Пробить дно продовольственной корзины: как власти пытались сдержать рост цен на продукты питания
И почему у них мало что получилось
За последние полгода цены на продукты питания в Украине приблизились к исторически рекордным, превысили рекорд и продолжили рост. Стандартное для этого времени года подорожание в текущем сезоне наложилось на физическое уменьшение урожая в стране и сверхблагоприятные глобальные тенденции. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), рост мировых цен на продовольствие продолжается уже десятый месяц подряд.
В марте среднее значение индекса продовольственных цен ФАО составило 118,5 пункта, что на 2,1% выше уровня прошлого месяца; это самое высокое значение индекса с июня 2014 года.
Таким образом, Украина, где зафиксирован резкий рост цен на продтовары, движется абсолютно в европейской повестке. Хотя, конечно, никто не думал, что она реализуется именно в такой форме. Что принципиально отличает украинскую ситуацию с подорожанием продуктов от средней по Европе – так это хаотичные действия с полным отсутствием логики, предпринимаемые украинской властью. Как именно развивались события, отслеживал Mind.
Насколько подорожали продукты?
Госстат за первые три месяца года фиксирует планомерный рост индекса потребительских цен. За январь-21/январь-20 он составил 106,1%, февраль-21/февраль-20 – 107,5%, март-21/март-20 – 108,5%. При этом категория «продукты питания и безалкогольные напитки», подорожала выше среднего значения и даже выше, чем статья «здравоохранение» в период пандемии COVID-19. За март продукты питания в среднем прибавили 10,4%, при этом рост цен на яйца составил 109,1%, подсолнечное масло – 48,5%, хлеб –11,4%, сахар – 64,7% месяц/к месяцу прошлого года.
Фактически цены в «житнице Европы» и одном из основных мировых производителей сельхозпродукции стали выше, чем в соседних странах, и это при том, что объемы производства значительно превышают потребность. Наиболее показателен пример подсолнечного масла: Украина является крупнейшим в мире производителем и экспортером этой продукции с долей рынка 31% и 37% соответственно. При таких параметрах прибавившая 40% и достигшая 65 грн цена за литр масла на полке супермаркета откровенно обескураживала.
Забавно (не для потребителя, конечно), что в части некоторых продуктов питания подорожание было спровоцировано действиями самой же власти.
Так, молочники и мукомолы пострадали из-за «льготы» – снижения НДС с 20% до 14% на аграрное сырье. Из-за того, что на готовую продукцию НДС остался на старом уровне, у переработчиков (а это большинство производителей продуктов питания, которые не располагают собственной сырьевой базой) произошел разрыв в 6%, который, разумеется, оплачивает потребитель. В выигрыше производители подсолнечного масла – вертикально интегрированные холдинги, с подачи которых (точнее – которого, по неофициальной информации) эта льгота и вводилась.
Остались стабильными и даже немного снизились цены на овощи так называемого борщевого набора. Картофель за год подешевел на 5,6%, лук – на 41,5%. Это опять-таки стандартное проседание накануне сезона свежих овощей, но чиновники подняли его на знамя, подавая как свою победу, за неимением других.
Как боролись с подорожанием?
Сначала – никак. Цены начали заметно расти с октября 2020 года, а с нового года на потребительском рынке уже был очевиден кризис. Но только весной власти и Кабмин начали обращать внимание на данный факт. Этому в немалой степени способствовало то, что тему подорожания продуктов взяла на вооружение оппозиция. Премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что правительство ведет переговоры с крупными продуктовыми сетями для стабилизации цен в рознице. Смысл таких переговоров остался неясен, ведь сети оперируют исключительно торговой наценкой, а на базовые группы товаров первой необходимости она и так минимальна.
Затем началась уже традиционная имитация бурной деятельности. Однако «принцип твердой руки» изначально был провальным: в возможность реальных санкций никто из крупных бизнесменов не верит. Кроме того, нужно учитывать, что многие из них являются или являлись в прошлом спонсорами нынешней провластной команды, что усложняет коммуникацию с позиции силы.
Антимонопольный комитет 5 апреля показательно начал расследование против группы компаний «Астарта» и ООО «Радеховский сахар» по признакам антиконкурентных согласованных действий на рынке первичной реализации белого сахара. Если это была мера психологического давления на производителя с целью снизить цены, то она вряд ли удалась: во-первых, для подорожания сахара действительно есть основания – снижение урожая свеклы до 8,6 млн тонн и сокращение производства сахара с 1,5 млн тонн в прошлом маркетинговом году до 1,1 млн тонн в текущем. И учитывая эти факторы сахар подорожал объективно и умеренно.
Во-вторых, текущей проблемы это расследование не решает, так как его процедура требует нескольких месяцев, а с ценами нужно разобраться уже сейчас.
В-третьих, фигуранты не испугались. В «Астарте» спокойно заявили, что с уважением и пониманием относятся к запросам Антимонопольного комитета: только в 2020 году подобных было пять.
Также Кабмин пытался поиграть мускулами на рынке подсолнечного масла, где ситуация была наиболее вопиющей. При производстве 7 млн тонн 90% идет на экспорт – потребность внутреннего рынка составляет менее 0,5 млн тонн.
По неформальному «джентльменскому соглашению», действовавшему в предыдущие годы, на этих 10% производители не наживались. Взамен регулятор обеспечивал максимально лояльный режим экспорта и всячески ему содействовал.
В текущем сезоне рекордно благоприятная конъюнктура вкупе со слабой позицией власти не позволили удержаться от искушения повысить цены и в украинской рознице. Попытки пригрозить ограничением экспорта масла и семян подсолнечника и запущенные в СМИ проекты постановлений Кабмина на эту тему эффекта не возымели – дальше заявлений дело не пошло.
На этой неделе ассоциация «Укролия» и Минэкономразвития подписали меморандум о взаимопонимании, в котором зафиксировали объемы экспорта (5,4 млн тонн) на текущий сезон. Документ ни на что особо не влияет, но позволяет власти отчитаться хоть в каких-то действиях. По мнению президента УЗА Николая Горбачева, резкого снижения цен на масло ожидать не стоит, так как стоимость подсолнечника на внутреннем рынке выросла с августа 2020 по март 2021 года больше чем в два раза.
Удалось ли задуманное?
Провалившись с «кнутом», Кабмин попытался действовать «пряником» – предложил производителям разных продуктов питания подписать серию меморандумов и зафиксировать, а то и снизить цены.
Такие предложения в большинстве своем были отклонены. Например, представители Ассоциации мукомолов объяснили, что у них просто нет люфта для снижения себестоимости, поэтому нет ресурса для снижения цен.
Что касается сахарной промышленности, то для удешевления будет использовано импортное сырье. «Мы понимаем необходимость в обеспечении участников производственного процесса сахарным сырьем, насыщении внутреннего рынка достаточными объемами сахара и стабилизации ценовой ситуации. С этой целью в марте Минэкономики выдало лицензии на импорт 120 000 тонн сахара-сырца», – отметил заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Тарас Высоцкий.
В Минэкономики рассматривается вопрос о выдаче в ближайшее время лицензий на импорт дополнительных 50 000 тонн сахара-сырца. Кроме того, в феврале – марте было завезено 40 000 тонн сахара по установленной тарифной квоте с нулевой ставкой пошлины в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС.
Также импортом перекрывается дороговизна овощей – объемы поставок из Польши выросли в несколько раз. Параллельно удешевлению этой категории продукции способствует поступление на рынок овощей нового урожая.
Примечательно другое: несмотря на то что в Украине уже четыре месяца как (вос)создано министерство аграрной политики, оно никак не проявило себя в первом профильном для себя полноценном кризисе. Министр Роман Лещенко принимал участие в международных визитах, пока проблему потребительских цен и переговоров с производителями продуктов питания решали все кто угодно, но не аграрное министерство.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].