Q&A: каковы особенности блокировки налоговых накладных?

Q&A: каковы особенности блокировки налоговых накладных?

Почему борьба с уклонением от уплаты налогов стала «оружием массового поражения» против мелкого и среднего бизнеса

Цей текст також доступний українською
Q&A: каковы особенности блокировки налоговых накладных?
Фото Shutterstock

С 1 июля 2017 года в Украине должна была полноценно заработать система регистрации налоговых накладных в едином реестре налогоплательщиков. Вместе с тем налоговики получили право блокировать такие накладные при подозрении в нечистоплотном ведении бизнеса. Но запоздалое утверждение необходимых нормативных документов в сочетании с кибератакой, которой массово подверглись украинские компании, до крайности усложнило внедрение новых форм налоговой отчетности. Вице-президент УСПП Юлия Драговоз рассказала Mind, каким образом работает система, чем недоволен бизнес и почему очередная попытка улучшить налоговый контроль с треском провалилась.

Механизм возник в связи с тем, что проходили так называемые скрутки. На самом деле таких предприятий, которые пропускали через себя подобные операции, меньше 1%. Так показал эксперимент, проведенный в Киеве. Согласитесь, это немного на фоне общего количества плательщиков НДС.

Как было раньше? Борьба с этим явлением проходила в условиях приостановки договоров «на визнання електронних документів». Когда прошла операция, налоговая ее анализировала – и если видела какое-то несоответствие, то договор вообще расторгался. И потом предприятию нужно было пройти проверку: предоставить документы, которые доказывают то, что оно осуществляет реальные сделки.

Что изменилось? С 1 января 2017 года была прописана норма о том, что запрещается приостанавливать или расторгать договоры в одностороннем порядке. Подобное разрешалось делать только по двум причинам: не соответствует ключ должностного лица или закончился срок действия ключа. В связи с этим появился такой инструмент, как блокировка налоговых накладных.

В чем разница? Если раньше договор расторгался после завершения операции, то теперь его расторгают на этапе регистрации. Кроме того, если налоговая накладная уже зарегистрирована, то налоговый кредит, который возникает в связи с этой регистрацией, не требует подтверждения.

Ответственность на этапе принятия решения о регистрации налоговой накладной возросла: принимается решение о регистрации, предоставляется кредит, который не требует подтверждения, и автоматически идет возмещение НДС из бюджета. Таким образом, возникает прямая связь между регистрацией налоговой накладной и получением бюджетных денег. В связи с этим, конечно же, идет много отказов в регистрации накладных реальному бизнесу при предоставлении всех документов. 

Почему возникли проблемы с внедрением новой системы? Было предусмотрено, что до 1 апреля разрабатываются нормативные акты и запускается тестовый режим, а с 1 июля все работает в полноценном режиме. Но в связи с тем, что приказ Минфина о критериях оценки был утвержден 13 июня, зарегистрирован Минюстом 16 июня, а некоторые документы и вовсе были приняты в начале июля, старт нового механизма был отложен. Приказ Минфина о порядке работы комиссии также утвердили в июне, Но документы были сырые, с большим количеством недостатков. И в итоге тестовый режим стартовал фактически с 1 июля, когда уже все должно было давно работать в полноценном режиме.

Какие слабые места проявились в ходе тестирования?  Много проблем возникало с тем,  что все документы по одному и тому же коду нужно отправлять отдельно. Если блокируется один код, то блокируется вся накладная. Налогоплательщики начали дробить операции.

Система не предусматривает подтягивания всех документов к одной накладной. Налоговики получают документы в разных приложениях, по одному листочку. Каждую страницу приходится искать вручную и вручную же сводить. Работать с этими документами можно только распечатав. Все это очень усложняет и замедляет весь процесс.

Упорядочить всю информацию нереально, между налоговыми структурами не налажена связь. Часть информации сосредоточена на уровне областей, часть – на уровне ГФС. Все, что приносят плательщики на флешках, не попадает в систему. А те документы, которые поступают в  распечатанном виде, районные налоговые  сканируют сами.  Не успевают отправить вовремя – и сроки нарушаются еще на первоначальном этапе.

Комиссия работает отдельно с таблицами, отдельно – с документами. Бывает, что принимают только что-то одно или не успевают согласовать. Получается, что вся процедура превратилась из автоматической в ручной труд. Технически система не готова до сих пор.

Идея не сработала: если раньше налоговики жаловались, что приходится вручную вычисляться скрутчиков и обрабатывать массу информации, то сейчас объем работы увеличился втрое. И это на фоне того, что выросло количество  плательщиков, и их ответственность стала выше.

Как на ситуацию повлияла кибератака? Ключи, которые были получены через сертификационный центр, не работали: их воспринимал M.E.Doc, но не воспринимал электронный кабинет. Все это исправляли на плательщиках. Они сутками пытались отправить документы, а потом выяснилось, что это была техническая ошибка.

Как блокировка налоговых накладных сказалась на бизнесе в целом? Сейчас возникла ситуация, когда под новые критерии попали не только скрутчики, но и реальные предприятия. Они освобождены от штрафных санкций и не несут ответственности. Но из-за блокировки налоговых накладных они не могут дать своим покупателям налоговый кредит. У них оказалось под угрозой выполнение контрактов, покупатели задерживают им оплату, с ними разрывают или приостанавливают договоры, им выставляют штрафные санкции. В итоге они теряют клиентов.

А если клиенты – это торговые сети, которые и так диктуют условия, подчиняя себе поставщиков, то они чаще всего выставляют штрафы и на эту сумму уменьшают оплату за поставленный товар.

Что тревожит больше всего? Тестовый режим приводит к реальным потерям для бизнеса. Даже если комиссия принимает положительное решение, регистрации этих налоговых накладных часто не происходит еще какое-то время. Квитанции получены, а в электронной системе администрирования нет документов.

Как справить ситуацию? Законодательно урегулировать отношения между поставщиками и покупателям практически нереально.  Единственное, что можно сделать, – это восстановить право на налоговый кредит задним числом. На те даты, когда он должен был возникнуть. 

В идеале правительство, Минфин, ГФС и депутаты должны признать этот период тестовым: сейчас так или иначе все еще тренируются взаимодействовать в новых условиях. 

Следует законодательно восстановить право на налоговые кредиты в июне – июле для тех плательщиков, которые в сделке выступают покупателями. 

Важно доработать критерии и решить вопрос с обоснованностью решений комиссии. Бизнес часто даже не понимает причины отказа в регистрации налоговых накладных.

Главное, чтобы не получилось, что так старательно боролись со скрутчиками, что уничтожили реальный бизнес. Пусть даже МСБ, который не приносит значительных поступлений в госбюджет. Но он стратегически важен, поскольку работает между предприятиями и обслуживает крупный бизнес.

Сама идея блокировки налоговых накладных при такой форме реализации не вызывает доверия у предпринимателей. В нашей достаточно коррумпированной системе с фискальными подходами следовало выделить год на тестовый режим, не торопиться, все протестировать и сделать качественно. 

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно