Напитки на разлив: состояние дел относительно соблюдения законодательных норм и принципов добросовестной конкуренции

Напитки на разлив: состояние дел относительно соблюдения законодательных норм и принципов добросовестной конкуренции

Председатель Правления Лиги производителей пищевых продуктов о новых для украинцев видах сброженных напитков, пробелы в законодательстве и возможные пути их преодоления

Цей матеріал також доступний українською
Напитки на разлив: состояние дел относительно соблюдения законодательных норм и принципов добросовестной конкуренции

«Живое пиво» из разливной торговой точки – популярный напиток. Об этом, в первую очередь, свидетельствует рост количества мест продажи пива и других сброженных напитков на разлив. Однако, законодательная неурегулированность этого сегмента рынка несет опасность нарушений прав потребителей и принципов добросовестной конкуренции.

Эль, перри, сидр: что это такое?

Потребление пива в Украине растет. Об этом свидетельствует отчёт Государственной Службы Статистики Украины о товарообороте предприятий розничной торговли по товарным группам с 2017 по 2020 год.

На данное время через разливные торговые точки реализуется около 10% объема пива и других сброженных напитков. Но этот канал ежегодно увеличивается на 20-30%.

Однако, в разливных торговых точках продают не только «простое» пиво. Во многих таких заведениях можно приобрести «эль», «перри» или же пиво с пометкой «лагер» или «стаут». Попробуем разобраться, что это за напитки.

Эль – это традиционный английский вид пива, который готовится из ячменного солода и содержит 5-6,5% спирта. Теперь же в меню многих заведений можно увидеть, например, эль «мята-арбуз». Такой напиток не имеет никакого отношения к традиционному элю.

Так же разливное пиво, маркированное «лагер» или «стаут», в определенном количестве случаев не отвечает традиционным определением.

Действительно, название «лагер» происходит от немецкого термина «созревающий при хранении», поэтому разного типа «живое лагерное пиво», которое скисает за три дня, – это, во-первых, не «лагер», во-вторых, это продукт низкого качества, ведь у настоящего пива срок годности значительно дольше.

Стаут – традиционный английский сорт крепкого темного пива с содержанием алкоголя до 8%. Но некоторые производители используют слово «стаут», чтобы обозначить крепость другого сорта пива.

Сидр – традиционный напиток, который производится путем брожения яблок и содержит 2-8% спирта. Однако, в разливных торговых точках можно встретить напитки разного состава и спиртового содержимого с названиями «перри» или «сидр».

Перри – это слабоалкогольный напиток из сброженного сока груш, аналог яблочного сидра. Однако в продаже можно найти напиток, который позиционируется как «перри игристый брют».

Таким образом, потребители, которые ориентируются на традиционные названия, нередко могут в действительности получить совсем другие напитки. Потому что традиционное название – это не название, закрепленное законом, по крайней мере пока что в Украине.

Отсутствие определений для эля, перри, сидра, лагера и стаута в Законе Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» вызывает определенные проблемы для потребителей, которые знают, что именно имеется в виду под этими традиционными названиями.

Напитки на разлив: состояние дел относительно соблюдения законодательных норм и принципов добросовестной конкуренции

Последствия пробелов в законодательстве для рынка пива и сброженных напитков

Первым и очевидным результатом неурегулированности сегмента является введение в заблуждение потребителей. Ведь спиртосодержащие напитки из фруктовых соков – это вовсе не эль или перри.

Некоторые производители находят способ обойти Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего». Ведь одной из норм Закона предусмотрено, что плата за лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками, кроме сидра и перри (без добавления спирта), составляет 8000 грн на каждый отдельный отмеченный в лицензии электронный контрольно-кассовый аппарат. В то же время, плата за лицензию на розничную торговлю сидром и перри (без добавления спирта) составляет 780 грн на каждое место торговли независимо от его территориального расположения, а определение терминов «сидр» и «перри», как мы уже выяснили, отсутствуют в нормативно-правовых актах.

Следовательно, заплатив 780 грн вместо 8000 грн, недобросовестные операторы рынка могут под названием «сидр» или «перри» производить и осуществлять реализацию продукции (в том числе – слабоалкогольных напитков), которую по традиции развитых стран невозможно назвать «сидром» или «перри».

Отсутствие определений соответствующих терминов позволяет некоторым производителям «экспериментировать» с составом, ценой и маркой. Другими словами, они могут создавать «фантазийные» рецепты для традиционных напитков, не рискуя ничем перед контролирующими органами. При этом себестоимость таких напитков может быть достаточно низкой, а цена для потребителя, который гонится за «крафтовыми» напитками, может быть очень высокой.

Таким образом создается ситуация, которая способствует нарушению принципов добросовестной конкуренции.

Что касается пива, то, в отличие от горячительных алкогольных напитков, оно в Украине не имеет зафиксированной законом минимальной цены. Поэтому качественное пиво, сваренное с соблюдением технологий производства и транспортировки, не может конкурировать по цене с напитками, изготовленными «на коленке», которые часто предлагаются как «живое пиво» со сверхкоротким сроком годности.

Кто защищает права потребителей?

В ситуации отсутствия законодательно закрепленных определений некоторых сброженных напитков, популярных на рынке сейчас, контроль за их качеством практически невозможен. Как узнать, настоящий или ненастоящий эль вам продали?

Государственный контроль за выполнением операторами рынка законодательства, которое регулирует производство и обращение алкогольных напитков, осуществляет Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (ГППС). Но насколько эффективно действуют ее инспекторы в интересах потребителей разливной слабоалкогольной продукции и пива?

На официальном сайте учреждения отсутствует информация о планировании государственного контроля и результатах плановых проверок безопасности и качества алкогольных, слабоалкогольных и сброженных напитков. Следовательно, формирование обоснованных выводов относительно результативности и эффективности государственного контроля отмеченной алкогольной продукции невозможно.

Напої на розлив: стан справ щодо дотримання законодавчих норм і принципів добросовісної конкуренції

Несколько шагов к усовершенствованию рынка разливных торговых точек

Конечно, тут надо говорить о законодательстве. Например, в ЕС законодательство на счет оборота и рекламы сброженных напитков не гармонизировано. Каждая страна-член ЕС имеет собственные наработки в этой сфере. Следовательно, и Украине придется поработать над созданием в этой сфере такого национального законодательства, которое обеспечит основу, которая сделаем невозможным введение в заблуждение потребителей и существование нечестной конкуренции.

На сегодня первыми за это дело берутся добросовестные и прозрачные операторы рынка. Приоритетным заданием, над выполнением которого уже работают специалисты, является формирование предложений относительно внесения изменений в Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего». Производители предлагают законодательно определить термины «классический сидр», «сидр», «сидровый напиток», «перри», «эль», «лагер» и «стаут». Также предлагается уравнять размер платы за лицензию на розничную торговлю сидром, перри и другими алкогольными напитками. Например, установить его на уровне 4500 грн.

С целью создания четких законодательных основ для государственного контроля в сфере защиты прав потребителей продукции, которая реализуется в разливных торговых точках, также необходимы изменения и к Закону Украины «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, ветеринарной медицине и благополучии животных». В тексте Закона должна появиться норма о его распространении на алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво и другое спиртосодержащие напитки.

На сегодня Лига производителей пищевых продуктов координирует работу в направлении совершенствования государственного регулирования категории сброженных напитков. Сформулированные предложения производителей будут переданы на рассмотрение украинских законотворцев.

Материал рубрики «Точка зрения» является отражением личного мнения автора и может не совпадать с точкой зрения редакции Mind. Он не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Инициатива публикации, как правило, поступает со стороны автора.

Редакция не несёт ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя. Материалы в рубрике «Точка зрения» могут быть опубликованы как на коммерческой, так и на безоплатной основе.

Основное требование – общественная значимость темы и открытая публичная позиция автора.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате