Пробить дно продовольственной корзины: как власти пытались сдержать рост цен на продукты питания

Пробить дно продовольственной корзины: как власти пытались сдержать рост цен на продукты питания

И почему у них мало что получилось

Цей матеріал також доступний українською
Пробить дно продовольственной корзины: как власти пытались сдержать рост цен на продукты питания
Фото: depositphotos.com

За последние полгода цены на продукты питания в Украине приблизились к исторически рекордным, превысили рекорд и продолжили рост. Стандартное для этого времени года подорожание в текущем сезоне наложилось на физическое уменьшение урожая в стране и сверхблагоприятные глобальные тенденции. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), рост мировых цен на продовольствие продолжается уже десятый месяц подряд.

В марте среднее значение индекса продовольственных цен ФАО составило 118,5 пункта, что на 2,1% выше уровня прошлого месяца; это самое высокое значение индекса с июня 2014 года.

Таким образом, Украина, где зафиксирован резкий рост цен на продтовары, движется абсолютно в европейской повестке. Хотя, конечно, никто не думал, что она реализуется именно в такой форме. Что принципиально отличает украинскую ситуацию с подорожанием  продуктов от средней по Европе – так это хаотичные действия с полным отсутствием логики, предпринимаемые украинской властью. Как именно развивались события, отслеживал Mind.

Насколько подорожали продукты?

Госстат за первые три месяца года фиксирует планомерный рост индекса потребительских цен. За  январь-21/январь-20 он составил 106,1%, февраль-21/февраль-20 – 107,5%, март-21/март-20 – 108,5%. При этом категория «продукты питания и безалкогольные напитки», подорожала выше среднего значения и даже выше, чем статья «здравоохранение» в период пандемии COVID-19. За март продукты питания в среднем прибавили 10,4%, при этом рост цен на яйца составил 109,1%, подсолнечное масло – 48,5%, хлеб –11,4%, сахар – 64,7% месяц/к месяцу прошлого года.  

Фактически цены в «житнице Европы» и одном из основных мировых производителей сельхозпродукции стали выше, чем в соседних странах, и это при том, что объемы производства значительно превышают потребность. Наиболее показателен пример подсолнечного масла: Украина является крупнейшим в мире производителем и экспортером этой продукции с долей рынка 31% и 37% соответственно. При таких параметрах прибавившая 40%  и достигшая 65 грн цена за литр масла на полке супермаркета откровенно обескураживала. 

Забавно (не для потребителя, конечно), что в части некоторых продуктов питания подорожание было спровоцировано действиями самой же власти.

Так, молочники и мукомолы пострадали из-за «льготы» – снижения НДС с 20% до 14% на аграрное сырье. Из-за того, что на готовую продукцию НДС остался на старом уровне, у переработчиков (а это большинство производителей продуктов питания, которые не располагают собственной сырьевой базой) произошел разрыв в 6%, который, разумеется, оплачивает потребитель. В выигрыше производители подсолнечного масла – вертикально интегрированные холдинги, с подачи которых (точнее – которого, по неофициальной информации) эта льгота и вводилась.   

Остались стабильными и даже немного снизились цены на овощи так называемого борщевого набора. Картофель за год подешевел на 5,6%, лук – на 41,5%. Это опять-таки стандартное проседание накануне сезона свежих овощей, но чиновники подняли его на знамя, подавая как свою победу, за неимением других.

Как боролись с подорожанием?

Сначала – никак. Цены начали заметно расти с октября 2020 года, а с нового года на потребительском рынке уже был очевиден кризис. Но только весной власти и Кабмин начали обращать внимание на данный факт. Этому в немалой степени способствовало то, что тему подорожания продуктов взяла на вооружение оппозиция. Премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что правительство ведет переговоры с крупными продуктовыми сетями для стабилизации цен в рознице. Смысл таких переговоров остался неясен, ведь сети оперируют исключительно торговой наценкой, а на базовые группы товаров первой необходимости она и так минимальна.

Затем началась уже традиционная имитация бурной деятельности. Однако «принцип твердой руки» изначально был провальным: в возможность реальных санкций никто из крупных бизнесменов не верит. Кроме того, нужно учитывать, что многие из них являются или являлись в прошлом спонсорами нынешней провластной команды, что усложняет коммуникацию с позиции силы.

Антимонопольный комитет 5 апреля показательно начал расследование против группы компаний «Астарта» и ООО «Радеховский сахар» по признакам антиконкурентных согласованных действий на рынке первичной реализации белого сахара. Если это была мера психологического давления на производителя с целью снизить цены, то она вряд ли удалась: во-первых, для подорожания сахара действительно есть основания – снижение урожая свеклы до 8,6 млн тонн и сокращение производства сахара с 1,5 млн тонн в прошлом маркетинговом году до 1,1 млн тонн в текущем. И учитывая эти факторы сахар подорожал объективно и умеренно.

Во-вторых, текущей проблемы это расследование не решает, так как его процедура требует нескольких месяцев, а с ценами нужно разобраться уже сейчас.

В-третьих, фигуранты не испугались. В «Астарте» спокойно заявили, что с уважением и пониманием относятся к запросам Антимонопольного комитета: только в 2020 году подобных было пять.

Также Кабмин пытался поиграть мускулами на рынке подсолнечного масла, где ситуация была наиболее вопиющей. При производстве 7 млн тонн 90% идет на экспорт – потребность внутреннего рынка составляет менее 0,5 млн тонн.

По неформальному «джентльменскому соглашению», действовавшему в предыдущие годы, на этих 10% производители не наживались. Взамен регулятор обеспечивал максимально лояльный режим экспорта и всячески ему содействовал.

В текущем сезоне рекордно благоприятная конъюнктура вкупе со слабой позицией власти не позволили удержаться от искушения повысить цены и в украинской рознице. Попытки пригрозить ограничением экспорта масла и семян подсолнечника и запущенные в СМИ проекты постановлений Кабмина на эту тему эффекта не возымели – дальше заявлений дело не пошло.

На этой неделе ассоциация «Укролия» и Минэкономразвития подписали меморандум о взаимопонимании, в котором зафиксировали объемы экспорта (5,4 млн тонн) на текущий сезон. Документ ни на что особо не влияет, но позволяет власти отчитаться хоть в каких-то действиях. По мнению президента УЗА Николая Горбачева, резкого снижения цен на масло ожидать не стоит, так как стоимость подсолнечника на внутреннем рынке выросла с августа 2020 по март 2021 года больше чем в два раза.

Удалось ли задуманное?

Провалившись с «кнутом», Кабмин попытался действовать «пряником» – предложил производителям разных продуктов питания подписать серию меморандумов и зафиксировать, а то и снизить цены.

Такие предложения в большинстве своем были отклонены. Например, представители Ассоциации мукомолов объяснили, что у них просто нет люфта для снижения себестоимости, поэтому нет ресурса для снижения цен.

Что касается сахарной промышленности, то для удешевления будет использовано импортное сырье. «Мы понимаем необходимость в обеспечении участников производственного процесса сахарным сырьем, насыщении внутреннего рынка достаточными объемами сахара и стабилизации ценовой ситуации. С этой целью в марте Минэкономики выдало лицензии на импорт 120 000 тонн сахара-сырца», – отметил заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Тарас Высоцкий.

В Минэкономики рассматривается вопрос о выдаче в ближайшее время лицензий на импорт дополнительных 50 000 тонн сахара-сырца. Кроме того, в феврале – марте было завезено 40 000 тонн сахара по установленной тарифной квоте с нулевой ставкой пошлины в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС.

Также импортом перекрывается дороговизна овощей – объемы поставок из Польши выросли в несколько раз. Параллельно удешевлению этой категории продукции способствует поступление на рынок овощей нового урожая.

Примечательно другое: несмотря на то что в Украине уже четыре месяца как (вос)создано министерство аграрной политики, оно никак не проявило себя в первом профильном для себя полноценном кризисе. Министр Роман Лещенко принимал участие в международных визитах, пока проблему потребительских цен и переговоров с производителями продуктов питания решали все кто угодно, но не аграрное министерство.

Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно