Постучали по дереву: как Рада пытается защитить украинские леса

Постучали по дереву: как Рада пытается защитить украинские леса

И какие изменения ждут в ближайшее время рынок древесины

Этот материал также доступен на украинском
Постучали по дереву: как Рада пытается защитить украинские леса

Недавно в деревообрабатывающей отрасли произошло несколько важных событий – был признан незаконным и недействительным приказ Гослесагентства №42, на основании которого осуществляется реализация необработанной древесины, и принят во втором чтении законопроект №5495, который начнет действовать с 1 января 2019 года, если президент его подпишет. Соответствующий закон, в частности, устанавливает внутреннее ограничение на потребление древесины, криминализацию незаконных вырубок и контрабанды древесины, запрет экспорта древесины топливной. Координатор Комитета деревообрабатывающей и мебельной отраслей Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) Евгений Кузьменко рассказывает Mind о вышеуказанных нововведениях и последствиях их вступления в силу.

Введение внутренних ограничений на потребления леса. На прошлой неделе Верховная Рада приняла законопроект №5495, которым усиливается ответственность за незаконную вырубку и контрабанду леса и устанавливается ограничение внутреннего потребления отечественных необработанных лесоматериалов в размере 25 млн куб. м в год.

В этом контексте целесообразно вспомнить, что уже третий год в Украине действует мораторий на экспорт леса-кругляка всех пород древесины, кроме сосны, и второй год – на экспорт необработанной сосны. Хотя мораторий является дискуссионным вопросом и имеет как своих сторонников, так и тех, кто выступает за его снятие. Весомый аргумент последних – введение моратория было и остается конфликтным по отношению к обязательствам, взятым Украиной в рамках международных соглашений.

Так, в частности, в соответствии с положениями Статьи XX (g) Генерального соглашения о тарифах и торговле, государство может вводить меры, касающиеся сохранения природных ресурсов, которые исчерпываются, если такие меры проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления.

Поэтому установление вышеупомянутого ограничения внутреннего потребления отечественных необработанных лесоматериалов потенциально может усилить позиции Украины в переговорах с международными партнерами относительно действия моратория.

Что касается предельного размера потребления именно в 25 млн куб. м в год, то объемы заготовки в Украине на сегодняшний день меньше, поэтому по крайней мере в ближайшее время это не должно сказаться на обеспечении деревообрабатывающих предприятий сырьем.

В то же время эксперты Комитета деревообрабатывающей и мебельной отрасли ЕБА не исключают, что в дальнейшем появится необходимость пересмотра указанного предельного размера внутреннего потребления необработанных лесоматериалов.

Введение усиленной административной и уголовной ответственности за незаконную вырубку, а также перевозку, хранение и сбыт незаконно заготовленной древесины. Представители Комитета деревообрабатывающей и мебельной отраслей ЕБА поддерживают необходимость борьбы с незаконными вырубками и реализацией леса, и вместе с тем предостерегают, что соответствующие законодательные изменения не должны стать потенциальным источником давления на добросовестных деревообработчиков (потребителей леса).

Ведь иногда мы имеем в Украине ситуацию, когда контролирующие органы вместо того, чтобы идентифицировать и проверять тех субъектов хозяйствования, которые ведут нелегальный бизнес, истощают постоянными проверками официальные компании, которые придерживаются всех требований законодательства.

Кроме того, усиление установленных законом санкций само по себе, без наличия полной и достоверной информации относительно всего объема заготовки древесины и реализации, положительных результатов дать не сможет.

Поэтому необходимо вести полноценный учет заготовленного леса, по сути – документировать все действия во время заготовки древесины современными методами. В Украине уже существует Система электронного учета древесины во всех лесных хозяйствах Гослесагентства, а это около 70% лесхозов Украины. Единственное, что остается сделать, чтобы закрыть каналы возможных нелегальных вырубок и незаконного оборота древесины, это распространить уже существующую Систему электронного учета древесины на все без исключения лесные угодья.

Запрет экспорта древесины топливной. Очевидно, что этот шаг был вызван тем фактом, что после введения моратория экспорт деловой древесины не прекратился, а активно ведется под видом топливных дров, на которые не распространяется действие моратория. Запрет экспорта топливных дров для отечественных деревообработчиков означает больше ресурса для переработки. При этом не исключено, что указанный запрет вызовет вопросы у наших международных партнеров.

Отмена Приказа №42. Сегодня мы имеем правовой вакуум по регулированию вопросов продажи необработанной древесины и контроля за ее реализацией. А все потому, что Окружной административный суд города Киева по делу №826/18026/17 признал незаконным и недействительным приказ Государственного комитета лесного хозяйства Украины «Об усовершенствовании механизмов продажи необработанной древесины» от 19 февраля 2007 года №42, на основании которого осуществляется реализация необработанной древесины.

Эксперты Комитета деревообрабатывающей и мебельной отрасли ЕБА предусматривают, что существование такого пробела в правовом регулировании может привести к тому, что предприятия отрасли рискуют остаться без сырья или получить его в недостаточном количестве, как результат – будут незагружены, что может привести к потере рынков, сокращению персонала и другим негативным последствиям для экономики государства в целом. Поэтому рынок требует законодательно закрепленных правил реализации древесины с соблюдением условий конкуренции и доступа к ресурсу.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате