Частное разминирование: в Украине формируется новый рынок объемом $50 млрд
За четыре года правительство надеется очистить от мин 470 000 га сельскохозяйственных земель

Украина нуждается в новых технологиях для идентификации взрывоопасных предметов. И разрабатывать их придется самостоятельно, опираясь на собственный опыт. Несмотря на то, что отечественным компаниям уже удалось организовать локальное производство техники для разминирования, ощущается нехватка передовых технологических решений. Об этом заявила вице-премьер-министр – министр экономики Юлия Свириденко во время выступления на первом Форуме оборонных индустрий, который прошел в Киеве на прошлой неделе.
Помимо огромных площадей, которые уже превышают штат Флорида, проблему украинского минного загрязнения отличает применение принципиально новых боеприпасов и интенсивность их использования.
Многие виды мин и в таких масштабах нигде в мире еще не применялись, поэтому нет такого суммарного накопленного опыта, на который страна могла бы опереться. Протоколы и разработки в этой сфере очень консервативны.
Проблему минных загрязнений приходится решать, параллельно формируя новые технологии и подходы. Разминирование территорий – не только приоритетная гуманитарная миссия, но и огромный рынок, который начинает формироваться в Украине. Эта индустрия требует огромных ресурсов, высокотехнологичных решений, человеческого капитала, техники и сервисов по ее обслуживанию.
Mind изучал, какие перспективы и возможности открывает кампания по разминированию для бизнеса.
*Здесь и далее: речь идет о гуманитарном разминировании, не связанном с военными целями, в том числе в рамках контрнаступления.
Сколько территорий в Украине заминировано? Украина крепко и надолго вошла в рейтинг самых заминированных стран мира. Озвучения украинским Министерством экономики цифра составляет 174 000 кв. км (или 17,4 млн га) в формулировке «потенциально загрязненная территория». «Это не означает что это сплошное минное поле. Но на любом из участков может быть опасность», – говорит заместитель министра экономики Игорь Безкоровайный.
На текущий момент для работ по разминированию доступно 40 000 кв. км или пятая часть загрязненных площадей. Это деоккупированные территории и земли, не попадающие под линии безопасности, то есть находящиеся на 20-30 от линии фронта или от границ с российской федерацией.
Нужно оговориться, что количество заминированных земель в значительной степени умозрительный и будет меняться – скорее всего, в сторону увеличения. Насколько известно, активное минирование является стратегией российской стороны по замедлению украинского контрнаступления, поэтому реальные площади загрязненных территорий в зоне боевых действий неизмеримо больше заявленных.
Согласно международным протоколам, после окончания войны предусмотрен обмен картами минных полей. Однако маловероятно, что россия или ее правопреемник будет охотно ими делиться.
Какой алгоритм работ по разминированию? Потенциально опасная территория или объект исследуется; выявляются конкретные зоны с взрывоопасными предметами, маркируются, наносятся на карты. И уже по этим картам начинается разминирование сертифицированными компаниями.
Какая приоритизация объектов разминирования?
- Критическая инфраструктура, необходимая в том числе для полноценного доступа к деоккупированным территориям. К ней относятся дороги, объекты энергетики, газопроводы, водопроводы, канализационные станции.
- Частные дома и социальная инфраструктура – все, что относится непосредственно к безопасности граждан. Домохозяйства, а также объекты получения любых социальных услуг.
- Экономически активные территории. В их числе – агропредприятия, производства, фабрики и т.д.
Кто курирует этот процесс? Непосредственно к работам привлечены ГСЧС, МВД, ГСТТ (Государственная специальная служба транспорта), Минобороны.
Работу по написанию Стратегии по разминированию ведет Минэкономики. Документ будет презентован на Международной донорской конференции, которая пройдет в Загребе в конце нынешнего года.
Что говорит международный опыт? Несмотря на то, что более 60 стран мира загрязнены наземными минами, релевантного опыта, который могла бы применить Украина, очень немного.
То, что объективно можно почерпнуть из внешних источников – подходы к обучению саперов, меры безопасности, подходы к обращению с пиротехникой и правила поведения со взрывоопасными предметами, в том числе протоколы, направленные на предотвращение жертв среди мирного населения.
Относительно близкий пример – Азербайджан, который после возвращения под свой контроль в 2020 году города Шуша занимается разминированием территорий, сделав эти работы главным приоритетом.
По данным Министерства сельского хозяйства Азербайджана, в прошлом году в аграрный оборот благодаря интенсивному разминированию было введено около 50 000 гектаров.
Отвечает за разминирование агентство Азербайджанской республики по разминированию ANAMA – организация, созданная в 1998 году при поддержке ООН и США.
Какие новшества уже возникли в результате работы по упразднению минного загрязнения в Украине? Одна из важных наработок – применение новых средств идентификации взрывоопасных предметов, системы дистанционного сканирования поверхности земли.
Сканер крепится на носитель – чаще всего на дрон, сканирует поверхность и предметы, залегающие в земле. Массив собранных данных прогоняется через программное обеспечение, которое определяет природу обнаруженных предметов.
По словам чиновников, применение дистанционно управляемых сканеров ускоряет процесс «в десятки раз» в сравнении с традиционным способом исследования, поскольку упраздняет человеческий фактор и упрощает доступ к территории.
Но таких разработок еще недостаточно, к тому же они имеют ряд ограничений. «Сегодня нет ни одного дрона с камерами, который бы «видел» пластиковые мины или мины, залегающие очень глубоко. Я уверена, что вместе с нашими учёными и командами университетов мы сможем найти такие механизмы. И опять-таки эту технологию мы сможем в дальнейшем экспортировать», – говорила Юлия Свириденко, выступая на Первом оборонном форуме. Поскольку окончательной унифицированной технологии пока нет, тестируются разные типы сканеров, которые показывают разную эффективность в разных условиях.
После идентификации начинается непосредственно процесс разминирования – в зависимости от условий и рельефа с применением разных подходов и техники. Выполняют разминирование сертифицированные операторы – они могут быть как государственными, так и частными.
Какая техника применяется при разминировании и есть ли она в Украине? Украина требует очень много техники и это формирует еще один сектор нового рынка.
Обычно под противоминной техникой подразумевают огромные механизированные машины, которые автономно разминируют открытые территории. Но необходимая номенклатура гораздо шире.Это экипировка саперов – защита, сумки и прочие расходники. Техника для перевозки личного состава – пикапы и другие высокодоходные автомобили.
Нужна техника для перевозки мин с бронированными кабинами. В настоящее время ведутся переговоры о локализации производства таких машин. Еще одна составляющая рынка – ремонт и запчасти, поскольку техника эксплуатируется в сложных условиях и требует регулярных ТО.
То есть все упирается просто в достаточное количество техники? Нет, объем флота не является принципиальным фактором.
Применение масштабных автономных машин возможно не всегда – они эффективны на открытой местности. В то же время в сельской местности и городах приходится полагаться на традиционные подходы и человеческий труд.
И вот тут-то в очередной раз оголяется потребность в принципиально новых технологиях, которыми на данный момент не обладает ни одна из специализированных международных организаций. «Могут предложить щуп, саперную лопатку и много квалифицированного персонала. Но с использованием таких традиционных подходов исследование и разминирование могут быть очень долгими», – говорит заместитель министра экономики Игорь Безкоровайный.
Сколько компаний – операторов по разминированию в Украине? Сейчас в стране сертифицировано 17 операторов противоминной деятельности, 29 – в процессе сертификации и еще 40 – к ней готовятся, в том числе завозят технику.
К гуманитарному разминированию привлечено 3000 человек и 29 специализированных машин, к концу года штат саперов планируется увеличить до 5000 специалистов
Есть ли сезонность работ по разминированию? Да, большинство работ выполняются с весны по осень.
Насколько сложно выйти на этот рынок? Игроки не жалуются на зарегулированность процесса сертификации – учитывая высокие риски деятельности по разминированию, он не может быть простым.
Проблема состоит в форме. Алгоритмы действий для получения сертификатов не всегда четко прописаны, содержат неоднозначные трактовки и двойственные формулировки. Сейчас ведется работа, чтобы сделать нормативные документы, которые регламентируют работу операторов противоминной деятельности, если не легче, то проще.
Насколько законно, когда условный фермер обшивает листами железа трактор и, не дожидаясь профессионалов, сам разминирует свое поле? Абсолютно незаконно и никогда не будет законно.
Позиция государства однозначна: опасными видами работ должны заниматься компании, получившие необходимые сертификаты.
Условному фермеру самоуправство помимо рисков для жизни грозит еще и вероятностью не получить заключение государства, что его участок чист от мин и пригоден для агропроизводства. Этот документ, скорее всего, будет необходимым для получения дотаций или кредитов.
То есть частный бизнес выступает только как заказчик? Да, но с большими возможностями управления процессом. Например, определять приоритетные для себя площади для разминирования.
Государство посильно поддержит эти работы. В следующем году стартует программа компенсации затрат на очищение территорий от взрывоопасных предметов общим объемом 2 млрд гривен.
Предполагается, что сельхозпроизводитель на конкурентной основе, в частности на «Прозорро» выберет из предложений разных компаний оператора по разминированию и заключит с ним контракт. А после проведения работ правительство выдаст сертификат о чистоте территории и из бюджета компенсирует стоимость разминирования.
Какова цена вопроса? По данным Международного Красного Креста, стоимость изготовления мины составляет от $3 до $75, а затраты на ее удаление находятся в диапазоне $300-1000 долларов.
Выделенных в следующем году на гуманитарное разминирование 2 млрд грн, по оценкам Минэкономики, должно хватить на возврат в эксплуатацию 200 000 га полей. То есть чиновники оценивают работы по разминированию одного гектара по нижней шкале – 10 000 грн.
Оценочная стоимость полного разминирования украинских земель может достигать $50 млрд.
Какие ориентировочные сроки разминирования всей загрязненной территории? Разброс оценок зависит от оптимизма прогнозиста. Но точного ответа не даст никто – как минимум, на текущем этапе, когда загрязненная площадь окончательно не определена.
По словам Юлии Свириденко, у Кабмина есть план на четыре года по очистке 470 000 га сельскохозяйственных земель. С начала года было обследовано 43% из них. Чтобы выполнить этот план, нужно разминировать почти 10 000 га в месяц.
Для разминирования 80% территорий, по оценке Минэкономики, потребуется 10 лет. Представители экспертной среды, в том числе внешней, оперируют термином «десятилетия».
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].