Аграрный сдвиг: как катастрофа в Турции скажется на глобальном рынке продовольствия
Сельское хозяйство оказалось наиболее пострадавшей отраслью турецкой экономики – и это ощутит весь мир, включая Украину

Турция постепенно отходит от шока, вызванного самым мощным с 1939 года землетрясением – и начинает анализировать не только гуманитарные, но и экономические его последствия. Серии сильнейших подземных толчков магнитудой 7,8 балла 6 февраля зацепила 10 провинций на юге страны, которые генерировали около 9% ВВП.
Число погибших до сих пор уточняется, но уже превысило 35 000 человек. Пострадали 13,5 млн людей – 15,7% населения Турции.
По приблизительным оценкам, стоимость одних только разрушенных квартир составляет $6,3 млрд, а с учетом пострадавших нежилых строений – $10 млрд. Согласно подсчетам Bloomberg, кризис может обойтись стране, чья экономика в 2022 году достигла $862 млрд, в 5,5% ВВП.
Официальные данные об экономическом росте Турции за 2022 году будут обнародованы в конце февраля. Ожидается, что показатель будет находиться в диапазоне от 6 до 7%. Прогноз на 2023 год составлял 5%, но с учетом последствий землетрясения эксперты считают более реалистичной дельту увеличения экономики на 3%. В результате дефицит государственного бюджета, прогнозируемый на уровне 3,5% ВВП в 2023 году, вероятно, вырастет до 5% ВВП.
При этом структура экономического ущерба неравномерна в разных областях. Символично, что облетевшие весь мир кадры тектонического разлома проходят через оливковую рощу. Именно сельское хозяйство получило печальное лидерство по части урона от катаклизма. Но последствия этого ущерба ощутит и внешний мир, поскольку Турция, обладающая четвертой экономикой в Европе, является активным экспортером и импортером продовольственных товаров.
Mind разбирался, как последствия турецкой катастрофы скажутся на экономике региона и насколько существенно могут затронуть Украину.
Равномерно ли распределен ущерб в пострадавших провинциях? Нет, сумма убытков является производной от экономического потенциала на момент катастрофы.
Наибольший удельный вес имела провинция Газиантеп, одноименный административный центр которой является шестым по величине городом Турции. Это значимый торговый центр, а также промышленный узел, с высокими (в некоторых случаях – лидирующими) позициями в текстильной, пищевой и химической промышленности страны. В провинции расположены цементные заводы, шелкоткацкие и текстильные фабрики.
Газиантеп экспортирует товары в более чем 40 стран мира.
Читайте также: Смертоносный разрыв разлома: почему в Турции и Сирии произошло такое сильное землетрясение. Четыре объяснения от сейсмологов
Почему агропромышленный комплекс в экономическом смысле более других пострадал из-за катаклизма? Прежде всего в силу масштаба этой отрасли для Турции.
Доля сельского хозяйства оценивается в 6,6% ВВП, но это обманчивая скромность. По данным Мирового банка, примерно половина территории страны занята сельским хозяйством, и примерно каждый пятый гражданин Турции работает в этой отрасли.
На 10 пострадавших провинций приходится 15% всего аграрного ВВП, они образуют мощный сельскохозяйственный хаб. Также в силу стратегического размещения этих областей, от них «запитаны» многие крупные города, в том числе Стамбул.
Oxford Economics прогнозирует, что глобально краткосрочные сбои в работе провинций уменьшат ВВП на 0,3-0,4%.
Какие риски в разрезе аграрных секторов? По данным турецких СМИ, общее производство сельскохозяйственных культур в зоне землетрясения составляет:
- пшеница – 2,9 млн т, 20,3% от валового сбора Турции;
- кукуруза (зерно) – 2,7 млн т, 40,2%;
- кукуруза (силос) – 2,6 млн т, 9,7%;
- ячмень – 653 000 т, 11,9%;
- хлопок – 1,6 млн т, 71,2%;
- арбуз – 1,1 млн т, 31,9%;
- мандарин – 736 000 т, 80,7%.
Общее количество животных в пострадавших провинциях:
- курица на мясо – 15 млн гол., 5,5% от общего поголовья Турции;
- курица-несушка – 11 млн гол., 9%;
- овцы – 672 000 гол., 16,3%;
- козы (шерстяные и другие породы) – 2,6 млн гол., 21,5%;
- КРС – 1,1 млн гол., 14,8%;
- индюки – 563 800 гол., 12%;
- гуси –109 400 гол., 7,4%.
Пострадавшие провинции играли заметную роль в национальном турецком экспорте? Да.
В 2022 году экспорт из 10 провинций составил $21,5 млрд, что составляет 8,5% всего турецкого экспорта. На Газиантеп пришлась половина всего объема.
В провинции Хатай находится морской порт, соединяющий страны Ближнего Востока ($4,1 млрд экспорта) и Адана ($3,1 млрд экспорта).
Какая связь с инфляцией? Президент Турции Рэджеп Тайип Эрдоган придерживается мягкой денежно-кредитной политики, вследствие которой цены не ограничены. Это уже обеспечило стране один из самых высоких уровней инфляции в мире.
Снижение сельскохозяйственных поставок, в свою очередь, может спровоцировать продовольственную инфляцию, которая в январе составила 71%.
Была ли оказана поддержка именно аграрному сектору? Да, но сопоставима ли она с масштабом трагедии – неизвестно.
Министерство сельского и лесного хозяйства Турции отправило в пострадавшие регионы 750 палаток для животных, и это количество будет увеличено до 4000. Из них 2000 палаток имеют емкость 18 голов крупного рогатого скота и 32 овец и коз. Остальные 2000 палаток вмещают 9 голов КРС и 16 овец.
Также в пострадавшие регионы направлено 1700 тонн комбикормов для животных.
Как будет ощущаться турецкий кризис на глобальном уровне? Турция – крупнейший производитель некоторых видов орехов (например, фундука), сады которого были сосредоточены в зоне землетрясения. Из-за этого цены на этот товар могут вырасти. Экспорт овощей и фруктов из пострадавших провинций неизбежно затормозится.
Также увеличится зависимость Турции от импорта продовольствия.
Чего ждать Украине? Ключевой вопрос – работа «зернового коридора» – вероятно, не затронут катастрофой, поскольку порты Босфора не пострадали. С поправкой на общий хаос возможно еще большее замедление инспекций и в целом коммуникаций в Координационном центре, но вряд ли оно будет существенным.
Читайте также: Зерно с запахом аммиака: что получила россия взамен на продление Стамбульской сделки
Однако потребность Турции в импорте продовольствия – в частности, пшеницы и муки, которые и ранее закрывались за счет Украины, скорее всего, возрастет. И покрыть ее страна, претендующая на роль миротворца и де-факто контролирующая морской экспорт зерна из Украины, может предложить на своих – то есть льготных – условиях.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].