От планов к действию: как свести к минимуму вредные выбросы в атмосферу
Можно ли полностью перевести на электроэнергию транспорт, промышленность и коммунальную сферу

Перед мировым сообществом все актуальнее становится проблема декарбонизации экономики, чтобы сократить выбросы отравляющих газов в атмосферу. При этом, на вопрос, а что же делать, ответ, чаще всего, один – отказаться от сжигания угля, газа, нефтепродуктов для производства электроэнергии и перейти на возобновляемые источники энергии (ВИЭ).
В то же время авторитетная профильная организация Eurelectric недавно выпустила отчет под названием ”Decarbonization pathways European economy”, в котором утверждает, что развитие ВИЭ – это только один из аспектов на пути к декарбонизации.
Исследование показало, что производство электроэнергии является причиной всего лишь 28% всех выбросов CO2. Остальные 72% приходятся на транспорт, тяжелую промышленность, строительный сектор. Поэтому с переходом на солнечные и ветровые станции, на что потребуется нескольких десятилетий, параллельно должны быть активизированы проекты по снижению потребления ископаемых топлив в указанных сферах в пользу электроэнергии, которая может генерироваться из возобновляемых источников видов энергии.
Насколько это реализуемо, и есть ли подобные примеры в мировой практике, Mind рассказал эксперт Данил Бабков, менеджер отдела по аналитической работе Дирекции по коммерческой деятельности ДТЭК "Энерго".
Направление – декарбонизация
Проблему декарбонизации экономики рассматривают уже давно, и на очень высоком уровне. Хотелось бы процитировать одного из высокопоставленных чиновников ЕС: «Мы можем идти по пути к стопроцентному использованию возобновляемой электроэнергии в будущем, но когда дело доходит до отопления, охлаждения и транспорта, мы не прилагаем усилий, будто у нас неограниченное количество времени».
Если присмотреться, можно заметить интересный тренд: сегодня транспортный сектор и электроэнергетика влияют на природу примерно в равной степени. Но доля ветра и солнца в генерации постоянно растет, что с каждым годом делает производство электроэнергии более дружественным к экологии. А вот автомобильный парк за последнюю четверть века, наоборот, даже повысил потребление энергоносителей на 80%, а выбросы СО2 – на 30%. Соответственно, если энергетика сумела быстрее других декарбонизироваться, почему бы не дать ей возможность помочь декарбонизировать кого-то еще?
В ряде развитых стран Европы уже запущена серия интересных проектов, как, например, коммерциализация электро-грузового транспорта (мусороуборочные машины от компании Volvo); запуск электропаромов (Норвегия); моделирование самолетов на электротяге для коротких рейсов (Airbus, Rolls-Royce, Siemens); проектирование первой в мире электродороги с подзарядкой протяженностью 2 км (Швеция).
Страны-лидеры уверенно заявляют о том, что их программа-максимум – углеродная нейтральность. То есть, сперва они планируют перевести производство электроэнергии полностью на ВИЭ, затем весь транспорт – на электричество, потом коммунальные службы – на электронасосы.
Подобные пертурбации должны свести к минимуму вредные выбросы, а все, что останется в атмосфере плохого – планируют «выкачать» с помощью специальных технологий. Для большинства стран мира подобные планы звучат как sci-fi (англ. Science fiction, научная фантастика. – Mind). А вот Норвегия еще 15 лет назад перешла от планов к действию. Как ей это удалось?
Транспорт
Сегодня Норвегия – одна из стран лидеров по развитию электрического транспорта. Разумный шаг для страны, которая более 95% электроэнергии получает от гидроэлектростанций. В 2017 году количество электромобилей и гибридов на дорогах Норвегии преодолело отметку в 200 000 единиц. Около 40% проданных новых машин имели электрический двигатель. В прошлом году численность общественных зарядных станций составила 10 000.
Такого успеха удалось достичь прежде всего благодаря эффективной системе государственной поддержки электротранспорта.
- Нулевая таможенная пошлина. С 1990 года ввоз электромобилей в страну не облагается пошлиной, которая для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) составляет до 100% от цены.
- Нулевой НДС. С 2001 года реализация электромобилей на территории Норвегии не облагается НДС, хотя для бензиновых и дизельных автомобилей размер налога составляет 25%
- Специальные номерные знаки (государственный уровень). С 1999 года за владельцами электромобилей были закреплены регистрационные номера, начинающиеся с букв EL, EK и EV.
- Бесплатный проезд по автомагистралям и пользование паромами.
- Бесплатная парковка.
- Доступ на автобусные полосы.
- Создание сети зарядных станций. Правительство Норвегии в 2009 году запустило программу по строительству национальной сети общедоступных электрических зарядных станций. Программа финансируется за счет средств, полученных от экспорта нефти и газа. Цель программы --установить вдоль автомагистралей как минимум по две скоростные зарядные станции каждые 50 километров. В 2017 году цель была успешно достигнута.
- Бесплатная зарядка (национальный уровень).
- Закупка электрического транспорта для муниципальных нужд. Многие города Норвегии заявили о полном переводе общественного транспорта на электроэнергию. Например, государственный автопарк в Осло станет электрическим уже к 2020 году. С этой целью городской администрацией был размещен заказ на 76 электробусов и на строительство соответствующих зарядных станций для них.
Норвегия грамотно следует принципу «загрязнитель платит», и использует средства, полученные от налогообложения автомобилей с ДВС, на поддержку льгот для владельцев электромобилей.
Логично будет предположить, что Норвегия станет одной из первых стран, которые откажутся от стимулирования покупки электрического транспорта, так как он просто станет конкурентоспособным и без государственной поддержки. Если текущие тенденции сохранятся, то правительству не нужно будет запрещать продажи автомобилей с ДВС в 2025 году, их и без того перестанут покупать.
Коммунальные службы
Наиболее распространенные сегодня проекты по электрификации коммунальных услуг заключаются в использовании электрических насосов вместо газовых при нагревании воды. За счет недорого производства электроэнергии с помощью гидрогенерации, район Бремен в Норвегии на 85% снабжается горячей водой от электричества.
Любопытная практика по нагреву воды используется в норвежском городе Ставангер. Вода при охлаждении «облачных» дата центров, которые использует бизнес, «забирает» себе тепло, и уже в «горячем» виде поставляется в квартиры жителей.
«Умные» города
Муниципальные власти Осло утверждают, что в идеале процессы электрификации коммунальных услуг города – водоснабжение, утилизация отходов, транспортная система, строительство – достигают максимального эффекта при их объединении в одну «умную сеть», которая работает как интеллектуальная, автоматически балансирующая и самоконтролируемая система. Другими словами, норвежцы предлагают переход к интегрированным моделям энергоснабжения, когда отдельные схемы энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения а также телекоммуникационные структуры формируют общую «систему систем».
Инфраструктура, выстроенная на новых технологиях, позволяет рационально использовать источники энергии – от минимизации вредных выбросов до онлайн-управления городскими коммунальными услугами.
Выход – в интеграции
Из доклада Eurelectric ”Decarbonization pathways European economy” следует, что европейское сообщество видит ответ на вопрос о «глобальной декарбонизации» во взаимодействии между разными секторами – электроэнергетикой, теплоснабжением, транспортом – в целях интеграции более высокой доли возобновляемых источников энергии.
По мнению авторов, подобное видение устойчивого развития стран (городов) является ярко выраженным в широком смысле трендом нового жизнеустройства, в котором сочетаются новейшие технологии, высокое качество жизни, «экологическая дружелюбность», интенсивная интеллектуализация инфраструктуры.
Ключевой фактор при этом – проникновение электроэнергии практически во все без исключения бытовые, промышленные, транспортные системы и процессы, что радикально повышает их управляемость и экологичность.
Связаться с автором: телеграм-канал
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.