Проверка на прочность: к чему может привести введение пошлины на импорт полимеров
И почему методы защиты отечественного производителя в Украине вызывают все больше вопросов

Украина ввела предварительную ограничительную пошлину в размере 18% на импорт полимерных материалов независимо от страны происхождения и экспорта. Такое решение приняла Межведомственная комиссия по международной торговле при Кабинете Министров Украины 22 мая. Сегодня соответствующее сообщение опубликовано в газете «Урядовый курьер». Как указано в публикации, решение вступит в силу через 10 дней.
Заявителем о необходимости введения такой пошлины в феврале 2020 года выступило калушское предприятие «Карпатнефтехим», которое является единственным производителем полимерного сырья в Украине. В целом же у нас насчитывается более 50 предприятий, перерабатывающих полимеры на конечную продукцию, там работает более 30 000 человек.
Переработчики полимеров объединились, чтобы защитить свой бизнес и рабочие места, ведь считают, что введение пошлины грозит полной потерей части производств и повышением цен на конечный продукт, что также приведет к сокращению собственного производства. До 20 мая переработчики подготовили и передали в Межведомственную комиссию материалы со своими аргументами в защиту импорта полимерного сырья.
Однако еще до рассмотрения этих материалов чиновники проявили непонятную ловкость и всего за два месяца приняли решение в пользу предприятия с российскими корнями. Хотя, согласно закону «О внешнеэкономической деятельности», на процедуру расследования отводится от 270 до 330 дней.
Сегодня украинские полимерщики готовятся к судебным искам, среди которых рассматривается и возможность обращения к Всемирной торговой организации.
Кому принадлежит «Карпатнефтехим»? Полимеры – поливинхлорид (ПВХ) и полиэтилен (ПЭ) – используются в производстве оконного и дверного профиля, кабельной и трубной продукции, пищевой, фармацевтической и промышленной упаковки и т. п. Это одни из самых перспективных материалов в современной экономике, поэтому страны уделяют особое внимание развитию этой отрасли.
В начале 2000-х годов концерн «Ориана» (Калуш, Ивано-Франковская обл.) был разделен на несколько предприятий. Цех нефтехимии через свою дочернюю фирму из Нидерландов купила российская нефтяная компания «Лукойл» и переименовала его в ООО «Карпатнефтехим» (КНХ). Долгое время в Калуше просто переделывали дизельное топливо на жидкий этилен и по прямому трубопроводу продавали в Венгрию. Производить из этилена сложные ПВХ и ПЭ российские владельцы начали ближе к 2010-м.
В 2014-м, после аннексии Крыма и начала войны в Донбассе, россияне в Нидерландах просто переоформили свою компанию Lukoil Chemical B.V. на украинских владельцев, назвав ее KARPATY CHEMICAL B.V., а конечными бенефициарами стали Ильхам Мамедов и Игорь Шуцкий. Оба работали в структурах «Лукойла» в Украине.
В 2012 году ООО «Карпатнефтехим» уже обращалось к правительству Украины с требованиями ввести антидемпинговые пошлины на полимеры. Правительство Николая Азарова почти два года рассматривало дело, и в конце концов отказало. Не последнюю роль сыграл и тот факт, что в 2011 году был остановлен Лисичанский НПЗ, который тоже выпускал полимеры. Но владелец, российская нефтяная компания ТНК решила, что завод в Украине нерентабелен, и просто закрыла его, бросив на произвол судьбы. Итак, с 2012 года «Карпатнефтехим» фактически стал монополистом на рынке.
Какие аргументы привел «Карпатнефтехим» в пользу пошлины? В 2017 году, когда министром энергетики был Игорь Насалик, бывший мэр Калуша, ООО «Карпатнефтехим» уже получило льготы: отмена акцизов на дизель и сжиженный газ, которые используют в своем производственном цикле. Тем не менее в феврале 2020-го предприятие подало документы на антидемпинговое расследование. Основанием назвали значительный рост импорта полимеров за последние несколько лет, из-за чего произошло падение объемов продаж на 5%. «Карпатнефтехим» заявляет, что готов самостоятельно удовлетворить все потребности украинских потребителей полимеров.
Отечественные импортеры полимеров, наоборот, говорят, что за последние годы импорт упал в несколько раз. Абсолютные данные по импорту, а также сравнительные таблицы должно предоставить Министерство экономики, а заслушать эту информацию Межведомственная комиссия должна на публичных общественных слушаниях. Так же как и другие аргументы производителей полимерной продукции, при помощи которых они отрицают, что «Карпатнефтехим» производит необходимую номенклатуру продукции и в достаточном для всех количестве и качестве.
Почему другие против? Предварительную ограничительную пошлину в 18% комиссия ввела без соблюдения законных процедур, так и не выслушав другую сторону антидемпингового расследования. Многие из этих 50 предприятий, импортирующих полимеры, выступают также и экспортерами уже готовой продукции гораздо более высокого передела. А пошлина, согласно замыслу, будет действовать и в период судебных процессов, которые готовы инициировать полимерщики. Поэтому игроки рынка опасаются, что вскоре Украина может потерять не только рабочие места, рынки сбыта, но и статью экспорта, которая приносит валюту в страну.
«Я хочу обратить внимание на то, что каждая из заинтересованных сторон вправе приводить свои аргументы, убеждать в их достоверности, обоснованности, правдивости. Для этого закон предусмотрел четкую процедуру проведения расследования, обязательным этапом которого являются общественные слушания», – отметил Олег Слободяник, юрист, представляющий интересы ООО «Альфаполимер Украина».
Mind считает целесообразным предоставить право производителям полимерной продукции обнародовать свои аргументы против введения ограничительных пошлин, если они не смогли сделать этого перед Межведомственной комиссией.
Александр Симонов,
директор по маркетингу и продажам ОАО «Одескабель» (950 сотрудников, завод 71 год на рынке):
Исторически так сложилось, что все высокотехнологичные кабельные решения мы получали из Европы. Даже совсем недавно не имели материальной базы, чтобы обеспечить современные требования к телекоммуникационной и энергетической продукции, ведь они должны работать десятки лет. Именно поэтому мы и импортируем более 90% видов сырья и материалов.
Вместе с тем за последние 10 лет наше предприятие вложило в улучшение технологий 33 млн грн, чтобы конкурировать на европейском рынке. И сегодня 30% нашей номенклатуры отгружается за границу.
Мы не можем покупать в компании КНХ ни один материал. Итак, с введением антидемпинговых пошлин и мы, и наши коллеги потеряем возможность производить продукцию для телекоммуникационного рынка. Как и возможность конкуренции на плотном европейском рынке, так как покупать там сырье, уплачивая такую пошлину, а потом выходить на тот же рынок, совершенно невозможно.
Мы потеряем высококвалифицированных сотрудников, которых учили десятки лет, команду, а заодно и возможность развивать энергетику и телекоммуникации на украинском рынке.
Владимир Чайка,
руководитель ОАО «Южкабель», Харьков (954 сотрудника, объем реализации продукции более 2 млрд грн в год):
Мы производим кабельно-проводниковую продукцию энергетического назначения, которая используется в шахтах, метрополитене, атомной энергетике, телекоммуникационных системах, гражданском строительстве. В частности, в системах безопасности, которые работают в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Требования к таким кабелям выдвигают очень высокие.
Мы потребляем материалы, подпадающие под расследование, на $2,5 млн, а производим продукции на $43 млн, из которой 15–18% поставляем на экспорт. В себестоимости нашей продукции 8–10% составляют импортируемые полимеры. Введение ограничительных пошлин приведет к коллапсу на рынке, потому что он сегодня очень жесткий, и 1–2% в цене играют значительную роль в реализации продукции.
Расследование, которое завели, идет против всей логики и защищает интересы только одного предприятия – «Карпатнефтехима». И совершенно не учитывает интересы других производителей и потребителей Украины. Нет достаточной оценки последствий. Остановка производства будет неотвратимой.
Игорь Домнич,
соучредитель ООО «Проминвест Пластик» (350 сотрудников, объем реализации продукции 800 млн грн в год):
Мы потребляем смолы ПВХ на $5 млн, а экспортируем продукции на $25 млн. Даже при введении небольшой пошлины, я не говорю уже о 10–20%, на основной вид сырья экспортное направление для нашего предприятия можно будет хоронить, а вместе с ним и 350 рабочих мест.
Наша специализация – производство компаундов для кабельно-проводниковой продукции, потребители – кабельные заводы. Если мы будем вынуждены повысить цены на свои комплектующие для этих заводов, чья кабельно-проводниковая продукция сегодня имеет 3–5% рентабельности, они просто «лягут». В ассоциацию «Укрэлектрокабель» входит 15 кабельных заводов Украины, там 3500 рабочих мест, объем продукции на 6,5 млрд грн, соответствующие налоги. А еще десятки небольших кабельных заводов, которые также используют нашу продукцию. Они не выживут.
Игорь Стрелец,
руководитель ООО «Торговый дом «Евротрубпласт» (400 сотрудников, объем реализации продукции 1 млрд грн в год):
У нас работает два завода и торговый дом. Производим трубы для газовой промышленности, водопроводов, канализации, специализированные трубы. На это нужны специальные бимодальные марки полиэтилена, они крашеные – черные, желтые, синие.
«Карпатнефтехим» даже теоретически не может такие выработать: их схема производства выдает только одну марку ПЭ, который используется для упаковок. Продукцию КНХ в своем производстве мы используем только на 3%, для безнапорных систем.
Процессинговая стоимость переработки материалов в трубах составляет 5–10%. И при введении пошлины даже в 6,5% (хотя разговоры идут о большей ставке) это будет вся стоимость, которую получают наши заводы при производстве готовой продукции. Мы вынуждены будем их закрыть и освободить 60% рабочих.
В нашей группе есть заводы в Латвии, Австрии, Беларуси, будем возить продукцию из других стран. Если со временем пошлину и отменят, восстановить производственные мощности будет трудно. С персоналом и сейчас сложно, а тогда квалифицированные специалисты поедут в ту же Европу или Россию. И ликвидное оборудование придется распродать.
Валерий Лыхварь,
директор ООО «Алюпласт Украина» (компания со 100% иностранным капиталом, 70 работников):
Из-за введения пошлины подорожает смола ПВХ, которая составляет до 70% себестоимости, что приведет к удорожанию пластиковых товаров. У нас по Украине есть 100–150 компаний-клиентов, производящих ПВХ-окна, там работает от 5000 до 15 000 человек.
Мы повышаем цены на ПВХ-профиль, они вынуждены будут повышать цены на окна и двери. А дальше – быстро падает конкурентоспособность как в Украине, так и на экспортном направлении, и они вынуждены будут закрывать производства. В Польше есть сильный завод по производству профиля, и наша себестоимость недалека от польской.
Введут пошлины – исчезнет смысл производить у нас продукцию. Тогда уже никакие «инвестиционные няни» не помогут реальному бизнесу в Украине.
Марьяна Глоба,
юрист ООО «Маядо» (компания со 100% иностранным капиталом):
Наше предприятие производит оконные и дверные ПВХ-профили, основным компонентом которых на 70–90% является ПВХ-смола. Мы поддерживаем украинское производство и активно сотрудничаем с КНХ. Однако в 2019 году у нас возникла такая ситуация, что в период наибольшего спроса на профиль КНХ не справился с производством – и возник дефицит сырья. Мы вынуждены были срочно импортировать указанный товар.
Что касается качества сырья КНХ, то здесь все зависит от партии. А это, соответственно, сказывается на готовой продукции и финансовых результатах, поскольку приходится регулировать сырьевой состав ПВХ-профиля. С введением пошлины цена нашего ПВХ-профиля вырастет до европейского уровня, поэтому производители ПВХ-окон и дверей, скорее всего, переориентируются на импортируемый. А наше предприятие прекратит производство из-за нерентабельности.
________________________________________
Николай Лозицкий,
представитель ООО Viknaland (основана в 2014 году; 470 сотрудников):
Наша компания использует до 80% ПВХ-смолы, и в 2019-м 98% этой смолы мы покупали в КНХ. Однако надо помнить, что цена, которую выставляет завод на свою продукцию, формируется исходя из рыночных мировых цен на это сырье. Если для украинских компаний цену искусственно поднимут, то мы не сможем удержать цены на продукцию на текущем уровне, она возрастет и для наших потребителей.
А рядом у болгар или поляков стоимость сырья останется прежней. Это приведет к тому, что мы вынуждены будем сбавлять обороты своей компании, сокращать рабочих. В лучшем случае это будет 30–50%-ное сокращение, в худшем можем вообще остановиться.
Если увеличится стоимость продукции, то потеряет сам «Карпатнефтехим», ибо объем продукции, который мы сейчас забираем, упадет в разы. Кому они будут продавать ее по такой цене, если Украина будет завалена готовой импортной продукцией?
Итак, суть проблемы ограничительных пошлин на импортное сырье: то, как мы защищаем мифического «отечественного производителя», приведет к тому, что мы просто убьем рынок оконного профиля в Украине.
Производители полимерной продукции уже направили письма к президенту и премьер-министру с просьбой разобраться более тщательно в ситуации с введением пошлин в пользу потенциального монополиста. А также зарегистрировали петицию – обращение к президенту Украины с призывом помочь отменить пошлину на полимеры.
В Украине вообще складывается довольно неоднозначная ситуация с введением ограничительных пошлин. В прошлом году правительство ввело пошлину на жидкий хлор, который в стране производит только «Днепроазот», цена продукции сразу же выросла и для водоканалов, и для металлургов. Сегодня возобновились попытки ввести пошлину на российский дизель и бензин, хотя у нас почти монопольным его производителем является Кременчугский НПЗ. Продолжается многолетнее противостояние аграриев и производителей удобрений относительно запрета импорта ряда удобрений из-за рубежа, хотя в Украине почти 90% их производства контролирует один олигарх.
Снять подозрения в том, что правительство «играет» на одной «заинтересованной» стороне, может только прозрачное открытое расследование с публичными слушаниями и объективными оценками. Но именно этого пока не происходит.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].