Лайфхак или факап: почему легендарный «Квазар-Микро» вновь меняет собственника
Каким образом новое приобретение связано с «Vodafone Украина» и почему оно может «уйти» за бесценок

«Флагман украинского хайтека с годовым оборотом в $300 млн», – так описывали предприятие «Квазар-Микро» около 15 лет назад перед продажей российскому «Ситрониксу». Вскоре украинский актив вновь должен сменить собственника. Недавно стало известно о продаже 100% акций «Ситроникс Телеком Солюшнс Украина» (СТСУ, экс «Квазар-Микро»). АМКУ сделку согласовал.
Во сколько он оценивается сейчас и чем интересен инвесторам из Азербайджана? На эти и другие вопросы искал ответы Mind.
Краткая предыстория. «Квазар-Микро» основан в далеком 1990 году Евгением Уткиным – ныне известным IT-предпринимателем. Предприятие активно наращивало обороты, занимаясь разработкой микросхем, софта, производством компьютеров, системной интеграцией и т.п.
В 2004-м оборот компании достиг $300 млн. Годом позже Уткин продал 51% «Квазар-Микро» российской АФК «Системе» Владимира Евтушенкова за $28 млн. Украинское предприятие стало частью «Ситроникс», а Евгений Уткин – его президентом. В 2007-м топ-менеджер вывел «Ситроникс» на IPO на Лондонской фондовой бирже. Через год он расстался с оставшимися 49% акций «Квазара» за $117 млн.
Свой уход бизнесмен ранее пояснил стратегическими разногласиями: он хотел строить компанию, ориентированную на мировой рынок, сконцентрироваться на разработке, а не на производстве микросхем, в котором нуждался только внутренний российский рынок. «Система» же рассчитывала на массивную господдержку в виде субсидий и крупного оборонного заказа.
«С 2008 не имею никакого отношения к «Ситроникс». Кроме легкой грусти, нет никаких чувств», – дипломатично отказался комментировать дальнейшую судьбу своего «детища» Евгений Уткин в беседе с Mind.
Что сегодня представляет собой актив? По данным YouControl, в 2019 году выручка «Ситроникс Телеком Солюшнс Украина» составила около 700 млн грн, активы – 240 млн грн, обязательства – 190 млн грн.

Источник: YouControl
Чистая прибыль в прошлом году сократилась в 2,9 раза – до 22,1 млн грн.

Источник: YouControl
На сайте компании сказано, что СТСУ предлагает крупному бизнесу специализированные системы проектирования и контроля сетей управления, ЦОДов и хранилищ данных, инженерных решений, а также решения по мониторингу, анализу и оптимизации IТ-инфраструктуры. Малым и средним предприятиям – поставляет «под ключ» решения по построению базовой IТ-инфраструктуры, включая облачные и гибридные системы.
В перечне клиентов – 20 крупных компаний: «1+1», «Ашан», ДТЭК, МХП, ПриватБанк, Ощадбанк, ПУМБ, «Укртелеком», lifecell, «Vodafone Украина» и т.д.
Однако мониторинг в Google «подсказывает», что у компании один ключевой клиент – «Vodafone Украина». «Ситроникс» занимался технической поддержкой приложений биллинговой системы, модернизировал сети сигнализации оператора. Выигрывал и другие тендеры «Vodafone Украина».
Данные Google подтверждают эксперты. «Российский «Ситроникс» в Украине изначально был представлен двумя компаниями: «Квазар-Микро» («Ситроникс ИТ Солюшнс») и «Ситкроникс Телеком Солюшнс». Первая компания была в свое время ведущим системным интегратором Украины, вторая изначально создавалась под «МТС Украина» (внедрение и сопровождение биллинговой системы FORIS, кое-какие поставки оборудования)», – рассказывает экс-президент «Квазар-Микро», генеральний директор De Novo Максим Агеев.
По его словам, начиная примерно с 2012 года «Ситроникс» начал стремительно терять свои позиции практически во всех сегментах украинского IТ-рынка. «Последовала серия действий по оптимизации и сокращению всего, что можно было урезать. В результате обе компании схлопнулись в одну и превратились в сервисный придаток «МТС Украина» (впоследствии переименованной в «Vodafone Украина») на хозрасчете», – говорит Агеев.
Спикер уточняет, что лично он из «Квазар-Микро» ушел более 12 лет назад и с тех пор с «Ситроникс» не поддерживает отношений. О нынешнем состоянии компании может судить лишь по обрывочным данным и ее внешним проявлениям (или их отсутствию) на рынке.
По предположению Агеева, сегодня «Vodafone Украина» дает СТСУ деньги на выполнение набора работ с минимальной маржой, требуемой на покрытие внутренних операционных расходов. «На открытом рынке компания не присутствует. Во всяком случае, мне неизвестны примеры ее проектов или любой другой деятельности. Насколько слышал, от московской части «Ситроникс» украинское ответвление давно отсоединено», – отмечает он.
Глава наблюдательного совета Octava Capital Александр Кардаков рассказывает, что бизнес-процессы «Vodafone Украина» были настроены на полный аутсорсинг, где подрядной организацией был и остается «Ситроникс»: «Насколько мне известно, 80-90% всего дохода «Ситроникс» – это средства от обслуживания «Vodafone Украина».
Схожее мнение у управляющего партнера консалтинговой компании E&C Анатолия Фроленкова: «Основным клиентом «Ситроникс» является «Vodafone Украина». Насколько слышал, собственных продуктов у компании нет. Плюс рынок системной интеграции в последние годы сильно схлопнулся. Не удивительно, что компания теряет позиции».
Кто приобретает актив? По сути, за покупателем стоит нынешний собственник «Vodafone Украина». Напомним, в конце прошлого года «Система» Владимира Евтушенкова продала свою «дочку» холдингу NEQSOL.
Сейчас АМКУ сообщает, что заявку о приобретении актива подало ООО «Си-Телеком Холдинг». Его акционеры – Юсиф Джаббаров (CEO NEQSOL Holding), Артем и Рамиз Насиб оглы Гасановы (родственники Насиба Гасанова – владельца NEQSOL Holding).
Чем азербайджанцев заинтересовал актив? На этот вопрос Mind в NEQSOL ответили буквально следующее: «NEQSOL Holding и «Vodafone Украина» не участвуют в указанной сделке, поэтому мы не можем ее комментировать».
По словам Кардакова, это естественное желание акционеров «Vodafone Украина» – приобрести компанию, которая обеспечивает полный аутсорсинг всех процессов. «Вполне логично: отказ Vodafone от услуг «Ситроникса» привел бы к трудностям в компании. Это же потеря основного заказчика и, как следствие, обесценивание «Ситроникса». Маловероятно, что азербайджанцы просто скупают активы с хорошим дисконтом», – предполагает он.
Хотя тут могут решаться и две задачи. «Чем актив был бы интересен для меня как для нового собственника? С одной стороны – надежностью, уверенностью в правильном обслуживании. Потому что построить с нуля систему обслуживания или перестроить систему обслуживания очень сложно. Проще ее купить. Во-вторых – это концентрация у себя всех потоков и контроль над ними», – поясняет глава набсовета Octava Capital.
«СТСУ может быть необходим «Vodafone Украина» для выполнения все тех же функций «сервисного подразделения на хозрасчете». Если речь идет о биллинге, то быстро поменять команду специалистов практически невозможно. И, если цена в самом деле невелика, то легче заплатить эти деньги, чем переманивать специалистов и создавать угрозу работе оператора. Интересно, что новый собственник решит делать с приобретением. Сейчас топ-менеджерам и акционерам больших телекомов хорошо заходит идея цифровой трансформации и превращения классического мобильного оператора в конвергентного IТ сервис-провайдера широкого профиля. Почти уверен, что эта идея была выложена на стол покупателю в качестве привлекательной конфеты», – считает Максим Агеев.
«Имея автопарк, логично купить обслуживающую его СТО», – проводит параллели с «Vodafone Украина» Фроленков.
Почему Евтушенков избавляется от еще одного украинского актива? «Украинские дочки «Ситроникс» давно превратились в чемодан без ручки для российского холдинга. Думаю, бизнес из РФ рад использовать любую возможность, чтоб избавиться от бесполезного груза», – полагает Агеев.
Какова стоимость сделки? В «Ситроникс Телеком Солюшнс Украина» пока ее не озвучивают журналистам. Эксперты полагают, что, как и «Vodafone Украина», актив может «уйти» с пониженным мультипликатором.
«Подобные «Ситрониксу» активы не оценивают по обороту. А маржа в таких бизнесах редко превышает 20-30%. В лучшем случае, продавец сможет выручить $3-4 млн», – считает Фроленков.
Схожая оценка и у Агеева: «Предоставленных финансовых данных недостаточно, чтобы полновесно оценить стоимость компании. Думаю, СТСУ может стоить в диапазоне $3-6 млн. Более высокий уровень оценки мне тяжело обосновать при известном наборе финансовых и рыночных показателей. Я бы скорее предположил вероятность более низкой оценки при определенных обстоятельствах. Например, риске банкротства СТСУ при разрыве контрактов с «Vodafone Украина».
По словам Александра Кардакова, при оценке растущих компаний традиционно используется мультипликатор 5-8 EBITDA, а падающих – 2-3 EBITDA. «Но так как эта сделка не является рыночной, оценить ее стоимость невозможно, не вникая в процесс. Тут может быть любой диапазон цен», – резюмирует он.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].