Акценты недели: новая концепция «байденомики», скандальный хлопок для люксовых брендов и скрытые особенности китайских кредитов

Акценты недели: новая концепция «байденомики», скандальный хлопок для люксовых брендов и скрытые особенности китайских кредитов

Обзор основных событий минувших семи дней и реакция на них зарубежной прессы

Цей текст також доступний українською
Акценты недели: новая концепция «байденомики», скандальный хлопок для люксовых брендов и скрытые особенности китайских кредитов
Фото: pixabay

Mind ппродолжает новый цикл публикаций под общим названием «Акценты недели». В нем мы освещаем главные события, которые накануне всколыхнули мировое сообщество и имеют ощутимое влияние на экономику не только отдельных государств, но и целых регионов. Второй выпуск информационной подборки посвящен новой программе американского президента по улучшению благосостояния граждан США, хлопковому скандалу в КНР и «национальным особенностям» китайской кредитной политики на внешних рынках.

Возрождение Америки по «плану Байдена»

В среду, 31 марта, президент США Джо Байден представил американскому населению новую стратегию экономического развития. «План рабочих мест» (англ. – American Jobs Plan), как штаб президента официально назвал свою стратегию, предусматривает инвестиции в национальную экономику на уровне $2,3трлн, значительная часть которых будет направлена на развитие инфраструктуры в стране.

Большие суммы будут также потрачены на нужды домов по уходу за пожилыми людьми, качественнее переоснащение жилищного фонда и на улучшение сетей водо- и електроснабжения. А еще – на обеспечение новых рабочих мест и подготовку специалистов путем инвестирования в образовательные учреждения и колледжи, особенно в те из них , в которых учатся в основном афроамериканцы.

Принципиально важным пунктом президентской программы является выделение $174 млрд для развития електроавтомобильной индустрии США. В частности, в виде налоговых кредитов для покупателей электрокаров, а также строительства 500 000 новых станций для их заправки, о чем сообщает The Economist.

Это должно стать одной из предпосылок реализации обещания Байдена к 2035 году сделать энергетический сектор США полностью свободным от выбросов углерода, о чем также говорится в официальном  заявлении Белого дома.

По состоянию на 2018 год, согласно данным Международного энергетического агентства, США занимали второе место по объемам парниковых эмиссий. Бывший президент Дональд Трамп, будучи решительным противником политики декарбонизации, отнюдь не способствовал решению климатической проблемы Америки и мира. Зато выход США из Парижского соглашения, о котором Трамп заявлял еще в 2017 году и которое формально состоялось в ноябре прошлого года, подорвал доверие к США со стороны остальных ведущих государств.

Введение в действие нынешней администрацией «Плана рабочих мест», включающего, кроме поощрения использования электротранспорта, ряд других мероприятий по борьбе с изменением климата, будет означать положительные дипломатические и экономические сдвиги между США и другими развитыми странами.

Однако амбициозный план Байдена будет чрезвычайно сложно «протолкнуть» через Конгресс, считают аналитики. Дело в том, что бюджетные расходы на реализацию плана президент планирует компенсировать за счет повышения корпоративного налога с 21% до 28%, увеличения размера налога на иностранный доход и на офшорные прибыли.

Эти меры уже успели вызвать возмущение среди бизнес-кругов страны, а национальная Торговая палата осудила план президента как ошибочный и необдуманный, о чем пишет Financial Times. Для того чтобы проект был принят несмотря на сопротивление республиканцев в Сенате, команде Байдена, вероятно, придется прибегнуть к так называемому примирению (англ. – budget reconciliation). В этом случае план, вероятно, необходимо будет модифицировать таким образом, чтобы он касался только бюджетных, а не регулятивных мер. Проект «примирения» администрация президента уже применяла ранее в этом году для принятия «Плана спасения» – помощи американским семьям на сумму $1,9 трлн.

Китайский рынок международных брендов одежды под угрозой

В декабре прошлого года были опубликованы документы, свидетельствующие о применении принудительного труда этнических меньшинств Китая, преимущественно уйгуров, для производства хлопка в китайской провинции Синьцзян, сообщила служба новостей BBC. По словам немецкого антрополога и исследователя Адриана Зенца, который является автором указанных документов, на Синьцзян-Уйгурский автономный район до момента опубликования свидетельств приходилось около 85% всего хлопка, произведенного в Китае, и одна пятая от объемов выпуска этой культуры в мире.

В качестве реакции на расследование и санкции, введенные в течение нескольких следующих месяцев ЕС, США, Великобританией и Канадой в отношении китайских политиков, ответственных за притеснения нацменьшинств в регионе, КНР заявила сначала об аналогичных санкциях в отношении нескольких американских и канадских граждан, а в дальнейшем объявила бойкот некоторым международным брендам одежды, которые выражали обеспокоенность применением в производстве своих товаров уйгурского хлопка.

Таким образом, крупным транснациональным корпорациям, прежде всего шведской H&M и американской Nike, грозят масштабные убытки в связи с потерей позиций на китайском рынке. Как сообщается в другой статье BBC, органы власти КНР уже добились исчезновения товаров H&M из главных интернет-магазинов страны.

Однако, как передает Fortune, полностью остановить работу иностранных брендов в Китае, вероятно, было бы слишком жесткой мерой для местных властей. Ведь фирменная одежда пользуется среди китайского населения бешеной популярностью. Так, компания Nike, согласно сведениям того же источника, охватывает почти 20% китайского рынка спортивной одежды.

Прошлый опыт (2016 год – с Южной Кореей из-за закупку последней американских противоракетных систем; 2012 год – с Японией из-за спорных островов Восточно-Китайского моря) показал, что китайские экономические санкции преимущественно демонстративные и временные, а местная власть ценит репутацию открытости собственной страны для иностранных инвестиций и бизнеса не меньше, чем зарубежные корпорации – возможность сбыта здесь продукции. Впрочем, вряд ли крупные производители одежды решатся на обострение конфликта с китайским правительством. Следовательно, им придется, по крайней мере в ближайшее время, закрыть глаза на «хлопковый скандал» или хотя бы смягчить свою позицию по этому вопросу.

Китайская кредитная экспансия: спасение или ловушка

Американский центр исследований AidData в среду, 31 марта, обнародовал обзор 100 контрактов, заключенных между китайскими государственными кредитными учреждениями и различными странами мира, о чем пишет The Economist. Уникальность исследования в том, что условия многих договоров займа, заключаемых между Китаем и другими странами, не разглашаются. Однако команде с AidData все же удалось собрать достаточно данных из доступных источников, в том числе с официальных сайтов правительств, из публикаций в газетах и других ресурсов.

В результате анализа кредитных соглашений между двумя китайскими банками и 24 государствами было выявлено несколько особенностей, характерных для внешней кредитной политики КНР:

  • В большинстве случаев страна-заемщик обязуется не разглашать третьим сторонам детали договоров, а иногда – держать в тайне даже сам факт их заключения;
  • Китай обычно – в 99 случаях из 100 рассмотренных – не требует от стран-заемщиков, залога какой-либо  недвижимости. Однако это не означает, что китайские банки не страхуют себя от риска: значительная часть сделок предусматривает предоставление кредитору доступа к легальному банковскому аккаунту, который может быть связан или не связанным с проектами, куда направляются китайские средства. В случае невыплат по долгу кредитор имеет право полного доступа к средствам на таких аккаунтах, таким образом контролируя финансовые потоки страны-должника.
  • Китайские банки действуют чрезвычайно агрессивно в отношении некитайских кредиторов, выдвигая в контрактах условия, что прямо препятствуют получению ссуд из посторонних источников.
  • Условия контрактов часто обязывают страну-должника не менять слишком существенно собственное законодательство или политический курс. Такое условие, согласно мнению авторов исследования, присутствует практически во всех контрактах, заключаемых между кредитором и отдельными фирмами, и, в случае если заемщиком является государство, данное обязательство выглядит несколько хищническим и в крайнем случае, как отмечают авторы расследования, может привести к тяжелым последствиям для страны, получившей кредит.

Несмотря на весьма специфические, а иногда и агрессивные черты соглашений между КНР и остальными странами, китайскую экономическую экспансию, по оценке The Economist, вряд ли можно назвать захватнической. В конце концов, хотя условия кредитования обычно являются жесткими, однако редко неподъемными.

А учитывая то, что КНР готова предоставлять займы странам (по ставке, которая ненамного превышает рыночную), имеющим неприглядный кредитный рейтинг, или таким, рейтинг которых вообще отсутствует (например, Сьерра-Леоне), можно предположить, что для КНР кредитование – это не стратегия создания мировой империи путем порабощения экономически слабых государств, а обычный, хотя и рискованный бизнес.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту editor@mind.ua
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно