На краю бездонной пропасти: почему мир вошел в глубокий кризис

На краю бездонной пропасти: почему мир вошел в глубокий кризис

И с какими вызовами столкнулись крупнейшие экономики планеты

Цей текст також доступний українською
На краю бездонной пропасти: почему мир вошел в глубокий кризис
Фото: depositphotos.com

Глава МВФ Кристалина Георгиева еще на Всемирном экономическом форуме в Давосе предупредила, что мировая экономика может столкнуться с самым большим испытанием со времен Второй мировой войны. А глобальные финансовые институты друг за другом начали пересматривать свои макропрогнозы.

Всемирный банк в июне сообщил, что мировой ВВП в 2022 году вырастет на 2,9%. Таким образом, он ухудшил свой же прогноз на 1,2 п. п. с отметки в 4,1%. В 2023–2024 годах, по оценкам ВБ, мировая экономика будет прирастать на 3% ежегодно.

Похожие оценки месяц спустя озвучил Международный валютный фонд, комментируя свой новый отчет о перспективах развития мировой экономики. По прогнозам фонда, глобальный экономический рост в 2022 году замедлится с 3,2% до 2,9% в 2023 году (в 2021 году он составил 6,1%). Это на 0,4 п. п. и 0,7 п. п. ниже, чем МВФ прогнозировал в апреле. Насколько затяжной может быть рецессия, кто ее сильнее всего ощутит, и готов ли мир к экономической турбулентности, разбирался Mind.

Прогнозы и ожидания

МВФ заявляет, что наиболее ощутимо на глобальный экономический климат повлияет замедление темпов прироста ВВП в Китае, США и в Еврозоне. И хотя динамика роста ВВП в упомянутых регионах не будет отрицательной, она окажется гораздо ниже того уровня, который ожидался. В частности, в 2022 году это будет 3,3%, 2,3% и 2,6% соответственно. МВФ называет такой прирост «почти нулевым».

В то же время, в Южной и Юго-Восточной Азии макроэкономическая ситуация значительно лучше. ВВП Индии по итогам текущего года вырастет на 7,4%, ВВП государств, входящих в объединение под названием АСЕАН-5 (Вьетнам, Малайзия, Таиланд, Индонезия и Филиппины), – на 5,3%, экономика Саудовской Аравии прибавит за 2022 год 7,6%. Даже в странах Африки, которые расположены к Югу от Сахары (Нигерия, ЮАР, Эфиопия и т.д.), МВФ прогнозирует рост ВВП на уровне 3,8%.

Экономика Украины, по данным МВФ, в 2022 году сократится на 45%. Это значительно хуже пессимистического сценария Нацбанка, который предполагает падение ВВП нашей страны по итогам нынешнего года почти на 35%.

Прогноз роста ВВП на 2022-2023 годы в некоторых регионах и странах, %

2022 2023
Глобальный ВВП 3.2 2.9
США 2.3 1
Еврозона 2.6 1.2
Германия 1.2 0.8
Франция 2.3 1
Италия 3 0.7
Испания 4 2
Япония 1.7 1.7
Великобритания 3.2 0.5
Канада 3.4 1.8
Другие развитые экономики 2.9 2.7
Развивающиеся экономики Азии 4.6 5
Китай 3.3 4.6
Индия 7.4 6.1
ASEAN-5 5.3 5.1
Ближний Восток и Центральная Азия 4.8 3.5
Саудовская Аравия 7.6 3.7
Африка южнее Сахары 3.8 4
Нигерия 3.4 3.2
Южная Африка 2.3 1.4

Данные МВФ

Что происходит с главными экономиками мира?

Евросоюз. Основной риск для Западной Европы – это внезапная остановка поставок газа из россии на фоне войны в Украине. То есть, энергетический кризис в Евросоюзе (цене газа в ЕС стабильно выше $2100 за 1000 куб. м) может обернуться энергетическим коллапсом. А поскольку «старая» Европа чрезвычайно зависима от внешних поставок энергоносителей, топливные проблемы провоцируют увеличение издержек производителей в странах ЕС, рост цен на продукты и услуги, что, в свою очередь, влечет падение потребительского спроса.

По данным Eurostat, инфляция в Еврозоне в июле достигла 8,9% год к году. Это новый рекорд. Предыдущий был зафиксирован в июне, тогда инфляция составила 8,6%. При этом, как уточняет Eurostat, главным компонентом европейской инфляции по-прежнему остаются энергоносители.

Рост цен на основные товары и услуги в Еврозоне в июле 2022 года

На краю бездонной пропасти: почему мир вошел в глубокий кризис

данные Eurostat

США. Соединенные Штаты тоже столкнулись с высокой инфляцией: она зафиксирована на уровне 9,1% в июне и 8,5% в июле (год к году). А еще с падением объемов производства (в июле производственные компании США сообщили о самых сложных условиях ведения бизнеса с 2009 года) и с логистическими проблемами, которые приводят к перебоям поставок продукции, сырья, оборудования.

Штаты до сих пор «выкашливают» последствия почти двухлетней пандемии коронавируса, на фоне которой Федеральная резервная система (ФРС) влила огромную массу денег в американскую экономику. То есть, по сути, провела масштабную эмиссию. Влияет на США и ситуация в Украине (особенно в части логистики и цен на энергоресурсы), и охлаждение взаимоотношений с Китаем. Под американскими санкциями находятся многие компании из Поднебесной, что бьет, разумеется, не только по китайскому, но и по американскому бизнесу. Особенно страдают те предприятия, которые закупают в Китае точную электронику и компоненты для нее.

Китай. КНР сражается с очередной волной COVID-19, вводя все новые и новые ограничения. Буквально пару недель назад, к примеру, власти города Ухань закрыли на карантин один из районов, где проживает около миллиона человек, всего лишь из-за четырех положительных случаев заражения коронавирусной инфекцией. Кроме того, глобализация торговли, которая долгое время приносила Китаю огромные дивиденды, сейчас стала для КНР проблемой. Сокращение мирового товарооборота, разрастание кризисных явлений в других странах, а также торговое противостояние со США, явно не идут китайской экономике на пользу.

По данным отчета China Beige Book International (CBBI), за июль объемы производства на заводах и число новых производственных заказов в Китае достигли самых низких показателей с середины 2020 года, а уровень занятости в розничной торговле оказался наихудшим за последние два года. Национальное статистическое бюро КНР сообщило, что индекс менеджеров по закупкам (PMI) обрабатывающей промышленности за июль упал до 49 пунктов. Это ниже критического уровня в 50 пунктов.

Как мир пытается преодолевать кризис?

Одними из первых на происходящее начали реагировать США. В частности, ФРС в июне впервые за 28 лет повысила ключевую процентную ставку сразу на 75 базисных пунктов, а в конце июля подняла ее снова на 75 б. п. Таким образом ФРС пытается замедлить рекордную инфляцию и подстегнуть деловую активность. Отчасти это помогло.

Например, уровень безработицы в июле сократился с 3,6 до 3,5%. Кроме того, значительно укрепился доллар. Напомним, что в июле курс евро по отношению к доллару 13 июля впервые с 2002 года опустился ниже уровня паритета, до отметки $0,9998/евро. Потом произошел небольшой откат, но евро до сих пор торгуется около $1,02.

Курс EUR/USD в июле–августе 2022 года

На краю бездонной пропасти: почему мир вошел в глубокий кризис

Данные Investing

В то же время, ВВП США пикирует: за І квартал падение составило 1,6%, за ІІ квартал – 0,9%. Вдобавок американский бизнес начинает терять доходы. Отчетность крупнейших корпораций США за ІІ квартал, входящих в индекс S&P 500, показала, что 73% отчитавшихся компаний сообщили о прибыли лучше ожиданий. Это на 4 п. п. ниже среднего за пять лет значения.

Европейский Центробанк (ЕЦБ) тоже идет по стопам ФРС, но с опозданием. ЕЦБ объявил о повышении базовой ставки только в конце июля – с 0 до 0,5%. К следующему повышению ставки Центробанк может прибегнуть в сентябре. Тем не менее, это вряд ли решит ключевую для ЕС проблему – нехватку энергоресурсов и их дороговизну. Как сообщил Eurostat, рост цен на энергоносители в июне год к году составил 42%, в июле – 40%.

По данным Reuters, за газ, который позволит пережить грядущий отопительный сезон, Евросоюз заплатит в 10 раз больше, чем обычно. Доходит даже до того, что власти ряда европейских стран, среди которых Германия, Польша, Нидерланды, заговорили о возможной расконсервации угольных шахт и электростанций. Так что, похоже, что европейский план Green Deal по декарбонизации и переходу до 2050 года на «зеленую энергетику» – под угрозой.

Народный банк Китая более сдержан в своих действиях. В своем августовском докладе о мерах денежно-кредитной политики он сообщил, что не будет заниматься «…наводнением экономики деньгами или чрезмерной денежной эмиссией», а намерен оказывать реальному сектору экономики более сильную и качественную поддержку.

При этом Центробанк КНР уже озвучил намерение выделить $148 млрд на рефинансирование проблемных объектов недвижимости, чтобы не допустить ипотечный кризис в стране. Также премьер-министр Китая Ли Кэцян заявил, что по инициативе правительства будет создан механизм по продвижению крупных инвестиционных инициатив, среди которых экологические проекты, которые направлены на борьбу с загрязнением воды, почв и на утилизацию отходов.

Что говорит по поводу борьбы с рецессией МВФ?

Подытоживая свой отчет, Фонд дал несколько рекомендаций властям государств, чтобы помочь им не так болезненно пережить кризис. А именно:

  • центробанки, которые начали ужесточать денежно-кредитную политику, должны придерживаться этого курса, пока не удастся обуздать инфляцию;
  • необходима бюджетная поддержка, которая смягчит воздействие рецессии на наиболее уязвимые группы населения;
  • если политика гибкого обменного курса не оправдывает себя, центробанки должны быть готовы к проведению валютных интервенций (что, к слову, делает НБУ);
  • отдельные страны должны быть готовы к повышению налогов или снижению государственных расходов, чтобы обеспечить должное наполнение госбюджета;
  • правительствам следует воздержаться от накопления запасов продовольствия и энергоносителей, а вместо этого убирать препятствия для торговли (пошлины, квоты и т. д.);
  • странам не стоит забывать о борьбе с экологическими проблемами и увеличивать инвестиции для перехода к «зеленой» экономике.
У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно