Законы пищевой цепочки: смогут ли рестораны «ожить» после карантина

Действительно ли длительный простой приведет к закрытию 40% заведений

Фото: pixabay

12 мая украинские рестораторы вернулись к работе: после практически двухмесячного запрета им разрешили открыть летние площадки. А на следующий день Кабинет министров на своем заседании принял постановление, которым позволил заведениям общественного питания размещать за каждым столиком не по двое, а по четверо гостей, не считая детей до 14 лет. Главное условие – дистанция между посетителями должна составлять не менее 1,5 м.

Mind разбирался, почему правительство решило поддержать рестораторов и что на самом деле произошло с ресторанным рынком в период карантинных ограничений.

Маленькие, но громкие. Малый бизнес, к которым относятся и рестораторы, генерирует 16% ВВП, говорится в исследованиях министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства. Номинальный ВВП в 2019 году, по информации Государственной службы статистики, составил почти 4 трлн грн. И заведения общественного питания не занимают в нем самую большую долю. «На них приходится примерно 20% от общей доли малого бизнеса», – замечает глава Ассоциации владельцев малого и среднего бизнеса Руслан Соболь. Он добавляет, что лидерство принадлежит торговле, долю которой эксперт оценивает в 45% среди предприятий МБ.

Но именно рестораторы смогли создать вокруг своих трудностей максимальный общественный резонанс: собственники заведений общественного питания все два месяца карантина активно рассказывали о них в СМИ. При этом многие владельцы ресторанов использовали период ограничений для наращивания репутационного капитала и узнаваемости бренда в онлайн-формате. Один из самых распространенных вариантов – бесплатные мастер-классы по приготовлению блюд.

Больше всего внимания к себе привлек ресторатор (и «по совместительству» – нардеп от партии «Слуга народа») Николай Тищенко.  Его сеть «Наша карта» включает в себя четыре заведения: «Ришелье», «Сейф», «Велюр» и Olmeca Plage. Журналисты-расследователи Bihus.info установили, что в ресторан «Велюр» во время карантина приезжали чиновники, депутаты, представители крупных корпораций и партнеры олигарха Игоря Коломойского.

После выхода скандального сюжета Николай Тищенко заявил, что ресторан не работает, посетители в нем не едят, а само заведение работает как «штаб». Но позднее он отказался и от этих своих слов, заявив, что «Велюр» работает исключительно на вынос. При этом в сюжете Bihus.info можно легко увидеть, что посетители покидают заведение с пустыми руками. «После выхода этого сюжета бизнесмены поняли, что одни продолжают работать, а другие – несут убытки. Поэтому заведения стали работать нелегально», – рассказывает Mind ресторатор, пожелавший остаться неназванным.

Как удалось привлечь внимание властей? Голос представителей индустрии стал звучать гораздо громче. В начале мая рестораторы организовали под Офисом президента Владимира Зеленского «званый ланч». За наскоро смонтированными столиками все пришедшие могли перекусить пиццей.

Одним из организаторов акции выступил совладелец ресторанных сетей Tarantino Family Дмитрий Федотенков, который ранее значился как совладелец строительной корпорации «Укрбуд». Напомним: эта стройкомпания не смогла достроить 23 ЖК и передала их на баланс другому застройщику – ХК «Киевгорстрой».

«Логика подобного открытия сомнительна. В Киеве не работает транспорт. Как гости должны добираться в рестораны? У меня складывается впечатление, что власти просто копируют европейские решения с опозданием на две недели. Но проблема в том, что во многих городах ЕС работу транспорта не останавливали», – говорит Руслан Соболь.

Чуть ранее некоторые эксперты уже делали апокалиптические прогнозы. Например, по информации народного депутата из фракции «Слуга народа» Никиты Потураева, примерно 40% ресторанов не откроются после завершения карантина. Т.е. речь идет о закрытии 12 000 заведений общественного питания из около 30 000 работающих в Украине объектов.

Так ли все так плохо? После карантина закроется не более 10% заведений общественного питания, прогнозирует генеральный директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова. Некоторые заведения полностью закрылись и несут небольшие потери – до 10 000 грн в месяц на охрану помещения и гонорары бухгалтеру, другие – стараются заработать на доставке.

«Если в начале кризиса на доставку приходилось до 10% от наших продаж, то сейчас – около 20%», – рассказывает совладелец сети Pesto Café Дмитрий Погребицкий.

Большинство крупных ресторанов работают по схеме, когда на кухню оформлено ЧП, а на бар – ООО, добавляет налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса Александра Томашевская. Верховная Рада освободила всех частных предпринимателей от необходимости уплачивать ЕСВ в марте, апреле и мае. Большинство ресторанов уволили или отправили за свой счет персонал и не показывают никакой деятельности, поэтому налоги ООО не платят. Обычно, говорит Томашевская, они обязаны платить 18% налога на прибыль, 22% – ЕСВ, НДС – 20% и налог на доходы физических лиц – 18% и 1,5% военного сбора.

Кто уйдет с орбиты? Карантин – не единственная проблема рестораторов. Осенью в Украине прогнозируется финансовый кризис. Как рассказали Mind на условиях анонимности два директора ресторанных сетей, больше всего от него пострадает средний ценовой сегмент с чеком 1000–1500 грн на человека, что связано со снижением заработных плат и увольнением некоторых «дорогих специалистов». Востребованным окажется сегмент ниже среднего с чеком 200–250 грн на человека.

«Главное, чтобы проверяющие органы не устроили сейчас «террор» для ресторанов и не стали применять к ним огромные штрафные санкции. Найти проблему можно в любой ситуации. Вот это, а не карантин, может убить ресторанный бизнес», – резюмирует Ольга Насонова. 

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS