Путь в Европу: когда завершится эра бездорожья в Украине

Путь в Европу: когда завершится эра бездорожья в Украине

На что рассчитывает «Укравтодор» в ближайшем будущем

Цей текст також доступний українською
Путь в Европу: когда завершится эра бездорожья в Украине
Фото: УНИАН

В четверг, 19 апреля, в Киеве состоялся Украинский инфраструктурный форум – 2018, который собрал представителей бизнеса, власти и ведущих экспертов по вопросам транспорта и инфраструктуры. В рамках этого мероприятия Славомир Новак, исполняющий обязанности председателя Государственного агентства автомобильных дорог Украины («Укравтодор»), рассказал о том, какие изменения ожидают вверенную ему отрасль. Mind публикует самые интересные фрагменты из его выступления.

О состоянии дорог в Украине. На самом деле такой период в дорожной отрасли и состояние дорог, которое сейчас имеет Украина, проходили почти все страны мира. Например, в Польше такая ситуация имела в 1990-х годах. Однако год за годом, шаг за шагом, имея стабильное финансирование, эволюционно реформируя отрасль, в том числе благодаря помощи и поддержке ЕС, поляки получили дороги, которые можно отнести к лучшим в Евросоюзе.

Но в отличие от Польши и других стран ЕС на финансирование дорог Украины годами выделялись минимальные средства. Например, с 2005 по 2010 год, на дороги выделялось от 3 до 5 млрд грн ежегодно. Этого не хватало даже на эксплуатацию. В этот период в стране почти ничего не ремонтировалось. Бесхозяйственность привела к тому, что на приведение дорог в порядок сейчас нужно гораздо больше, чем на эти дороги нужно было бы, если бы их поддерживали в нормальном состоянии.

Все плохо. За полтора года мы ввели ряд системных изменений, которые позволяют развиваться отрасли. С 1 января передали на баланс областных государственных администраций 120 000 км дорог местного значения. На центральном уровне [в «Укравтодоре»] осталось 50 000 км дорог национального значения. Также с начала этого года заработал Государственный дорожный фонд – это замечательный инструмент и прекрасный европейский стандарт (фонд будет наполняться за счет акцизных сборов и пошлин от нефтепродуктов, топлива и автомобилей. – Mind). Он позволяет нам прозрачно спланировать, какие направления и какие дороги мы будем ремонтировать в последующие годы.

В этом году Кабмин утвердил Государственную целевую программу развития автомобильных дорог государственного значения на 2018–2022 годы (далее – программа). Это первая масштабная программа в дорожной отрасли Украины, которая позволяет всем заинтересованным увидеть, что мы будем ремонтировать.

Подробнее о программе. Стратегическая цель – связать дорогами первой и второй категории все областные центры Украины.

В течение пяти лет дороги из разных источников финансирования получат более 300 млрд грн. Уже в этом году финансирование отрасли увеличится почти вдвое по сравнению с прошлым годом – до 46 млрд грн (без учета поступлений от таможенного эксперимента). В следующем году планируется, что отрасль получит более 60 млрд грн. То есть год от года финансирование будет увеличиваться.

К 2020 году мы отойдем от практики проведения текущих ремонтов. Останутся только капитальные ремонты. Это потребует от строительных компаний большей профессиональной подготовки, конкуренции, ответственности и привлечения новых технологий.

О поиске денег. Но программа – лишь часть общей миссии развития отрасли. Если мы хотим не только ремонтировать, но и развивать сеть, строить новые дороги – мы должны искать дополнительные источники финансирования. Есть три потенциальных источника финансирования: дополнительные ставки наполнения Дорожного фонда, такие как сбор оплаты за проезд по дорогам  большегрузного транспорта, новые кредитные линии от МФО или межправительственных кредитных соглашений и средства частных инвесторов, которые отрасль должна привлекать в рамках государственно-частного партнерства.

Об инвесторах и приоритетах. К государственно-частному партнерству, к передаче в концессию мы готовим автобан Львов – Краковец. Планируем предложить эту дорогу инвесторам до конца текущего года. Я не исключаю, что мы продолжим этот проект и включим в него северный обход Львова.

Также к объектам концессии мы относим кольцевую дорогу вокруг Киева, дорогу Киев – Белая Церковь с новым въездом в столицу через Борисполь, и дорогу Киев – Ужгород (трасса М06).

Одна из важных задач, которую я поставил перед собой, – интегрировать дорожную сеть Украины с европейской. Инициированный проект Go Highway является основой этих процессов – это основной коридор экономического роста страны, он соединит украинские порты Черного моря с портами Балтийского и Северного морей в ЕС.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно