Парламент одобрил законопроект о страховании инвестиций: бизнесменам обещают покрыть военные риски. Но не всем
Кто будет страховать и почему этот механизм может оказаться бесполезным

Верховная Рада 29 мая приняла в первом чтении законопроект №9015, который должен запустить в Украине страхование от военных рисков. Правда, это не значит, что каждый желающий сможет защитить свое имущество или здоровье от военных угроз.
Механизм, который предлагают авторы законопроекта, довольно специфический. Весь процесс страхования отдан на откуп Экспортно-кредитному агентству (ЭКА), и только ему одному. Кроме того, страховое покрытие будет распространяться только на бизнес, который инвестирует в украинскую экономику. Но тоже с определенными ограничениями.
С одной стороны, все это можно рассматривать как попытку в принципе запустить страхование от военных рисков, да еще и в условиях активных боевых действий. С другой стороны, представители страхового рынка выражают недоумение, зачем депутаты пытаются создавать какую-то новую надстройку вместо того, чтобы привлечь к защите от военных угроз классических страховщиков.
Mind разбирался, в чем суть законопроекта №9015 и какие к нему есть претензии.
Почему страховщики избегают военных рисков? Военные риски являются исключением из выплаты в стандартных страховых продуктах. И такой подход характерен не только для Украины.
Страховщики относят войны, вооруженные конфликты, действия любых военных, военизированных и вооруженных формирований, восстания, революции, мятежи и путчи к форс-мажорным обстоятельствам. И если изучить содержание любого страхового договора, – неважно, это страхование автомобиля, квартиры, здоровья или урожая, – убытки, которые являются следствием вышеупомянутых событий, будут исключением из выплаты.
Причина довольно проста. Страховщики формируют страховые продукты и тарифы на основании статистики и определенных закономерностей (аварийности, заболеваемости, частоты стихийных бедствий), которые в случае с военными рисками применить невозможно.
Никто не может спрогнозировать, когда произойдет очередной ракетный удар или атака беспилотниками, какими будут последствия и степень/масштабы ущерба.
Да, в некоторых страховых продуктах присутствуют опции защиты от военных рисков. Но они очень ограниченные. Это, как правило, разовая выплата в пределах какого-то лимита, который не зависит от размера убытка. Условно говоря, прилетел осколок от сбитой ракеты в квартиру – страховая компания выплачивает пострадавшему 50 000 грн, а тот уже сам решает, что ремонтировать, на какую сумму и т.д.
Как покрываются военные риски в мире? И все же, гарантии защиты (вернее, покрытия убытков) от наступления военных рисков существуют. Их предоставляют негосударственные структуры, которые страхуют инвестиции бизнеса (как правило, крупного), который готов вкладывать деньги в экономику воюющих государств.
Среди структур такого плана – Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (MIGA), которое было создано еще в 1988 году и входит в группу Мирового банка, а также Американская корпорация по финансированию международного развития (DFC), которая появилась в декабре 2019 года.
Данные организации предоставляют иностранным инвесторам гарантии против так называемых «политических рисков», которые могут иметь место на территории страны, в которую осуществляются инвестиции. Речь идет о покрытии убытков, которые:
- наступили из-за войны и прочих вооруженных конфликтов, террористических актов в том числе;
- связаны с конвертируемостью валюты (трудности с переводом местной валюты в доллары/евро) и подобными ограничениями;
- имели место в результате нарушения договорных обязательств местными органами власти, которое ставит под угрозу инвестиции;
- связаны с изъятием активов или собственности частных инвесторов (национализация, экспроприация, конфискация).
За все время своей работы MIGA выдала порядка 900 гарантий на общую сумму свыше $17,4 млрд. DFC с момента создания предоставила гарантии для 4000 проектов, общая сумма инвестиций в которые составила $200 млрд.

Какие есть идеи по страхованию от военных угроз? Активная дискуссия по поводу страхования военных рисков в Украине стартовала еще в начале 2023 года. Инициатором запуска такого механизма выступило Минэкономики.
В частности, министр экономики Юлия Свириденко заявила, что страхование военных рисков бизнеса позволит возобновить инвестиционную деятельность в Украине. Поэтому министерство ведет диалог относительно таких решений с международными партнерами.
В том числе, Свириденко упоминала агентства MIGA и DFC – мол, с ними уже ведутся переговоры о запуске страхования инвестиций в Украине от военных рисков. Но до логического завершения эти переговоры не дошли, поскольку возник вопрос перестрахования этих самых рисков, без которого даже специализированные структуры не возьмутся их страховать.
Были предложения от Агентства США по международному развитию (USAID) о создании некоего трастового фонда либо же нового агентства страхования военно-политических рисков на национальном уровне.
Своим видением делился и Национальный банк. Первый заместитель главы НБУ Екатерина Рожкова предлагала пойти многоступенчатым путем. На первом этапе запустить переходную модель для быстрого старта страхования военно-политических рисков, в основу которой могут быть заложены ключевые предложения USAID о создании трастового фонда с участием международных партнеров и доноров. А на втором – создать полноценную отечественную систему страхования военно-политических рисков, в рамках которой будет действовать Военный страховой пул (структура по типу Ядерного страхового пула или Аграрного страхового пула).

Но все это пока на уровне идей. До практической реализации ни одна из подобных концепций не дошла. И единственной попыткой внедрить страхование военных рисков (пусть и в довольно специфическом формате) стал только законопроект №9015.
Как депутаты предлагают страховать военные риски? Главная идея законопроекта в том, чтобы дать возможность не только иностранным (именно они могут пользоваться программами от MIGA, DFC и т.д.), но и внутренним инвесторам перекрывать риски потери инвестиций. В том числе, и от военных угроз.
Для этого парламентарии хотят наделить полномочиями по страхованию Экспортно-кредитное агентство (ЭКА). ЭКА создано в 2018 году как госструктура, учрежденная Кабинетом Министров. Главная задача агентства – страхование рисков экспортеров. Например, украинская компания договаривается о поставке некоего товара в другую страну. ЭКА выступает гарантом такой сделки. И если покупатель вдруг не рассчитается с продавцом, агентство компенсирует его убытки. Всего за 2022 год 35 украинских экспортеров воспользовались экспортным кредитованием под страховое покрытие ЭКА на общую сумму 3,2 млрд грн. А с начала 2023 года агентство предоставило гарантии более чем на 0,5 млрд грн.

Если законопроект №9015 будет принят в целом, подобная схема будет распространяться и на инвестиции. Причем, ею смогут воспользоваться не только зарубежные инвесторы, которые вкладывают деньги в украинскую экономику, но и внутренние инвесторы.
В частности, в тексте законопроекта четко прописано, что ЭКА сможет осуществлять «…страхование и перестрахование прямых инвестиций, в том числе страхование инвестиций в Украине от рисков, которые могут быть вызваны вооруженной агрессией, боевыми действиями и/или терроризмом».
Общий объем покрытия, который сможет обеспечить агентство, равен 2 млрд грн. Это размер уставного капитала ЭКА. Вопрос стоимости страхования от военных рисков пока что остается открытым. Для примера: экспортные контракты ЭКА страхует по тарифу от 0,5% до 2,5% суммы контракта. По оценкам экспертов, покрытие военных угроз будет стоить дороже, не исключено, что до 5-10%.
В чем недостатки законопроекта? Какой может быть альтернатива механизму, который прописан законопроекте № 9015? Привлечение к покрытию военных рисков действующих страховых компаний.
Глава ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский считает, что реализовать подобную идею можно несколькими способами. Первый – вообще без участия государства. Страховщики берут на себя страхование военных угроз и, в свою очередь, перестраховывают такие договоры за границей.
Второй – частичное привлечение государства. Оно может покрывать часть страховых взносов либо вскладчину со страховой компанией компенсировать убытки. Подобное партнерство повысит эффективность страхования и позволит предложить бизнесу более широкое покрытие.
То, что придумали депутаты, по мнению Черняховского, нежизнеспособно. Он моделирует вполне реальную ситуацию. ЭКА заключает договор страхования потери инвестиций вследствие наступления военных рисков. То есть, это может быть разрушение производственных мощностей, складов, уничтожение грузов и т.д.
Поскольку перестрахование в данном случае не предусмотрено, финансовая ответственность целиком и полностью ложится на государственный бюджет. При этом, каждый страховой случай отрицательно влияет на капитал ЭКА, который может в итоге сократиться с тех самых 2 млрд грн до «нуля». В результате, агентство утратит возможность страховать не только военные риски, но и в принципе выполнять обязательства по другим контрактам экспортеров.
Также в законопроекте нет ни слова о том, по каким критериям ЭКА будет отбирать инвестиционные проекты, которые смогут получить защиту.
Впрочем, что ко второму чтению законопроект № 9015 будет основательно доработан. Как сообщил Mind один из инициаторов документа, глава парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Даниил Гетманцев, в законопроекте должен быть предусмотрен четкий, прозрачный механизм страхования военных рисков. Депутаты планируют довести проект до ума ко второму чтению в течение месяца-полутора.
Помимо этого, впоследствии должны утвердить нормативно-правовые акты, необходимые для реализации норм нового закона, Кабмин и НБУ. Они же будут обеспечивать реализацию механизма страхования прямых инвестиций от военных рисков.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].