ли опасаться санкций за неисполнение «карантинных» мер. Mind обратился с этими вопросами к юристам и публикует их ответы.

Сергей Головко, адвокат АО Credence
На что имеет право государство в условиях карантина? Статья 30 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» предусматривает достаточно объемный перечень полномочий органов местной власти, касающихся введения карантина на соответствующей территории. А если учесть, что карантин введен на всей территории Украины, соответствующие полномочия получают все украинские местные органы власти. Согласно данной статье, на территориях, где установлен карантин, им предоставляется право:
Как это может сказаться на предпринимателях? Фактически речь может идти как об ограничении только мероприятий на 200 и более лиц, так и о полном прекращении любой предпринимательской деятельности на определенной территории. Понятно, что никакие местные советы не заинтересованы в «замирания» бизнеса, а значит, можно надеяться, что до крайних мер не дойдет.
А вот что касается привлечения транспортных средств, помещений или возложения на собственников предприятий или предприятий общественного посещения обязанностей по введению особых санитарных мер и контролю за их исполнением – это весьма вероятно.
Накажут ли за «неподчинение»? Упомянутый выше закон в части ответственности имеет только декларативные, отсылочные нормы, лишь констатирует наличие ответственности по закону.
В настоящее время к нарушителям норм и требований, установленных на общеукраинском или на местных уровнях, может быть применена административная или уголовная ответственность.
Административная ответственность предусмотрена ст.42 («Нарушение санитарных норм»), 188-11 («Неисполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений, а также других законных требований должностных лиц органов государственной санитарно-эпидемиологической службы») и 188-22 («Неисполнение законных требований должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы и государственной службы ветеринарной медицины») Кодекса Украины об административных нарушениях. Санкции (в худшем случае) – штраф до 8500 грн.
Что касается уголовной ответственности, то это может быть ст. 325 («Нарушение санитарных правил и норм о предотвращении инфекционных заболеваний и массовых отравлений») и теоретически ст. 137 («Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране жизни и здоровья детей») Уголовного кодекса Украины.
Уголовная ответственность весьма значительна – лишение свободы на срок до 8 лет (но только в случае, если такое нарушение привело к гибели людей или другим тяжелым последствиям). Часть 1 с. 325 УК предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил и норм, установленных с целью предупреждения эпидемических и других инфекционных заболеваний, если такие действия повлекли или заведомо могли повлечь распространение этих заболеваний.
Как быть с невыполненными бизнес-договорами? Во время карантина не менее важна и ответственность по хозяйственным договорам. К сожалению, украинское законодательство так и не выработало до сих пор единого механизма удостоверения наличия форс-мажорных обстоятельств во взаимоотношениях внутри Украины. То есть теоретически наличие общенационального карантина и ограничений внутри отдельных областей или районов может быть основанием, объективно не позволяющим контрагентам исполнять взаимные обязанности. Фактически надежного механизма подтверждения статуса этих обстоятельств именно как форс-мажорных – нет. Торгово-промышленная палата Украины не заняла определенной позиции по поводу введенного карантина, ограничившись информацией вроде той, что при определенных условиях карантин может быть в некоторых экономических правоотношениях признан форс-мажором.
Что делать, если сделка срывается? Если одна из сторон не может исполнить свои обязанности по договору, то для того, чтобы обезопасить себя от дальнейших возможных претензий контрагентов, рекомендуем следующее:
- привлекать предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности к выполнению мероприятий по локализации и ликвидации эпидемии или вспышки инфекционной болезни;
- привлекать для временного использования транспортные средства, здания, сооружения, оборудование, другое имущество предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, необходимые для осуществления профилактических и противоэпидемических мероприятий с последующим полным возмещением в установленном законом порядке его стоимости или расходов, связанных с его использованием;
- устанавливать особый режим въезда на территорию карантина и выезда с нее граждан и транспортных средств, а в случае необходимости – проводить санитарный досмотр вещей, багажа, транспортных средств и грузов;
- вводить более жесткие, чем установленные нормативно-правовыми актами, требования к качеству, условиям производства, изготовления и реализации продуктов питания, режима обработки и качества питьевой воды;
- устанавливать особый порядок проведения профилактических и противоэпидемических, в том числе дезинфекционных, и других мероприятий;
- создавать на въездах и выездах с территории карантина контрольно-пропускные пункты, привлекать в установленном порядке для работы в этих пунктах военнослужащих, работников, материально-технические и транспортные средства предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, частей и подразделений центральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах обороны и военного строительства, охраны общественного порядка.
Как это может сказаться на предпринимателях? Фактически речь может идти как об ограничении только мероприятий на 200 и более лиц, так и о полном прекращении любой предпринимательской деятельности на определенной территории. Понятно, что никакие местные советы не заинтересованы в «замирания» бизнеса, а значит, можно надеяться, что до крайних мер не дойдет.
А вот что касается привлечения транспортных средств, помещений или возложения на собственников предприятий или предприятий общественного посещения обязанностей по введению особых санитарных мер и контролю за их исполнением – это весьма вероятно.
Накажут ли за «неподчинение»? Упомянутый выше закон в части ответственности имеет только декларативные, отсылочные нормы, лишь констатирует наличие ответственности по закону.
В настоящее время к нарушителям норм и требований, установленных на общеукраинском или на местных уровнях, может быть применена административная или уголовная ответственность.
Административная ответственность предусмотрена ст.42 («Нарушение санитарных норм»), 188-11 («Неисполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений, а также других законных требований должностных лиц органов государственной санитарно-эпидемиологической службы») и 188-22 («Неисполнение законных требований должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы и государственной службы ветеринарной медицины») Кодекса Украины об административных нарушениях. Санкции (в худшем случае) – штраф до 8500 грн.
Что касается уголовной ответственности, то это может быть ст. 325 («Нарушение санитарных правил и норм о предотвращении инфекционных заболеваний и массовых отравлений») и теоретически ст. 137 («Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране жизни и здоровья детей») Уголовного кодекса Украины.
Уголовная ответственность весьма значительна – лишение свободы на срок до 8 лет (но только в случае, если такое нарушение привело к гибели людей или другим тяжелым последствиям). Часть 1 с. 325 УК предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил и норм, установленных с целью предупреждения эпидемических и других инфекционных заболеваний, если такие действия повлекли или заведомо могли повлечь распространение этих заболеваний.
Как быть с невыполненными бизнес-договорами? Во время карантина не менее важна и ответственность по хозяйственным договорам. К сожалению, украинское законодательство так и не выработало до сих пор единого механизма удостоверения наличия форс-мажорных обстоятельств во взаимоотношениях внутри Украины. То есть теоретически наличие общенационального карантина и ограничений внутри отдельных областей или районов может быть основанием, объективно не позволяющим контрагентам исполнять взаимные обязанности. Фактически надежного механизма подтверждения статуса этих обстоятельств именно как форс-мажорных – нет. Торгово-промышленная палата Украины не заняла определенной позиции по поводу введенного карантина, ограничившись информацией вроде той, что при определенных условиях карантин может быть в некоторых экономических правоотношениях признан форс-мажором.
Что делать, если сделка срывается? Если одна из сторон не может исполнить свои обязанности по договору, то для того, чтобы обезопасить себя от дальнейших возможных претензий контрагентов, рекомендуем следующее:
- сохранить с официальных веб-ресурсов все доступные акты центральных и местных органов власти, которыми закрепляются ограничения, влияющие на конкретную деятельность;
- подготовить и направить контрагенту письмо с описанием причин неисполнения обязанностей, обусловленных действиями и решениями органов власти с добавлением копий соответствующих актов. В этом же письме целесообразно указать на то, что вы активно занимаетесь поиском путей выхода из сложившейся ситуации, предложить целесообразные изменения условий договора и т. д.;
- важно действительно активно заниматься поиском альтернативных направлений, источников и т. д. То есть рассылать запросы, предложения и проводить другие подобные работы даже по тем направлениям, где вы заведомо знаете о их неперспективности. Задача здесь максимально обезопасить себя на случай будущих судебных разбирательств и запастись доказательствами того, что вы приняли все возможные меры для предотвращения или уменьшения негативных последствий.

Виталий Жадобин, адвокат
Как устанавливается факт форс-мажора? Торгово-промышленная палата Украины и ее региональные отделения уполномочены подтверждать факт форс-мажора. Для подтверждения форс-мажорных обстоятельств руководителю предприятия следует подать в ТПП Украины или ее региональные отделения заявление о наступлении форс-мажорных обстоятельств с конкретным уточнением, какие именно обязательства по договору невозможно выполнить в срок и по какой именно причине.
Что дает «законный» форс-мажор? Подтверждение ТПП Украины факта форс-мажора дает освобождение от гражданской и хозяйственно-правовой ответственности за невыполнение условий договора; а также – отсрочку налоговых и денежных обязательств.
Может ли коронавирус быть признан форс-мажором? Не только в Украине, но и по всему миру компании сталкиваются с невозможностью выполнения своих обязательств из-за ограничений, которые направлены на борьбу с коронавирусом. Например, Торгово-промышленная палата РФ уже начала выдачу сертификатов о форс-мажоре из-за COVID-19 – они подтверждают срыв поставок за рубеж. Подтверждать внутренние проблемы с поставками пока так не могут из-за особенностей национального законодательства РФ.
Получит ли бизнес поддержку или компенсации? Что касается налогов, то не все государства ждут подтверждения о форс-мажоре или другого сигнала свыше. Если верить новостям, то в Италии (наиболее пострадавшей от коронавируса европейской стране) будут введены налоговые льготы для бизнеса. Такие же послабления обещают бизнесу Китая, Великобритании и Австралии. В Чехии предпринимателям будут давать беспроцентный займ для выплаты заработных плат за время простоя. В США предлагают уменьшить или отменить на время взносы на страхование и медицину. В Дании дают отсрочку для плательщиков НДС.
Осталось услышать предложения от нашего государства. Пока же бизнес остался один на один с карантином: сотрудники с детьми вынуждены уходить уже во второй в течение года «карантинный» отпуск или приводить детей на рабочее место. Часть бизнесов вообще ограничены в работе – например, кинотеатры.
Может ли форс-мажор быть признан «автоматически» из-за карантина? Карантин в стране или другие ограничения не означают автоматический форс-мажор. Между эпидемией, введением карантина, ограничением движения на границах и невозможностью выполнить обязательства по договору должна быть прямая причинно-следственная связь.
Если в договоре среди форс-мажорных обстоятельств указаны: эпидемия, чрезвычайная ситуация в сфере здравоохранения или ограничительные действия власти, то это в целом может помочь в части признания ТПП факта, который не позволяет выполнить обязательство. Однако и в этом случае должна быть причинно-следственная связь между эпидемией и фактом нарушения условий договора.
Если было остановлено производство в Китае, то логично, что ваша компания не сможет поставить вовремя продукцию. Однако, если компания год не могла выполнить заказ, а теперь почти весь коллектив ушел в отпуск на время школьного карантина – это не оправдание годичной задержки.

Виталий Колесников, адвокат
Законны ли «карантинные» ограничения? До 11 марта препятствием установления карантина «по закону» было отсутствие должности главного государственного санитарного врача Украины, который выполняет роль инициатора решения. Для такой цели правительство назначило главным санврачом заместителя министра здравоохранения (распоряжение №339-р от 11.03.2020).
Такое решение является понятным, но вряд ли соответствует Закону об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения. Главного санврача нельзя «назначить». Его функции выполняет руководитель Государственной санитарно-эпидемиологической службы, которая была ранее ликвидирована Постановлением Кабмина от 29.03.2017 №348.
Поэтому законность таких ограничений вызывает вопросы. В решении Комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций указано, что оно принято на основании ст. 30 упомянутого выше закона. Эта норма предусматривает право органов власти устанавливать на своей территории особые условия и режимы труда, учебы, передвижения по обращению региональных государственных санитарных врачей. Но такие должности уже упразднены, и в отличие от должности главного государственного санитарного врача Украины не восстановлены. А значит, процедура не была соблюдена.
Кроме того, положение закона наделяет комиссию функциями координатора (организатора) деятельности других органов власти «с полномочиями» и предусматривает право устанавливать запреты.
Да и в распоряжении КМДА не указано, что оно было принято по инициативе регионального государственного санитарного врача.
Будут ли наказывать за невыполнение карантина? Представители Министерств здравоохранения и внутренних дел поспешили испугать всех несогласных с установленным карантином административной и уголовной ответственностью.
МВД заявило о праве сотрудников правоохранительных органов осуществлять рейды и проверять соблюдение требований правительства в период карантина, в том числе реагировать на «сигналы от граждан». То есть «под прицелом» оказались не граждане, а руководители учреждений и организаций (школы, вузы, ТРЦ, кинотеатры и т.д.).
Наиболее вероятными могут быть попытки привлечь виновных лиц к административной ответственности за нарушение санитарных норм (ст. 42 КУоАП, штраф до 425 грн.), а также уголовной – за ненадлежащее исполнение обязанностей по охране жизни и здоровья детей (ст. 137 УК) или нарушение санитарных правил и норм по предотвращению инфекционных заболеваний и массовых отравлений (ст. 325 УК).
Очевидно, что проконтролировать всех и каждого не получится. Не стоит исключать традиционных «точечных показательных выступлений», но властям стоит больше надеяться на человеческую ответственность.
Бизнесу, в свою очередь, придется дополнительно проанализировать запреты и попытаться адаптироваться к ним.
Стоит отметить, что многие компании (в том числе юридические фирмы, организаторы мероприятий для юристов) декларирует добровольное исполнение ограничений: отменяют, переносят командировки, переводят ивенты и встречи в онлайн, устанавливают особые режимы работы для сотрудников. Свобода выбора – высшее благо.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].